Православные новости

Святейший Патриарх Кирилл освятит в Эйн-Кареме русский собор

 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий паломническую поездку по Святой Земле, в понедельник освятит под Иерусалимом новый русский храм.

Собор во имя всех святых, в земле российской просиявших, построен на территории русского Горненского монастыря в пяти километрах от Иерусалима. Эта обитель — самая большая за пределами канонической территории Русской Православной Церкви. Она входит в структуру Русской духовной миссии в Иерусалиме, основанной 165 лет назад на Святой Земле.

Горненский монастырь был построен в середине XIX века в местечке Горнее, куда, согласно Евангелию, пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, чтобы сообщить своей родственнице, праведной Елисавете, о будущем рождении Спасителя. В этом селении Богородица брала воду из источника, который до сих пор источает ее.

Подробнее ...

Очередная провокация вокруг екатеринбургских останков по инициативе священника Петербургской епархии

Останки безызвестных людей, выдаваемые за мощи Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, предлагают разместить в восстанавливаемом на средства государства Феодоровском соборе Петербурга

14 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге состоялось шестое расширенное заседание Попечительского совета храма Феодоровской иконы Божией Матери. Прибытие сопредседателя совета Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира было ознаменовано звоном воссозданных колоколов Феодоровского собора, после чего члены совета и участники совещания ознакомились с ходом реставрационных работ, побывав на стройплощадке восстанавливаемого Дома причта, в верхнем и нижнем храмах собора.

Совещание проходило в нижнем храме, в обстановке только что обустроенного нового убранства. Его вел председатель комитета ГД РФ по связям с религиозными объединениями и общественными организациями Сергей Попов. Из членов Попечительского совета были также председатель Законодательного собрания Санкт-Петебурга Вадим Тюльпанов и князь Димитрий Романов с супругой.

Присутствовал широкий круг участников реставрации, депутаты Государственной Думы, представители правительства города, министерства культуры, в том числе вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Метельский, глава Администрации Центрального района Мария Щербакова, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Владимир Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери протоиерей Александр Сорокин и др. В мероприятии также принял участие представитель Объединения членов рода Романовых Иван Арцишевский, один из организаторов состоявшейся накануне сомнительной конференции «Венценосная семья – обретение покоя», которую проигнорировала Русская Православная Церковь.


На совещании подводились очередные итоги реставрационных работ и утверждались планы на предстоящий, 2012 год, который должен стать завершающим годом реставрации. В их числе был вопрос о будущем названии для создаваемой после открытия собора площади. Один из членов Совета предложил назвать ее Романовской, что, по его мнению, будет логично и закономерно. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Метельский, поддержав эту инициативу, посоветовал написать губернатору города Георгию Полтавченко письмо от Попечительского совета. «Есть ведь некоторые процедурные вопросы, надо, чтобы все у нас шло в юридическом русле», – резонно заметил И.Метельский.

Но самый интересный вопрос был поднят в самом конце заседания Попечительского совета. Неожиданно настоятель Собора протоиерей Александр Сорокин предложил найденные в Поросенковом логу под Екатеринбургом останки безызвестных людей, выдаваемые определенными силами за мощи Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии Николаевны, временно разместить в Феодоровском соборе. «Я хотел бы просто поставить вопрос, не предрешая ничего, поскольку храм романовский в народе построен был к 300-летию Дома Романовых, я бы хотел, чтобы мы подумали в плане подготовки к празднованию 4 ноября 2012 г., когда храм будет уже сдаваться. Как известно, останки Алексея Николаевича и Марии находятся в музее. Может быть, на временное хранение можно было бы подумать их попросить сюда в этот романовский храм. Я думаю, попечительский совет вправе такой вопрос ставить и просто проработать этот вопрос. Считаю, это было бы уместно и достойно», – заявил священник. «Я не называю их осознанно мощами, поскольку церковного решения нет, а вот останки, доказано, что они подлинные, я знакомился с материалами. Почему останки Алексея Николаевича и Марии хранятся в музее? Они могут храниться, хотя бы временно, в храме. Я ставлю вопрос для обсуждения. Хотелось бы, чтобы мы как-то на это среагировали», – предложил протоиерей Сорокин.

Предложение священника было столь неожиданным, что смутило даже председателя Комитета Государственной Думы по связям с религиозными объединениями и общественными организациями Сергея Попова, который вел заседание Попечительского совета храма Феодоровской иконы Божией Матери. «Спасибо за постановку. Я думаю, что мы будем ориентироваться на владыку (митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира). Благословит он нас? Давайте вместе подумаем над решением, потому что здесь есть несколько вопросов, связанных и с сохранением, и с обеспечением безопасности, в том числе и вопросы, что это (останки) должно в надлежащем виде сохраняться. Поэтому это отдельный проект, который надо, конечно, обсуждать», – отметил Сергей Попов, который был явно растерян.

Очевидно, что предложение протоиерея Александра Сорокина о временном размещении в Феодоровском соборе так называемых «екатеринбургских останков» носит откровенно провокационный характер. Еще бы! Ведь Церковь не признает останки мощами Святых Царственных Мучеников. Позиция Церкви в этом вопросе остается неизменной, – это еще раз со всей очевидностью стало понятно буквально накануне, когда энтузиасты Поросенкова лога следователь В.Н.Соловьев, общественный деятель И.С.Арцишевский не получили церковного благословения на проведение своей конференции, хотя и пытались его заполучить, и даже что называется с черного хода, т.е., попытались добиться благосклонности митрополита Санкт-Петербургского Владимира.

Представим, что будет, если идея отца Сорокина воплотится. Государство восстанавливает к 400-летию Династии Романовых Собор. Этот проект замышлялся как своего рода символ церковно-государственного единства. И вдруг выясняется, что в Соборе находятся, не признаваемые Церковью, не почитаемые народом сомнительные «мощи». Получается, государство навязывает народу почитание «екатеринбургских останков». Да в этот собор верующие ведь ходить не будут, только иностранные туристы, как сейчас в Екатерининский придел Петропавловского собора, где под давлением Ельцина и Немцова в 1998 г. были захоронены «екатеринбургские останки». В итоге Феодоровский собор, который должен стать символом симфонии Церкви и государства, превратится в символ раздора Церкви и государства. Видимо это и является целью тех сил, которые кулуарно, без обсуждения с общественностью, без благословения Священноначалия, что называется по-тихому, проталкивают эту идею.

Тут уместно вспомнить, что протоиерей Александр Сорокин уже не первый раз выступает с сомнительными идеями о характере церковно-государственных отношений. Идея симфонии Церкви и государства, которая святоотеческой традицией со времен святого благоверного Императора Юстиниана рассматривается, как образец церковно-государственных отношений, вызывает у руководителя информационного отдела Санкт-Петербургской епархии прямо-таки аллергию. Вот, в частности, что он говорил в своем докладе «Уроки «Октября» в религиозном аспекте» в рамках круглого стола «Уроки Октября», который проходил в помещении исторического музея-крейсера «Аврора» 7 ноября 2007 г. по инициативе Центра социально-консервативной политики (цитируем по епархиальному журналу «Вода живая», который редактирует отец Александр, так что сомнений в аутентичности быть не может): «Мечта о Третьем Риме обернулась реальностью Третьего Интернационала… Уже сама по себе православная мечта о Третьем Риме была порочна и губительна, ибо то была мечта о несбыточной симфонии Церкви и государства. По сути она и сгубила оба первых Рима, из которых, правда, первый быстро возродился и существует доныне, отказавшись от этой порочной идеи и доказав, что он есть Рим первый и последний («вечный город»). Уже эта мечта – о Третьем Риме – говорила, с моей точки зрения, о пороке, вкравшемся в православное сознание еще во времена средневековой Руси. Большевистский Третий Интернационал в зловеще карикатурной форме довел эту идею до логического завершения (не будем забывать, правда, «Третьего Рейха»)».

Вот так, ни больше, ни меньше. Рим (то бишь Ватикан) есть Рим первый и последний, вечный город! А «Третий Рим – Москва» – порочная и губительная мечта, а симфония Церкви и государства несбыточна. И это говорит, напомним, настоятель Собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери, который замышлялся в начале ХХ века и сейчас восстанавливается как зримый образ соработничества Церкви и государства, симфонии в современных условиях. Хорошая будет «симфония», если настоятель Собора откровенно «держит фигу в кармане» в отношении государства.

 

Историческая справка

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге строился к 300-летию царствования Дома Романовых. 5 августа 1911 г. архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении епископа Гдовского Вениамина (Казанского), будущего священномученика, и епископа Гродненского Михаила (Ермакова) и в присутствии Великого Князя Михаила Александровича торжественно заложили храм. 15 января 1914 г. митрополит Сакт-Петербургский священномученик Владимир (Богоявленский) освятил главный придел верхней церкви в присутствии Государя и Царевен, членов Императорской Фамилии, представителей разных сословий и потомков подписавших грамоту об избрании Михаила Феодоровича па царство. Начавшаяся война резко замедлила работы, полностью собор был освящен только осенью 1920 г. После революции монахи (собор был подворьем Городецкого Феодоровского монастыря) продолжали служить в соборе до конца июня 1932 г. (решение о ликвидации президиум Леноблисполкома принял 10 мая 1932 г.). Затем храм был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли. В 1993 г. городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии, но только в августе 2005 г. храм возвращён в ведение епархии. В октябре 2006 г. председатель Государственной Думы Борис Грызлов принял предложение прихода Феодоровской иконы Божией Матери взять под свою опеку дело восстановления храма. Об этом было публично объявлено во время встречи Бориса Грызлова с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в Санкт-Петербургском Епархиальном управлении 15 ноября 2006 г. В начале 2007 г. был сформирован Попечительский совет под председательством Б.Грызлова. Сопредседателем Попечительского совета стал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В Совет также вошли губернатор Санкт-Петербурга, а ныне спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, председатель комитета Государственной Думы по связям с религиозными объединениями и общественными организациями Сергей Попов, президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин, председатель Внешторгбанка (ВТБ) Андрей Костин, князь Дмитрий Романович Романов.

Первое заседание Совета прошло в Ореховом зале Государственной Думы 23 января 2007 г. 31 января того же года совещание по реставрации собора прошло в Законодательном собрании Санкт-Петербурга под руководством председателя петербургского парламента Вадима Тюльпанова. Реставрационные работы в Феодоровском соборе начались 22 июня 2007 г. В этот день в храме состоялись молебен и рабочее совещание под председательством члена Попечительского совета, председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова. Реставрация финансируется из федерального бюджета, городского бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных источников, в частности, ВТБ. Доля федерального бюджета составляет более 80% всех расходов. На данный момент на реставрацию собора выделено более 1 млрд рублей.

http://rublev-museum.livejournal.com/228460.html