«Николай - град» (Никола Угодник: житие, судьба мощей и храмов)

Базилика Святого Николая, Бари, Италия

Из-за мощей святителя Николая Чудотворца на юге Италии в местной католической церкви городок Бари с XII века прозывается на Руси Бар-градом и становится для русских паломников священным местом после Иерусалима, Афона и Рима.
С 1913 года во многом усилиями другого, тоже теперь святого, Николая Второго — Государя Императора Российского — действует в Бар-граде и русский.



Николай Чудотворец, Никола Угодник на Руси, в России был и есть самый почитаемый святой. Поэтому иностранцы в их старинных исследованиях даже называли св. Николая «Русским Богом». Действительно, нет у нас ни одного более или менее крупного города, в котором не существовал бы Никольский храм. Св. Никола считается покровителем путешествующих, ратников, крестьян, купцов, в особенности — отдающих себя во власть морской стихии. Существуют русские иконы Николы Зимнего, Вешнего, Ратного, Путного, Мокрого... Одна из них явилась князю Димитрию Донскому, направлявшемуся на Куликовскую битву, потом на том месте князь основал Николо-Угрешский монастырь. А, например, на иконе Николы Зарайского святитель правой рукой благословляет, левой же держит обороняемый им город Зарайск.

У Николы Можайского в руках меч и Евангелие. Икона та исстари была изображена на башне Кремля, потому и названной Никольской, к ней на Красную площадь в современной Москве мимо универмага ГУМ ведет Никольская улица. Когда Наполеон, засевший в 1812 году в столице, попытался взорвать Кремль, шатер Никольской башни рухнул, но разрушение остановилось точно у края образа Николая Чудотворца.

В Октябрьский переворот 1917 года большевики, штурмуя Кремль с оборонявшимися в нем юнкерами, безжалостно били по кремлевским воротам из пушек прямой наводкой. Они отстрелили в образе святителя на Никольской башне Евангелие, Чудотворец остался с мечом в правой руке. После боев святыню завесили красным полотнищем, как вдруг майским днем 1918 года, в преддверии Николы Вешнего, множество людей на Красной площади увидели: кумачовая завеса лопнула донизу, потом кусками стала отрываться и спала на землю. Снова чудотворно открылась икона «раненого» и «несдающегося» святителя Николая.

Греческое имя Николай — одно из самых распостраненных в России, отмечает оно немало выдающихся личностей и в последних ветвях династии Романовых: Государь Император Николай Первый (1796–1855); главнокомандующий Дунайской армией в русско-турецкую войну великий князь Николай Николаевич (Старший) (1831–1891); председатель Русского исторического общества великий князь Николай Михайлович (1859–1919); Верховный главнокомандующий Русской императорской армией в Первую мировую войну великий князь Николай Николаевич (Младший) (1856–1929).

Св. Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских является небесным покровителем Государя Императора Царственного Мученика Николая Второго (1868–1918), родившегося 6 мая по старому стилю — как раз накануне 9 мая, когда празднуется память чудотворца: Николы Вешнего, — в честь перенесения мощей святителя из Малой Азии в Бари, он же Бар-град, который русским впору переименовать в Николай-град.

Все это не случайно, хотя бы оттого, что вслед за сыном Государя Петра Первого царевичем Алексеем в Бари побывал цесаревичем и будущий Государь Николай Второй, распорядившийся перемостить на свои кабинетные средства мрамором нижний храм Святого Николая, под главным престолом которого находится гробница с честными мощами чудотворца. А создание русского храма в Бар-граде началось с письма великой княгини, теперь преподобномученицы, Елизаветы Федоровны в 1911 году, в каком она Государю Николаю Александровичу писала:

«Дорогой Ники!
Посылаю Тебе мой доклад по важному вопросу — строительству в Бари русской церкви и странноприимного дома. Я, конечно, уверена в том, что единственный человек, которого Святитель Николай хотел бы видеть во главе этого благочестивого начинания, предпринятого в Его честь и из любви к своему народу, и который почитает Его превыше всех святых — это Ты, наш Государь, сподобившийся величайшего утешения — принять во Святом Крещении имя «Николай» в честь Святителя Николая. Если Ты сочтешь это разумным, то напиши на докладе свою резолюцию, что Ты желаешь быть во главе комитета...»

Кто же такой святитель Николай Чудотворец — истинный основатель Николай-града, духовно раскинувшегося от древней Малой Азии до земли Италийской и России с ее исконным «Русским Богом» Николаем Угодником?

+ + +
Родился будущий святитель Николай около 280 года в древней Ликии, расположенной на полустрове Малой Азии, в городе Патары — место в нынешней Турции на побережье невдалеке от города Анталья. Крупный порт Патары мемориален тем, что в нем садился на корабль св. апостол Павел, направляясь с Родоса в Финикию, о чем упоминается в Евангелии (Деян. 21, 1).

Родители Николая Феофан и Нонна были благородного рода, весьма зажиточны и благочестивы, но Бог долго не давал им детей. Их молитвы были услышаны, когда эта стареющая чета принесла обет посвятить сына служению Господу. Данное младенцу при крещении имя Николай: «Побеждающий народ», — указывало, что ему в своей жизни много придется преодолеть злобы людской.

Предназначение малыша проявилось сразу же, когда мальчик сам, без поддержки смог простоять в крещенской купели при совершении таинства в течение трех часов. Другое предание говорит: грудной Николай принимал молоко только из правой груди матери, а в постные среду и пятницу не проявлял аппетита. Есть также предание, что когда стали приискивать родители учителя только начавшему говорить Николаю, тот по складам произнес имя педагога, который должен научить его грамоте.

Отроком и юношей Николай отличался прилежанием как в науках, так и в благочестии. Строгий подвижник, он избегал общества женщин, а при случайных встречах и разговорах старался не глядеть им в лицо. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, посте и молитве. Николаю настолько удалось преодолеть греховную страстность, что этот юноша казался старцем, отрешившимся от всего земного. Он ревностно показал себя в званиях чтеца и диакона.

Молодого человека высоко отмечал его дядя, тоже Николай, являвшийся епископом в Патарах, и посвятил племянника в пресвитера. Новому священнику Бог судил выразить себя во всей своей духовной высоте, когда епископ Патарский отбыл в Палестину на поклон святым местам, и пресвитеру Николаю пришлось замещать дядю в епископском правлении. Кроме того, в это время родители будущего святителя скончались и оставили ему большое наследство.

Вот тогда-то и произошла знаменитая история, с которой поныне всемирно св. Николай почитается таинственным новогодним дарителем, например, — Санта-Клаусом (Николаусом), а в России — так и был Николаем Угодником, одаривавшим на Рождество, Новый год. Однако в СССР, увы, превратился Николай Чудотворец в безлично-атеистического Деда Мороза, да еще с некоей Снегурочкой, «заимствованной» из языческого сказания о «берендеях».

Жил тогда в Патарах человек, имевший троих дочек-красавиц. Когда-то богач, он впал в нищету до того, что перестало семейству хватать даже на хлеб, а уж замуж выдать дочерей в их убогих рубищах и мечтать не мог. В отчаянии решился бедняк сделать их проститутками. Узнавший об этом св. Николай хотел ему помочь, но понимал, что из-за былого могущества этот не растерявший гордыни человек не примет милостыни. Помнил угодник и заповедь: «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас».

Однажды ночью св. Николай отсыпал золотых монет из родительского наследства в узел и прокрался к домишке незадачливого отца троих красавиц. Отворил там окно и бросил сокровище. Утром, наткнувшись на узел, долго не могла опомниться от счастья эта семья, сразу же выдали замуж старшую дочь.

После свадьбы снова собрал золото в узел св. Николай, опять пробрался к домишке, швырнул его туда через окно, быстро скрылся. Вторую дочь отдал замуж отец. Человек этот сделал огромный духовный скачок, он неустанно молился, благодарил Бога за неведомого угодника, но и мечтал узнать, кто же благодетель. В третий раз, когда св. Николай бросал приданое третьей его дочке, хозяин выскочил наружу и пал к ногам Николая Угодника. Святой поднял того с земли и взял клятву, чтобы он никому не говорил о его благодеяниях.

Когда епископ Патарский вернулся из паломничества, в Палестину отплыл пресвитер Николай. Из-за последующих плаваний св. Николай, проявивший себя в них прозорливцем и морским чудотворителем, стал покровителем моряков. Около Египта он предрек на корабле надвигающуюся бурю, которая внезапно разразилась и стала бросать судно щепкой. По молитвам праведника море так же неожиданно стихло. После этого угодник сумел своими молитвами возвратить к жизни матроса, разбившегося о палубу после падения с мачты.

Пробыв на Святой Земле, пресвитер Николай договорился с некими корабельщиками о возвращении в Ликию. Но те решили обмануть его, завезти в другую, нужную им сторону. Когда св. Николай на борту судна увидел, что оно идет не по его маршруту, стал просить капитана повернуть. Ему отказали. Начал молиться угодник, пока не поднялся сильнейший ветер. Ураган повернул корабль и погнал к берегам Ликии. Команда была не в состоянии справиться со своим парусником и вместе со святым оказалась в Патарах, где пресвитер Николай, по своему обыкновению, простил ее.

 

Памятник Св. Николаю Чудотворцу в Бари

После этого св. Николай удалился в монастырь. Однажды на молитве он услышал голос:

— Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мною от тебя плод. Уйди отсюда и поди в мире к людям, чтобы прославить в тебе имя Мое.

Тем не менее, из-за скромности св. Николай решил снова оказаться среди людей не в Патарах, где его все знали, а совершенно неизвестным человеком в еще большем городе, в котором легче затеряться, — в Мирах, столице Ликии. Там он стал жить как нищий, но неуклонно посещал все церковные службы.

В Мирах накануне смерти архиепископа Ликии Иоанна было угоднику ночью видение. Господь Иисус Христос в великом блеске стоял перед ним и подал Евангелие, оправленное в золото и жемчуг. С другой стороны Пресвятая Богородица возложила на плечи св. Николая святительский омофор.

Умер архиепископ Ликийский Иосиф и собрались в Миры для избрания нового церковного главы епископы Ликийской страны. Однако они не смогли придти к общему согласию ни по одной кандидатуре. Решили обратиться к Богу, чтобы указал Его изволение. Во время горячей молитвы старейшему епископу явился муж, сияющий светом, и приказал ему в эту ночь стать в притворе храма, чтобы заметить, кто первым придет на утреннее богослужение, — это и есть будущий глава Мирской архиепископии по имени Николай.

Старец-епископ сообщил о том другим архиереям и пошел в храм. Св. Николай всегда становился на молитву дома еще с полуночи и потому первым появился в церкви на утреню. В притворе молитвенника остановил седовласый епископ и спросил, как его звать. Угодник онемел от внимания к себе такого лица и молчал на все вопросы. Наконец, робко промолвил:

— Называюсь я Николай, раб святыни твоей, владыко.

Епископ, опознавший Божьего избранника и по его смирению, с радостью повел св. Николая на собор архиереев. Но чудотворец, узнав о высоком сане, в который его собираются возвести, пытался отказываться. Лишь неотступные настояния епископов, прихожан, память о Евангелии и омофоре, врученных ему Спасителем и Богородицей в видении, убедили угодника в необходимости рукоположения. Все же, став архиепископом Мир Ликийских, святитель не изменил своим правилам: носил простую одежду, постнически ел раз в сутки вечером.

В это время римский Император Диоклетиан поддался антихристианству своего соправителя Галерия, и с Никомидии началось беспощадное гонение. Там в день Пасхи сожгли прямо в храме 20 тысяч христиан. Архиепископ Мир Ликийских Николай, продолжавший громко проповедовать во имя Божие, был заключен со своей паствой в тюрьму. Потянулись 8 лет христианского подвига святителя в темнице, где благодаря его исповедничеству многие самоотверженно пошли на мученичество.

В 311 году Галерий, изнуряемый страшной болезнью, как пишет древний историк, «оказал свое снисхождение христианам, позволяя им опять оставаться христианами и строить домы для своих собраний».

Освободившись из заточения, «мученик изволением», «без крове венечник» св. Николай снова занял кафедру Мир Ликийских.

В.Черкасов – Георгиевский
Посвящается 125-летию со дня рождения
и 75-летию кончины Главнокомандующего Русской Армией
генерала барона Петра Николаевича Врангеля
(15.08.1878 - 25.04.1928)

 

Источник http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=282&mode=thread&order=0&thold=0