Православные новости

Православных больше, чем верующих

 

Ученые Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) проанализировали срез религиозного мировоззрения и поведения православных сограждан. Иными словами, попытались научными методами измерить степень воцерковленности россиян, называющих себя православными. На вопросы "Журнала Московской Патриархии" отвечает автор работы — заведующая отделом социологии религии ИСПИ РАН доктор социологических наук Юлия Синелина.

Подробнее ...

Опасная линия раскола



Общество неоднозначно относится к конфликтам вокруг РПЦ и патриарха Кирилла. Почти половина россиян считает жесткую позицию РПЦ оправданной, в то время как больше трети полагает: ей следовало бы почаще проявлять милосердие. Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, которые обнародованы сегодня, 15 июня. Дело Pussy Riot, скандал вокруг крещения дочери Киркорова, рожденной суррогатной матерью, спор патриарха с соседями по поводу квартиры в Доме на набережной и эпизод с драгоценными часами предстоятеля РПЦ — жесткая реакция церкви на все эти события и разоблачения была оправданной. Так считают 43% респондентов, опрошенных ВЦИОМ, в основном пожилые и небогатые православные россияне. 35% полагают, что церкви следовало «проявить милосердие, вместо того, чтобы вступать в склоки и тяжбы». Так чаще всего считают атеисты, сельские жители и молодые люди в возрасте 25–34 года. При этом 22% опрошенных оказалось трудно определить свою позицию.

Примечательно, что выше всего уровень поддержки РПЦ в Москве и Санкт-Петербурге (51%), хотя эти города считаются либеральными и оппозиционно настроенными. Эксперты ВЦИОМ считают, что дело просто в большей информированности столичных жителей о сути конфликтов. На селе чуть больше людей, чем в среднем по стране (37%), призывают иерархов к милосердию и прощению.

Раскол не проходит однозначно по линии «верующие — неверующие». Естественно, в группе православных уровень поддержки РПЦ выше, чем в среднем по стране (48%), но солидарные с жесткой позицией церкви граждане есть и среди последователей других религиозных течений (31%), и даже среди атеистов (23%). Среди неверующих также больше всего тех, кто считает такую линию церкви недопустимой, однако меньше половины (47%). Треть представителей других конфессий и атеистов (30%) не смогли определить свое отношение к околоцерковным конфликтам.

«Раскола в обществе пока нет, но нет и консолидации по отношению к церкви как к системе, являющейся источником моральных ценностей, — сказал «МН» гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. — Такая консолидация отмечалась в обществе несколько лет назад, а сейчас наступила эрозия». Социолог считает, что этому способствовал принятый в 2010 году закон о реституции, против которого выступало музейное сообщество. «Именно тогда появились обвинения церковных деятелей в стяжательстве, — говорит Федоров. — А последние несколько месяцев эту тему активно отыгрывала оппозиция». По мнению гендиректора ВЦИОМ, отношение к церкви — это «опасная линия раскола»: «Нашему обществу нужны интеграторы, которые бы не расчесывали национальные раны, а врачевали их».

«До религиозных войн мы не дойдем, — успокаивает замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — Раскол есть, его фиксируют все опросы, но для большинства населения эта тема периферийна. Заявление о солидарности с РПЦ — скорее инерционное отношение к церкви, к которой принято относиться положительно, в первую очередь из-за гонений в советский период». При этом эксперт считает, что из-за конфликтов вокруг РПЦ от церкви могут отвернуться молодые, динамичные люди, которые часто идентифицируют себя как православных, но не воцерковленных. То есть тех, кого патриарх Кирилл как раз хотел привлечь в лоно церкви.

 

Наталья Рожкова

Московские новости