Отпевание усопших

 При ритуале омовения тело умершего облачают в одежды чистые или новые, в чем будет заключатся верование в будущее обновление тела покойного по воскресении При ритуале омовения тело умершего облачают в одежды чистые или новые, в чем будет заключатся верование в будущее обновление тела покойного по воскресении

 

 

 

Отпевание - это заупокойный богослужебный чин. Полное его название "мертвенное последование", а не отпевание. Совершается такое последование лишь один раз над одним человеком или сразу над несколькими, если например это захоронение братской могилы. Отпевание производится в открытом гробу. В церковной практике это определяется как сопровождение усопшего в иной мир. Напутствие в жизнь бесплотную. Состоит из : стихиры, канона, апостола, Евангелия. Больше половины текста поется, поэтому в простонародии этот богослужебный чин и назвали отпеванием. Существует несколько его видов:


1) мирское
2) монашеское
3) иерейское
4) младенческое
5) в Пасху


Отпевание бывает нескольких форм:1)в храме 2) на дому 3) заочное (если человеческое тело невозможно обнаружить). Не отпевают некрещенных, иноверцев, инославных, самоубийц, атеистов.

 


Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой  милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме


 

 

Цель отпевания не сам обряд и не желание магическим образом избавить усопшего от всех грехов, но целью является искренняя молитва от сердца.
Такая искренняя молитва и нас готовит ко встрече со Христом в любой час, так молитва и облегчает путь усопшего ко встрече с Богом. Отпевание не является пропуском в рай. Отпевание только облегчает путь души ко Господу. Вот перед нами наглядный пример того, что молитва необходима. Господь распят был на кресте с двумя преступниками и один сказал, чтобы Господь его помянул во Царствии Своем и Христос сказал, что тот будет с Ним в Раю. Лк 23, 42:43.


Молитва за усопших, тем более молитва в Церкви, необходима. В апостоле говорится, что признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг задруга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак 5, 16. Это как раз к слову о молитве церковнослужителей.


Ещё один аргумент в пользу того, чтобы над телом усопшего совершалась такая молитва с церковнослужителями и лучше в храме.: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" Мф 18 - 19,20
"Бог же не есть Бог мертвых, но живых" Лк 20,38. Так Господь точно нам указывает, что все люди живы, даже если они погибли телесно.
В ветхозаветное время был такой Иуда. Он увидел некоторых израильтян, которые были убиты за проступки, за беззаконие, но о них всё равно помолился:

"На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.
И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям; и сделалось всем явно, по какой причине они пали.Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное,и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении;
ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха."

 


Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Заказать в монастыре в Иерусалиме



 
Если человек в предсмертном состоянии, то нужно очень постараться, поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, добровольно со стороны самого принимающего такие дары. Если человек не крещен, то покрестить. Можно так же пособоровать такого человека. В такие моменты человек, его душа острее воспринимает мир духовный. Особенно когда душа человека отходит от тела. Перед человеком открывается невидимый мир и это может сильно угнетать душу человека. Тем более душу неподготовленную. Лучшим средством в таком случае будет чтение канона молебного на отход души от тела. Канон можно читать как над телом, так и дома.


 
Про такие молитвы говорил апостол Тимофей: "Итак, прежде всего прошу совершать молитвы прошения..." 1 Тим 2,1. Человек отошёл ко Господу. Что же теперь? Захоронение происходит на 3 день, отпевание совершается тоже на 3 день. Отпевание производится на 3 день потому, что именно в 3 день душа отправляется с земли в духовный мир.Но перед этим покойного сперва отмывают, начиная с головы и заканчивают ногами. Крестообразно трижды отираю все части тела. На теле обязательно должен быть нательный крестик. Уста должны быть сомкнуты. Веки на глазах должны быть закрыты. Руки складываются на груди так, что правая рука становится поверх левой крестообразно. Тело усопшего покрывают особым покрывалом - саваном. На голову надевают бумажный венчик с надписью "Святый Боже...". В правую руку кладут икону или распятие. Все присутствующие должны держать в руках свечи во время молитвы.


 
 
Желательно всем родственникам помолиться дома, хотя бы от себя, но можно сделать усилие над собой и почитать Псалтирь. Есть специальный канон для усопших, можно и его почитать, помолиться. В храме обязательно нужно подать записку: панихиду или сорокоуст.


О Псалтири: над усопшим сразу с первого дня нужно читать Псалтирь. желательно 3 дня подряд, не прекращая и не останавливаясь. Если нет такой возможности, то нужно хотя бы целый круг чтения совершить. Можно совершать чтение в любом месте, как над телом, так и в удалении, перед иконой.


Усиленную молитву за усопшего нужно совершать до 40 дня. Гроб на 3 день выносят ногами вперед из храма или из дома. Во время выноса тела поют "Трисвятое". Если отпевание в храме совершается, то гроб с телом ставят на специальную подставку ногами к алтарю. Около гроба ставят подсвечник с зажженными свечами. На отдельном столике - поминальная кутья.


 
Что может значить венчик? Венчик - это символ победы над земной жизнью. Таким образом человек в жизнь вечную идет победителем. КОгда гроб уже опускают в могилу, то поется "Трисвятое". Крест ставится у ног усопшего, с распятием к лицу. Вот отпевание и прошло.
Но что же ещё может сделать человек для усопшего, для души усопшего, после захоронения?

 

 

Нужно творить милостыню, молиться, поститься. В этом тайный смысл. Так мы облегчаем участь человека, перешедшего в вечную жизнь, так мы приводим Бога в милость. Молитва может быть разной: и домашней и храмовой. Желательно в храме заказать сорокоуст. Можно сразу на полгода или на год заказать поминание. Смысл сорокоуста - это поминание человека в храме в течение 40 дней. 40 дней вынимаются частички за поминаемых людей из специальной просфоры для поминания на проскомидии. Очень сильным духовным оружием и помощью для усопшего будет неусыпаемая Псалтирь, заказ неусыпаемой Псалтири. Так мы боремся за душу усопшего. Это будет хорошей милостыней для усопшего. Усиленная молитва должна быть до 40 дня и в домашней молитве. Есть канон за усопшего, где можно поминать имя усопшего. Так же в утренних молитвах, в помяннике, упоминать имя человека отошедшего в иной мир. Смысл такой усиленной молитвы таков: первые 2 дня душа пребывает с ангелом на Земле и посещает те места, в которых жила и пребывала. В 3 день Господь призывает к Себе на поклонение. С 3 по 9 день душа в сопровождении ангелов переходит в рай и там пребывает, пока снова не предстанет перед Богом на 9 день. С 9 по 40 день ангелы отводят душу в ад и на 40 день душа снова, 3 раз, приходит ко престолу Господню. Там Бог и определяет место, где душа и будет пребывать. Поэтому все 40 дней необходимо молиться за душу. Ведь в это время решается судьба человеческой души.


 
 
 
 
Несколько фактов об отпевании:

 

 

В Рождество Христово и на Пасху тело в храм не вносят.

До 7 лет отпевание происходит по-особому: нет слов о прощении грехов. Церковь верит, что после упокоения младенцы становятся особенными молитвенниками обо всех, кто их любил.

Заочное отпевание происходит в особых случаях: когда тело сгорело в пожаре, когда было затоплено и не обнаружено, на войне затеряно.
Свеча об отпевании ставится на канун.

Самоубийцы, бывшие в неадекватном состоянии, отпеваются. остальные самоубийцы не отпеваются.

Панихида совершается многажды, а отпевание только один раз.

Отпевание не обряд, но молитвенное последование.

 

 


Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Заказать в монастыре в Иерусалиме


 

Во время отпевания усопшего, а также в некоторых случаях при совершении литии и панихиды в память об умершем ставится на особом столе коливо или кутия, это сваренные зерна или пшена, или риса, заправленные медом или сахаром, украшенные также изюмом и мармеладом, отчего блюда всегда должны иметь слегка приятный и сладкий вкус. Семена, приправленные медом или сахаром, означают надежду и веру живых, что душа, усопшая в благочестии, наследует жизнь приятную и сладкую. Таким образом, коливо и кутия выражает уверенность живых в бессмертии умерших, в их воскрешение и их блаженность жизни через Господа Иисуса Христа, дарующие своим верным чадам воскрешение и вечную жизнь. Как семя малейшее, в земле погребенное, возрастет и впоследствии приносит будет совершенные и обильные плоды, также как и человек, предаваемый земле смертью, восстанет опять из небытия в блаженство вечное.