Память Евфросинии Суздальской

Действующий женский Ризположенский монастырь, основанный в начале 13 векаДействующий женский Ризположенский монастырь, основанный в начале 13 века

 

В понедельник, 1 октября, в Музейном комплексе Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале состоялись памятные мероприятия, посвященные 800-летию со дня рождения святой преподобной Евфросиньи Суздальской. В экспозиции «Золотая кладовая» была представлена недавно отреставрированная в ВХНРЦ имени Грабаря икона «Евфросиния в житиях» XVII века. Организаторами встречи выступили Владимиро-Суздальская епархия и Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

 

Пророческие сны

Что мы знаем об этой великой святой? Житие Евфросиньи Суздальской рассказывает, что ее родители - князь Михаил Всеволодич и его супруга Елена - горячо желали наследников, поэтому часто посещали Печерский монастырь, молили Бога, чтобы даровал им детей. Жили они тогда в Киеве при дворе великого киевского князя Всеволода Чермного, отца Михаила. Сам Михаил не имел самостоятельного княжения, но считался одним из наиболее знатных князей.

По горячим молитвам явилась им Богородица и предсказала рождение дочери, которая ещё в юности станет невестой Христовой - уйдёт в суздальский монастырь, чтобы там посвятить свою недолгую жизнь служению Господу. И когда Елена благополучно разрешилась от бремени, счастливые родители назвали дочь Феодулией (в переводе с греческого - раба Божья). Случилось столь памятное в их жизни событие в 1212 году.

Крестили новорожденную в той же Печерской обители, сам игумен окунал ребёнка в купель. Уже с грудного возраста девочка удивляла своих родителей: отказывалась брать грудь кормилицы, если та накануне ела мясное или молочное. А когда Феодулия подросла, отказалась от скоромного и питалась весьма скудно: хлеб, соль и вода стали её повседневной пищей.

В возрасте 9 лет княжна стала испытывать особую любовь к книгам. А домашним её учителем стал боярин Фёдор, товарищ князя по юным летам. Именно под его неусыпным оком девочка рано научилась грамоте и прослыла умной не по годам отроковицей.

В окружении любящей семьи и благочестивых молитвах проходили юные годы рабы Божьей Феодулии. А в это же время в северо-восточной русской стороне игуменье суздальского Ризоположенского монастыря тоже было видение, что скоро в обители появится молодая инокиня знатного происхождения, которая своей благочестивой жизнью и свершением богоугодных дел прославится на всю Русь.

Уход в монастярь

За стенами родительского дома жизнь бурлила отнюдь не духовная, подчас диктуя людям свои жёсткие условия, зачастую не совместимые с нормами христианской морали. 20-летнюю Феодулию сосватали за суздальского княжича Феодора, сына Ярослава Всеволодовича. Жених был младше её на целых семь лет. Так часто случалось в прошлом.

Этот брачный союз их детей должен был примирить два наиболее могущественых рода на Руси. Однако малолетний княжич внезапно умер, поговаривали, что его смерть была выгодна новгородским боярам, для которых этот брак не сулил корысти. Примирения не произошло, и князья остались заклятыми врагами на всю оставшуюся жизнь.

После трагической гибели жениха Феодулия отправляется в суздальский Ризоположенский женский монастырь. Игуменья, помня предсказание о юной девице из знатной семьи, приняла Феодулию без колебаний.
Юную послушницу постригли в день преподобной Евфросинии Александрийской, и с этого времени она стала инокиней Евфросинией.

Евфросинья славилась среди монастырских насельниц не своей знатностью, а мирным характером и зрелыми, не по летам, проповедями о греховной сущности человека, и толкованием Священного Писания. Всё время она проводила в неустанных молитвах и часто постилась, отказываясь даже от хлеба. А во время богослужений пела на клиросе. Слава о Евфросинье, твёрдой молитвеннице, докатилась до Суздаля и выплеснулась на просторы Руси. И народ потёк в Ризоположенский монастырь, чтобы увидеть молодую инокиню и получить её благословение.

Евфросинья обладала даром предвидения, а также даром врачевания душевных и телесных ран. Она стала исцелять страждущих, которые приходили к ней не только из Суздаля, но и из дальних русских земель.

Дар предвидения

О даре предвидения Евфросиньи тоже ходили легенды. Однажды Господь открыл ей, что недалёк день, когда от язычников содрогнется земля Русская, а станется так потому, что народ отошёл от своей православной веры, безмерно грешит и не кается.

 

Фото предоставлено пресс-службой ВСМЗ. ИконаФото предоставлено пресс-службой ВСМЗ. Икона

 

В ужасе содрогнулась Евфросинья, но открыла монахиням Божье пророчество. И сказала, что Суздаль будет сожжён и разграблен монголо-татарами, но монастырь неустанными молитвами инокинь спасётся. Так оно и случилось. Как повествует предание, в 1238 году монголы осадили город и вырезали его население. А монастырь по горячим молитвам насельниц покрылся туманом, язычники его не заметили и прошли мимо. Те монахини, которые усомнились в её предсказании и во время нашествия татар пытались искать спасения вне монастырских стен, погибли.

Открылась Евфросинье и мученическая гибель своего отца Михаила Черниговского, и наставника Фёдора в Орде. Тогда она написала князю письмо, призвав его крепиться духом, чтобы не посрамить перед язычниками веру свою православную, а если смутится, боярин Фёдор, верный соратник и друг, пусть будет ему помощником.

А вскоре Евфросинья предрекла кончину настоятельницы монастыря. После смерти игуменьи инокини выбрали главою обители Евфросинью. И не ошиблись: монастырь, несмотря на тяжёлое время, содержался новой настоятельницей согласно строгому монастырскому уставу. И уже незадолго до своей кончины она основала рядом с ним «вдовью» обитель - Троицкий монастырь, так как вдовиц в эти тяжкие годы бродило по Руси многое множество и негде им было преклонить голову. Вот о них и позаботилась преподобная Евфросинья.

А потом она занедужила. Хворала недолго и 25 сентября 1250 года ушла из жизни, именно в тот день, когда за 17 лет до кончины приняла постриг и стала монахиней, пережив своего отца всего лишь на четыре года.

Спор вокруг мощей

Во второй половине XVI века монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий собрал все предания о монахине Евфросинье и написал её житие. Епископ же Суздальский Варлаам представил житие тогдашнему митрополиту Московскому и всея Руси Антонию, а тот ознакомил с ним царя Ивана Грозного.

И Русская Православная Церковь канонизировала Евфросинью Суздальскую, причислила к лику святых в чине преподобной. А дата ее рождения 18 сентября (1 октября) стала днём её поминовения во всех православных храмах России. Вспоминает Церковь о ней и 25 сентября (8 октября), в день её смерти.

После смерти преподобной Евфросиньи ее мощи хранились в Суздале, в Ризоположенском монастыре, но в 1923 году его закрыли, а мощи святой передали в музей, где они хранились долгие годы. И только в 1999 году монастырь вернули Русской Православной Церкви. В 2007 году вновь открытая женская обитель торжественно отпраздновала своё 800-летие.

А что же мощи? Еще в 1988 году две святыни — мощи преподобной Евфросиньи и святого преподобного Евфимия (основателя знаменитой Спасской обители) Суздальских были переданы Владимиро-Суздальским музеем-заповедником тогдашнему священнику Русской Православной Церкви Валентину Русанцову. А потом Русанцов основал собственную, так называемую, Автономную церковь, забрав с собой и мощи. В ходе недавнего судебного разбирательства было вынесено решение вернуть святые мощи Русской Православной Церкви.

 

 

Алиса Городцова  "Московский комсомолец"