Православные новости

Предстоятель УПЦ Митрополит Владимир госпитализирован в тяжелом состоянии


Вчера, в воскресенье 30 сентября, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир был снова госпитализирован. На сегодняшний день врачи оценивают состояние здоровья Блаженнейшего как тяжелое, сообщает секретарь Предстоятеля УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, слова которого публикует официальный сайт УПЦ.

Подробнее ...

О разных политических смыслах церковно-исторических дат между Россией и Украиной

 

Знакомые из России, поздравляя меня с днем рождения, который выпадает на 4 ноября, как-то вскользь отметили: вот здорово, что я родился именно в этот день! Это ведь выходной, можно лучше приготовиться к семейному празднеству. Да и сам по себе день почитания Казанской иконы Божией Матери – этот церковный праздник также отмечается 4 ноября – имеет символическое значение для православного народа.

 

Но мои друзья не учли, что они живут в России, где 4 ноября, День народного единства, выходной, а я – в Украине, где это обычный рабочий день. Ну и символичность Казанской иконы мне тогда казалась сомнительной. Вот о Владимирской Богоматери (второе, а точнее первое название которой «Вышгородская») я слышал еще со школы. На уроках истории рассказывалось об этой святыне, пребывающей на протяжении долгого времени неподалеку от Киева, а потом вывезенной на север Руси князем Андреем Боголюбским, спалившим перед этим стольный град. Популярны Почаевская Богородица, Холмская, связанная с именем первого короля Руси Даниила Галицкого. Но что символичного для украинцев в иконе, носящей имя далекого татарского города Казань? Уже позже, закрыв пробелы своих знаний о российской истории, связанные с периодом Смутного времени, я понял этот самый символизм и пересекающиеся смыслы религиозного праздника и государственного, российского.

 

Еще каких-то четверть века назад на просторах одной шестой части суши (то есть бывшего Советского Союза) церковные праздники, мягко говоря, не поощрялись вообще, а государство на официальном уровне отмечало, за редким исключением, лишь праздники коммунистического происхождения. Когда советская эпоха подошла к концу, с ней потихоньку начали исчезать ее праздники, а им на смену государства были вынуждены создавать новые красные дни календаря, заимствуя оные в том числе и из православных святцев. Но вот примечательно, что, имея одинаковую традицию церковных празднеств, два государства стали использовать ее по-разному, вкладывая в каждое свой смысл. И вышеприведенный пример с общецерковным (украинским и русским) почитанием иконы Казанской Богоматери и абсолютно разным отношением к этому дню со стороны государств – не единственный.

 

Взять хотя бы отмечаемый 9 ноября день памяти преподобного Нестора Летописца. В России это событие проходит скромно. То ли дело в Украине! В этот день начиная с 1997 года отмечается День украинской письменности и языка, таким образом, самого печерского монаха считают на государственном уровне основателем украинского письменного языка. Интересно, что 9 ноября в Украине ежегодно находит свое выражение идея национального единства (вот вам параллель с 4 ноября в России!): проводится всеукраинский диктант, который транслируют по радио. Под диктовку дикторов пишут – добровольно, конечно – десятки тысяч людей. К слову, именно в этом году был установлен национальный рекорд: 689 студентов и сотрудников Киевского университета им. Б. Гринченко, пребывая одновременно в одном месте, писали такой диктант.

 

А вот День славянской письменности и культуры, отмечаемый в День святых Кирилла и Мефодия, в Украине – праздник так себе. По крайней мере ничего примечательного в связи с его проведением не припоминается. В России же в настоящее время этому празднику уделяют на порядок больше внимания, проводя разнообразные культурные мероприятия.

 

Отметим и разное прочтение праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На церковном уровне Покров – великий праздник, и в России он довольно широко почитается, свидетельством чему является множество храмов, освященных в его честь. Среди них такие всемирно известные памятники архитектуры, как Покровский собор на Красной площади и храм Покрова на Нерли. Но в общем-то, за пределы церковной жизни праздник не перешел.

 

В Украине дело обстоит совершенно иначе. Еще со времен Запорожской сечи именно Покров Богородицы считался небесной защитой казачества. Главный храм Сечи, в каком бы месте она ни находилась, неизменно был Покровским. День украинского казачества на государственном уровне отмечается 14 октября, то есть именно на Покров. Более того, этот день символически (ведь точную дату высчитать сложно) считается днем создания Украинской повстанческой армии, которую в нынешней Украине уподобляют войску запорожцев. 14 октября начиная с 2005 года в городах Украины проходят шествия и митинги националистов. В октябре с.г. президент Украины Петр Порошенко в поддержку инициативы общественности отменил День защитника Отечества 23 февраля (бывший День Советской армии и Военно-морского флота) и установил праздник День защитника Украины 14 октября, мотивируя это исторической традицией чествования украинского войска.

 

Стоит поговорить еще об одном религиозном празднике, который в отличие от вышеупомянутых присутствует среди государственных как в Украине, так и в России, – о Дне Крещения Руси. Вот, казалось бы, точка соприкосновения между государствами. Какой разный смысл тут можно вкладывать? Оказываться, еще как можно! Чтобы понять это, достаточно сравнить определения к празднику, данные приблизительно в одно время в двух странах. Крещение Руси – «день, от которого идет история современного цивилизационного выбора стран, крещенных в киевской купели», – говорится в обращении Архиерейского Собора РПЦ к президентам России и Белоруссии с предложением отмечать дату на государственном уровне. «Этот праздник… фиксирует… преемственность тысячелетней истории Украины, нашей нации и государства... Это – большое присутствие Киева в мировой истории и его цивилизационное влияние на соседние (sic!) земли и народы», – это уже из поздравления соотечественникам Виктора Ющенко в 2009 году. В России праздник был взят на вооружение адептами «Русского мира», утверждающими, что князь Владимир «мыслил в восточном направлении». А в Украине ныне принято считать, что через крещение Киевское государство приняли в семью христианских монархий Европы, и тем самым был предопределен европейский вектор развития наследующего ему современного украинского государства.

 

Религиозная составляющая особых дней календаря привлекает идеологов и строителей наций. Скорее всего указанными выше случаями огосударствления церковных праздников – и при этом их дальнейшими разночтениями – Украина и Россия не ограничатся.

 

 

Анатолий Хливный