По святым местам

Греческие Православные Монахи В Иерусалиме

 

Даже о святых местах приходится писать в связи с политическим положением.
Положение в Иерусалиме было таково, что посещать „Старый город" туристам не рекомендовалось. Обнесенный стенами Сулеймана Великолепного[1], со своими семью воротами, со своими базарами, мечетями, монастырями и синагогами, он представлял собою маленький средневековый мирок каким-то чудом сохранившийся в двух шагах от современной жизни. В городе, в тесном кольце стен, четыре „квартала" - христианский, мусульманский, армянский и еврейский - и в каждом свои святыни, но мало чем отличаются один от другого эти тесные каменные переулки. Досадно было бы побывать в Иерусалиме и не увидеть святых мест и Старого города. Один из иеромонахов „Русской миссии", отец Филипп, редактор маленького журнала „Святая земля", так сказать, собрат по перу, предложил сопровождать меня в этом не особенно безопасном путешествии, надеясь, что его ряса избавит нас от возможных неприятностей.

 
Мы вошли в город через „Яффские ворота", где стоят башни турецкой цитадели, и долго бродили по солнечным переулкам, вымощенным розовым, скользким, как лед, камнем, отполированным за столетия сандалиями и бабушами, то по полутемным, пахучим, крытым базарам.

Вход в Яффские ворота 1910 года. На фото еще видно турецкую башню с часами,

снесенную после 1917 года по распоряжению Британских властей.

Ни одного европейского лица. Только у патриархии попались навстречу два-три греческих священника, да на одном перекрестке стоял полицейский пикет с винтовками, да и то были арабы. Люди в фесках и „галибиях" или в бедуинских „кефиях" и „абайях" (бурнусах) сидели на корточках в тени домов. Все лавки на базарах были заперты, даже лавченки, что продают крестики и терновые венцы. Отперты были только булочные, где беднота покупает хлеб свой насущный - библейские лепешки, да черномазые мальчишки носили в корзинах «газозу» и жалкое лакомство - натыканные на лучинки дрянные яблоки, политые для большей соблазнительности розовым растопленным леденцом. Изредка проходил нагруженный огромными мешками с ячменем или кукурузой ушастый ослик. А так - сонное царство. Мы бродили по затихшим базарам, вдыхали прянный запах   имбиря и мускатных орехов, заглядывали в двери монастырей. Эти абисинские, сирийские и греческие монастыри стоятъ здесь, может быть со времени вселенских соборов. Они по наружному виду мало похожи на монастыри: глухая стена в переулке христианского квартала, забранное железом оконце, низенькая дверь, а за ней каменный дворик, и какие-то женщины восточного типа вывешивают на галерейке полосатые перины.
 
Ни сверкающих ненавистью глаз, ни криков по нашему адресу. Только в глухом месте,    когда мы свернули к „Стене плача", нас окружили какие-то молодые люди, в фесках, но одетые по-европейски, похоже на то, что из „комитетчиков",и оживленно стали говорить по-арабски. Можно было понять, что они спрашивают у священника, кто его спутник- американец или англичанин? Узнав, что мы „москоби", арабы пропустили нас, и это был   единственный инцидент. Но не без некоторой опаски мы прошли к "Стене плача". В эти дни у стены не было ни одного еврея. Унылая циклопическая стена, невыразимой   древности, политая слезами стольких поколений, зацелованная, отполированная от касаний. Говорят, что где-то в этих местах находится дом муфия, что он смотрит иногда из окошка на плачущих евреев, поглаживая свою красивую бороду. Но тогда евреев не было даже в соседнем еврейском квартале.  На всякий случай они переселились в новый город, покинув древние синагоги и очаги предков. Рядом сидел в будке араб-полицейский и читал газету „Фаластин", заголовок которой похож на произведение искусства. Улицы залиты солнцем. Розовые камни под ногами скользили, как бальный паркет. У стены стоял ослик в нарядной уздечке и оглашал окрестности невыносимым криком. А в нише ворот - солнечная площадь и мечеть Омара[2] сияла своей майоликой...
 
С волнением приближаешься ко Гробу Господню[3]. Ведь тысячу лет наши предки считали  это место одним из самых священных мест на земле, может быть, самым святым. Ученые изыскатели доказывают, что Христа не могли бы положить здесь в гробницу: здешние места находились внутри городской черты, а хоронили только вне стен города. Дело не  в    этом. Миллионы пилигриммов, грубых сердцем крестоносцев, русских паломников в лаптях, болгарских селяков, людей из всех стран, простодушной верой и слезами сделали это место святым. Они приносили сюда все лучшее, что у них было в сердце. В каком- нибудь бургундском городке, или в глухой рязанской деревушке они вздыхали о стране   ваий и иерихонских роз, о земле, которую попирали стопы Христа, о тех иерусалимских улицах, по которым шел Он на Голгофу[4]..

Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Фотоальбом "Палестина и Египет". Фотографы Ф. Бонфис и Цангаки. Март 1894 г. 

 

Кажется даже церковь не настаивает на подлинности Крестного Пути. Древние улицы проходили на два метра ниже и где-то рядом, на месте теперешних домов. Но миллионы людей плакали, следуя этими улицами, шаг за шагом, вспоминая события, которые случились по дороге на Голгофу.

 
Под жгучим полуденным солнцем мы тоже шли по узким улицам. Странно было слушать объяснения моего проводника, узнавать среди этих турецких переулков евангельские места, вернеe, память о тех местах, на которых была представлена величайшая драма евангельского миpa. Столько раз приходилось читать описания христианских древностей, но никогда не приходило в голову представить себе все так, как оно есть на самом деле: пыльные и пустынные улицы, стены церквей и монастырей, построенных на достопримечательных пунктах, грязные дома, решетки на окнах, лавки, кофейни и вывески на арабском языке. А ведь за этой стеной была Вифезда[5], „пруд милосердия", а  по другую сторону купель Израиля, где мыли жертвенных животных, и тут же стояли неприступные башни Aнтония[6], которые штурмовал XV легион, а в нескольких шагах находилась Претория[7], из которой Пилат вышел к бунтующей толпе и, пожимая плечами, брезгливо улыбаясь, пытался понять, чего хотят от него эти исступленные люди. Тут, вероятно, стояли благородные портики, как это полагается, на месте, где римский чиновник представляет перед провинциалами Рим, и среди холодных и строгих колонн особенно странно звучали крики о распятии! За углом Соломоновой улицы стояла Мать, и мимо Нее, в сопровождении вооруженных людей и взволнованных толп, проходил Ее Сын, а еще дальше грубые солдаты, которые торопились покончить с неприятным „нарядом", заставили Симона Киринеянина[8] нести Крест и тем обессмертили навыки скромного и ничем не замечательного человека. Все четырнадцать остановок Крестного Пути отмечены церквями и монастырями или надписями на стенах соседних домов. Одно yтешениe: нет на улицах ни туристов, ни гидов, ни щелкающих кодаков.
 
Христианское предание утверждает, что в эпоху второго храма святые места лежали вне  городских стен, значит Христа могли распять и погребсти там, где теперь находятся самые дорогие святыни христиан всего миpa. Хозяевами их являются представители трех церквей: греческой, католической и армяно-грегорианской. Раньше всех пришли сюда греки, еще во времена Византии[9], и ревниво охраняют свое первородство. В эпоху Крестовых походов[10] появились католики и позже других, при султанах, армяне, игравшие большую роль в делах Блистательной Порты[11], бывавшие неоднократно великими визирями и выхлопотавшие для своих единоверцев привиллегии у святых мест. Только представители этих исповеданий могут служить на Гробе Господнем, только их патриархов встречают торжественно у Камня Помазания. Сам епископ  Кентерберийский[12], во время посещения гроба, не претендовал на такие привиллегии. Здесь все освящено тысячелетней традицией, каждый уголок святых мест закреплен за тем или иным исповеданием, а на почве соревнования происходят вечные конфликты между церквями.
 
Ко Гробу Господню надо пробираться по кривым переулкам. Древний храм с почерневшим византийким куполом стоит среди невзрачных полуразвалившихся домов. На солнечном дворике, на месте древнего aтриума Константиновой базилики[13], от которой остались только основания четырех колонн, бродили какие-то восточные люди в фесках. Стена храма подперта железными фермами, и за уродливым железом подпорок видны два романских портала, таких, какие можно встретить где-нибудь в Тулузе или Авиньоне: храм был построен крестоносцами. Внутри церкви полумрак. В дверях на нарах, какие обыкновенно стоят при входе во всякое присутственное турецкое место, полулежал мусульманин-привратник, по-восточному, одну ногу вытянув, а другую поставив на ложе. Одна из курьезных традиций: хранители Гроба Господня из мусульманской семьи. Ключи передаются от отца к сыну в течение многих веков.
 
Вы входите в храм и вас охватывает сумрак, тишина, запустение. Наверху видны на месте обвалившейся штукатурки, кирпичи древней кладки, стены закоптели от свечной гари, восемнадцать колонн, которые поддерживают ветхий купол, не видели ремонта сотни лет. Во всех закоулках - темнота, копоть, какая-то особенно грустная тишина. Но, может быть, таким и должен быть храм Того, Кто родился в яслях, в пещере, под теплые вздохи волов и шорох соломы? В пасхальную ночь сюда приходят тысячи людей, арабов, сирийцев и бедуинов, с женами и детьми, с глиняными сосудами с водой, чуть-ли не с подушками и циновками и располагаются в тесноте и давке, как у себя дома, в ожидании, когда из закопченного оконца часовни Ангела, патриарх протянет пучек потрескивающих свечей, и тогда храм наполняется теплотой и чадом многих тысяч огней. Может быть, такие же простые сердцем пастухи, рыбаки и ремесленники ходили за Ним по галилейским горам и теснились к Нему в капернаумских синагогах?
 
Bce xpистианские святыни - Камень Помазания, Гроб, Голгофа, место обретения Креста, гробница Иосифа из Аримафеи и Католикон, греческий собор, находятся под сенью одного огромного купола. Над Камнем Помазания висят гроздья золоченых ажурных лампад, и такие же лампады висят над Гробом Господним и над Лобным местом. Греческий монах показывает отмеченное серебряной звездой место, где стоял Крест. Все обложено мрамором алтарей, но сквозь отверстие в звезде виден грубый камень скалы, и веруюшие припадают к нему, потрясенные близостью того Mиpa, в котором жил  Спаситель. Склонясь над Гробом Господним, они стараются увидеть в щель под мраморной, разбитой на 2 части, плитой, кусочек гробницы, в которой 3 дня покоилось тело Христа. В католическом приделе, где францисканцы[14] сильными мужскими голосами поют латинские гимны, паломники просовывают трость в отверстие, за которым стоит столб бичевания, и лобзают ее в упоителыюм желании причаститься страстей Христовых. Они спускаются по обветшалым ступеням базилики святых Константина и Елены[15], где стены в крестиках, нацарапанных рыцарскими мечами, со слезами на глазах смотрят на древние цистерны, в которых по преданию найдены были благочестивой византийской императрицей остатки Креста, с уважением взирают на „пуп земли" в Католиконе, на вделанный в раму камень, часть того камня, который отвалил от могилы ангел на рассвете первого дня недели, когда женщины горестно шли среди масличных деревьев и несли „алвастровые"  сосуды с ароматами...
 
Главные святыни находятся в руках православных и католиков. Остальным исповеданиям предоставлены маленькие часовни. Почему-то запомнилась коптская часовня с радостными, как бы детскими, иконами и мрачная сирийкая часовня, где на земляном полу стоит деревянный - грубо раскрашенный алтарь - предел бедности и простоты. Или равнодушия? Абиссинцы[16] служат в торжественные дни наверху, на крыше храма, около купола базилики св. Константина и Елены. Здесь они разбивают полосатые шатры, раскрывают пурпуровые зонтики и поют молитвы на древнем  гортанном языке.
 
Покидаешь Гроб Господень и перед глазами все еще поблескивают гроздья лампад, самое характерное, что есть в храме. Такие же лампады, с разноцветными елочными шарами или с виноградными гроздьями из хрупкаго стекла, свисают и с мрачных сводов гробницы святой Марии, там, за Львиными воротами, где пыль, камень и солнце. А по другую сторону Кедронской долины[17] уже растут тысячелетия маслины Гефсиманского сада[18], деревенская дорога поднимается вверх на, склоне Елеонской горы[19], увенчанной русской колокольней, и с нее открывается потрясающий душу вид на Иерусалим.
 
Нельзя без трепета смотреть на этот город! Отюда взирал на него Даниил Заточник[20], первый русский паломник, и плакал. „Есть же святый той град Иерусалим, и около него горы каменны, велики и высоки... никто не может не прослезиться"...
 
Горы не велики и не высоки. Они казались огромными его простой черниговской душе.   Но есть в них какая-то гармония, соразмерность со всем этим гpyстным и благородным пейзажем, с воздухом евангельских воспоминаний.
 
За стенами, которые протянулись стройной декорацией на холмах, виден купол мечети Омара и городские дома. На крепостном склоне у Золотых ворот[21], - заложенных турками, чтобы помешать какому-то христианскому пророчеству, - раскинулось арабское кладбище. Ниже лежит Кедронская долина в оврагах, в оливах, в тропинках, в каменных хижинах. Вся Иocaфатова долина[22] перед вами с тысячелетними могильными камнями и костями башмачников, пророков и царей. А по другую сторону, далеко за страшными и безжизненными горами, за проклятой Богом Иудейской пустыней[23], синевой мелькнуло Мертвое море[24] и видна тамарисковая зелень Иордана[25].

Вид на Храмовую гору ИерусалимаФотоальбом "Палестина и Египет". Фотографы Ф. Бонфис и Цангаки. Март 1894 г. 


Дорога спускается с холма, в оливах и кипарисах, как две тысячи лет тому назад. По ним бредут ослики с кладью, с кувшинами, или мешками. Арабские женщины идут рядом. Там лежат любимые места Христа - Вифания[26], - дом Симона Прокаженного[27], где Он не гнушался ни вина, ни общества грешников и блудниц и гостеприимный домик Марии и Марфы[28]. Там жил Лазарь[29].
 
Вифания значит - „дом пальм". Ни одной пальмы. Только оливы, серебристая, пыльныя, древья, растущия на красной палестинской почве, среди каменистых холмов. Куда бы ни падал взгляд с этой горы, всюду кусочек земли, отмеченной евангельским повествованием. Вот - земля горшечника[30],  купленная  за тридцать сребренников для погребения странников, по цвету, действительно, похожая на ту, из которой делают сосуды. Вот - далекая дорога в Иерихон[31] - дорога доброго самарянина[32], на которой теперь опять царит разбой. И страшнее всего - лиловатые холмы Иудейской пустыни, Мертвое море, пепел Содома и Гоморры[33]...


Примечания

[1] СУЛЕЙМАН I (1495–1566), прозванный в Европе Великолепным, десятый и, как считают, величайший султан Османской империи. Для большинства он Сулейман I, те же, кто считает, что Сулейман, который правил частью османских владений в 1403–1411, был султаном, называют его Сулейманом II. Сулейман Великолепный родился 27 апреля 1495 в Трабзоне. Сын султана Селима I (правил в 1512–1520), занял трон после смерти отца в 1520 и царствовал до конца жизни. Был образованным человеком, покровительствовал науке и искусству, реформировал и кодифицировал османское законодательство. Во время своих тринадцати имперских войн Сулейман на равных противостоял национальным государствам Европы и Азии 16 в. Основная борьба шла за Венгрию и Средиземноморье. Главным союзником Сулеймана I был Франциск I, король Франции, стремившийся использовать напор османов на востоке, чтобы связать руки своим габсбургским соперникам на западе. В итоге появились на свет знаменитые Капитуляции 1536, по которым Сулейман предоставил французам торговые привилегии, сделавшие Францию главным западным торговым партнером Османской империи, заложившие фундамент французских интересов и влияния в Леванте и положившие начало франко-османскому союзу, продолжавшемуся триста лет. Войны Сулеймана в Венгрии проходили в три основных этапа. На первом главный удар османов приняла на себя (1520–1526) независимая Венгрия. Сулейману удалось овладеть Белградом (1521) и разгромить венгерскую армию в битве при Мохаче (Южная Венгрия, 1526). Нанеся поражение Венеции (1505) и Египту (1517), османы получили контроль над Восточным Средиземноморьем. В 1522 Сулейман отвоевал у ордена иоаннитов о. Родос и приступил к завоеванию Триполи и Алжира в Северной Африке. Своими победами в Средиземноморье он намеревался положить конец господству на море Испании. В 1536 османы в союзе с Францией напали с моря на Северную Италию. Вслед за этим Венеция вступила в войну на стороне Габсбургов. 25 сентября 1538 объединенный венецианский и габсбургский флот потерпел поражение от османов в сражении у западного побережья Греции, и османский флот установил гегемонию на Средиземном море. Османскую экспансию на восток Сулейман направил против государства Сефевидов в Иране. В ответ Сефевиды стали поддерживать распространение среди тюркских племен Восточной Анатолии еретические религиозные учения, а также устанавили дипломатические и военные отношения с противниками Османской империи, Габсбургами в Европе и португальцами в восточных морях. Но лишь после заключения мирного договора с Австрией в 1533 Сулейман обратил свое внимание на восток, организовав против Сефевидов три похода (1534–1535, 1547–1548 и 1554). Сулейману удалось завоевать Ирак, большую часть Курдистана и Западную Армению, но он не смог навязать Сефевидам решающего сражения, а их тактика выжженной земли поставила его в зависимость от растянутых и ненадежных путей снабжения из Анатолии. Вдобавок среди сыновей Сулеймана начались разногласия в связи с вопросом о престолонаследии. В 1555 Сулейман подписал мир с Ираном, по которому все его завоевания были подтверждены, но ему пришлось расстаться с планами присоединения Азербайджана и Восточной Армении. Завоевание османами арабских земель от Средиземного моря до Красного моря и Персидского залива вместе с военно-морским господством в Средиземноморье сделали Сулеймана главным защитником старых ближневосточных торговых путей из Индии и Китая в Европу. Португалия попыталась открыть новый путь для торговли с Дальним Востоком через мыс Доброй Надежды, однако Сулейман занял основные порты на Красном море и в Персидском заливе и направил военно-морской флот в Индийский океан. Тем самым он помешал португальцам установить господство над восточными морями, так что часть международной торговли по-прежнему шла через территорию Османской империи. При этом жесткое управление экономикой позволило нейтрализовать большую часть последствий от открытия нового торгового пути. Завоевания Сулеймана I дополнили Османскую империю на западе и востоке, поэтому правление Сулеймана выглядит как период закрепления завоеваний его предшественников. Сулейман издал серию законов, которые охватывали все аспекты управления государством и жизни общества. Впервые система управления Османской империей была изложена в письменном виде, причем одновременно делалась попытка привести ее в соответствие с шариатом. Для турок Сулейман I всегда был Kanuni, «Законодатель». Однако в правление Сулеймана были посеяны семена последующего упадка Османской империи. Первоначальные успехи османов были связаны с личным вкладом первых десяти османских султанов, которые проявили незаурядные способности в управлении Империей и сами водили армии в походы. На старости лет Сулейман практически устранился от дел и передал их великому визирю, ставшему главным правителем и военачальником. Это дало возможность различным группировкам в правительстве и обществе соперничать за назначения в армии и администрации и за престолонаследие. Основной конфликт разгорелся между тюркской аристократией, потомками доосманских тюркских правителей Анатолии и т.н. классом девширме, коренными христианами, обращенными в ислам. Каждую из этих групп поддерживали члены султанской семьи, боровшиеся за власть при дворе. При Сулеймане позиции тюркской аристократии мало-помалу были сведены на нет. Этого удалось достичь передачей ее поместий представителям класса девширме и заменой старой феодальной кавалерии регулярными частями (самым известным был корпус янычар), в которых служили представители класса девширме и их сторонники. Умер Сулейман I в Сегешваре (Венгрия) 7 сентября 1566 во время своего последнего похода против Габсбургов. Престол перешел к его сыну Селиму II, с которого начался период упадка Османской империи. По материалам энциклопедии "Кругосвет".
 

[2] Кубат-ас-Сахра (Купол над скалой) на Храмовой горе Мория, которую автор ошибочно называет «мечетью Омара». (Прим. П.Платонова).
 
[3] Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, стоит на том месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.
 
[4] Голго?фа (греч. ???????, ??????? ?????; ивр. ????????, «лобное место» от арам. g?lgalt?, букв. «череп»; лат. Calvaria) — исторический холм на окраине Иерусалима, где был распят Иисус Христос. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса (Иоан.19:17-18). Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам. По материалам википедии.
 
[5] Вифезда (ивр. ?????? ??? ?????, «бассейны Бейт Хисда», также «овечьи бассейны»; греч. ?????????, «место благодати, исцеления») — два водоёма (бассейна), вырытые в русле реки Бейт Зейта (??? ????) в Иерусалиме. В Библии упоминается как место исцеления Иисусом Христом расслабленного. По материалам википедии.
 
[6] В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония - в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма. Сейчас на этом месте находятся 2 католических монастыря. По материалам википедии.
 
[7] Претория (Мат.27:27 , Мат.15:16 и ·др.). Под преторией в Иерусалиме во времена Пилата следует понимать жилище и главное местопребывание Пилата. Обыкновенно правители Иудеи жили не в Иерусалиме, а в Кесарии; но на известные большие праздники, когда по причине стечения народа особенно требовались меры предосторожности, они прибывали в Иерусалим и занимали обширные, великолепные палаты. Вероятно, претория находилась в крепости Антония, построенной Иродом, или близ этой крепости. В претории находилось не только помещение Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также площадь, где областной правитель производил суд. Кроме претории в Иерусалиме, в Н.З. упоминается еще о претории в Кесарии и о претории в Риме (Деян.23:35 , Фил.1:13 ). По материалам библейской энциклопедии.
 
[8] Симон Киринейский (Мф. XXVII, 32, Мрк. XV, 21 и др.) (один из иудеев, из города Киринеи, или Кирена в Ливии, в Африке, на з. от Египта), которого заставили понести крест Спасителя, когда Он пал под тяжестью креста. В Евангелии от Марка говорится, что он был отец Александра и Руфа (как полагают, того самого Руфа, который упоминается в Послании к Римлянам) (XVI, 13). Как бы то ни было, из этого факта становится очевидным, что сыновья Симона были весьма известные лица при написании Евангельских повествований и что упоминание их имен служит немалым доказательством истинности и подлинности самих Евангелий. По материалам библейской энциклопедии.
 
[9] Византи?йская импе?рия, Византи?я (греч. ????????? ???????????? 330—1453) — название Восточной Римской империи в западной исторической науке. Название «Византийская империя» (по городу Виза?нтий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Ромейской». Западные источники также называют Византийскую империю «Романия» (Romania, ??????? на Греческом языке). В течение большой части ее истории многие из западных современников называли её «империя греков» из-за господства в ней греческого населения и культуры. На древней Руси ее также обычно называли «Греческим царством», а её столицу «Царьградом». Столицей Византии всю её историю был Константинополь, один из крупнейших городов тогдашнего мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. С этого времени постепенно утрачивала земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман. По материалам википедии.
 
[10] Крестовые походы — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» (мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений). Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и т. д.) или решения политических задач Пап. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети (см. Крестовый поход детей). Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди Папы Урбаном II (прибл. 1035-1099),состоявшейся во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков (названных так по имени своего вождя Сельджука). Восприняв нашествие мусульман-турок как угрозу христианству, Папа согласился помочь императору, а также поставил цель отвоевать у сельджуков Святую землю. Арабы, которым Палестина принадлежала до этого, терпимо относились к христианской вере и позволяли христианам беспрепятственно посещать Палестину, однако турки были более нетерпимыми. Таким образом, Урбан опасался, что, если Палестину не отвоевать у мусульман, христиане полностью утратят доступ к своим святыням. В дальнейшем Иерусалим и Святая Земля были захвачены мусульманами и крестовые походы предпринимались для их освобождения. Последний (девятый) крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271—1272 годах. Последние походы, которые также назывались крестовыми, предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов. По материалам википедии.
 
[11] Осма?нская импе?рия, официально Высо?кое Осма?нское Госуда?рство — государство османских султанов, существовавшее с 1299 по 1923 годы. В Европе Османскую империю часто называли Оттоманской империей, Высо?кой (блистательной) По?ртой или просто По?ртой. В период расцвета в XVI—XVII веках государство включало Анатолию, Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы. Анатолия (Малая Азия), в которой расположена современная Турция, в древности была колыбелью многих цивилизаций. Турки-сельджуки, которые появились здесь в XI веке, были первой волной тюркских завоевателей, и именно они начали постепенное тюркское завоевание правившей этими землями Византии, ассимиляцию её греческого населения и усвоение её культурного наследия. Наследницей первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, которая завершила завоевание Византии взятием в 1453 году Константинополя. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520—1555), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. После окончания Первой мировой войны Османская империя распадается: Франция получает Сирию, Великобритания — Ирак и Палестину; турецкие земли входят в современную Турецкую республику. По материалам википедии.
 
[12] Архиепископ Кентерберийский — духовный глава Церкви Англии в Соединённом Королевстве, а также духовный лидер англиканского сообщества во всём мире. Нередко архиепископа Кентерберийского называют «англиканский папа». Светским лидером церкви является монарх. По материалам википедии.
 
[13] Константинова базилика – Анастасис - первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой во врмея правления своего сныа императора Константина Великого. Церковь строилась под руководством епископа Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой и была освящена в 335 г. Помимо гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. По материалам википедии.
 
[14] Франциска?нцы, («ordo fratrum minorum», «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. В Иерусалиме францискансике монахи имеют братство "Тера Санкта". По материалам википедии.
 
[15] Святые равноапостольные Константин и Елена. Константин был царем Галлии и Британии. Мать его, царица Елена, обратилась ко Христу, и сам царь был благорасположен к христианству. В то время в Риме правил император Максенций, гонитель христиан. Победив его, Константин вступил в Рим и стал править всей западной частью Римской империи. Он сразу же прекратил гонения на христиан и стал им покровительствовать. Через несколько лет, победив царя Ликиния, Константин стал государем всей Римской империи. Он стал распространять и поддерживать христианство. По его желанию Елена отправилась в Палестину, чтобы почтить великие христианские святыни и найти крест, на котором был распят Христос. По ее указанию были выстроены прекрасные церкви в Вифлееме над пещерой Рождества Христова, на горе Елеонской – месте Вознесения Господня, в Гефсимании – месте успения Богоматери, у дуба Мамврийского, где Бог Троица явился Аврааму. После долгих поисков Еленой был обретен Животворящий крест Господень. На крест положили мертвого человека, и он воскрес. Прожив после того недолгое время, Елена умерла. Константин много заботился о внутреннем устроении Церкви. По его указанию был собран I Вселенский собор, на котором был утвержден символ веры. Сам царь присутствовал на соборе и поддерживал православных против еретиков. По материалам сайта Исакиевского собора в Петербурге.
 
[16] Абиссинцы – эфиопы. (Прим. П.Платонова)
 
[17] Долина Кедрон (4Цар 23:4-6, 2Пар 15:16) называлась также долиною Иосафатовою и почиталась Иудеями и Магометанами местом, где будет происходить последний, Страшный Суд, поводом к чему служило известное пророчество Иоиля (3:12). Эта замечательная долина берет свое начало на с.-з. Иерусалима, от ворот Дамасских, и отсюда идет по северной стороне города, почти в прямом направлении до восточного угла, затем поворачивает на ю. и в этом направлении идет между Иерусалимом и гор. Елеонскою. В этой части она с той и другой стороны представляет собою обширное кладбище для погребения как Иудеев, так и Магометан. Едва ли найдется какое либо место вне Иерусалима, которое было бы окружено таким множеством свящ. местностей, возбуждающих столько библейских воспоминаний, как означенная часть долины Кедрон, идущая почти параллельно с восточною стеною Иерусалима! Гефсимания, Масличная гора, источник Силоамский, Акелдама, храм Иерусалимский и обитель св. Саввы и др., все это главным образом группируется около означенной части Кедронской долины. 1Мак 15:39 — место или крепость, около Иамнии, Газары и Азота, укрепленное Сирийским военачальником Кендевеем против вождя и Иудейского первосвящ. Симона. Она находилась, быть может, в нынешней местности: Тель-эльТурмус. По материалам библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[18] Гефсимания  (ивр. ?? ??????, гат шеманим) (масличное точило; по мнению других, масличный сад; Мф 26:36, Мк 14:32, Лк 22:39, Ин 18:1) — название священнейшего для всех христиан места, бывшего свидетелем молитвы до кровавого пота и душевных страданий нашего Господа пред Его крестною смертью. По мнению некоторых толкователей, здесь находилось селение, но по свидетельству св. ев. Иоанна Богослова, это просто был сад (Ин 18:1-3). Он лежал при подошве горы Елеонской, за потоком Кедрским, протекавшим между горою и городом, на вержение камня от первой (Лк 22:41). В саду доселе еще восемь больших и очень древних масличных деревьев. Низкая полуразрушенная стена окружает сад. По словам путешественников, францисканские монахи, владеющие означенным священным местом, сохраняют косточки от растущих здесь в обилии плодов маслины и делают из них четки. Сколько пробуждается священных, глубоко-трогательных, евангельских воспоминаний под сенью этих вековых Гефсиманских деревьев! Сюда часто удалялся Господь со Своими учениками; здесь в последнее время Он был предан Иудою Искариотом слугам первосвященника (Мф 26:36). Здесь Сын Божий вынес тот страшный гнет безмерной, душевной муки, который невольно вырвал из уст Его потрясающий вопль: Душа Моя скорбит смертельно! (Мк 14:34); здесь же под сенью этих оливковых вековых деревьев в предсмертной молитве проливался пот Божественного Страдальца, как капли крови, падающие на землю (Лк 22:44). Доселе путешественникам показывают в Гефсимании то место, где молился Господь пред Своими страданиями, равно как и высокую скалу, с довольно широкою пещерою (в 60 шагах от оного), где спали апостолы во время предсмертной духовной борьбы Господа. В этом же саду находится также погребальный вертеп Пресв. Девы Марии Богородицы, в котором и доныне сохраняется гроб ее. По материалам библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[19] Елеонская гора (гора маслин, масличная; Зах 14:4, Лк 19:37) — одна из Иудейских гор, лежащих к в. от Иерусалима, от которого отделяется долиною Кедронскою (Ин 18:1). Несомненно, что она получила свое название от оливковых или масличных деревьев, в обилии росших около нее еще с глубокой древности и вековые экземпляры которых доселе еще можно видеть на западном склоне горы в саду Гефсиманском. см. Гефсимания. Об Елеонской горе в первый раз упоминается в трогательном Библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима, по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, от шел босой... (2 Цар 15:30 и след.) Кроме сего, она прямо называется горою Елеонскою еще один раз в В. З., именно в книге прор. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку (14:4). Впрочем есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом (3Цар 11:7), то она называется масличною горою (4Цар 23:13), то горою которая на восток от города (Иез 11: 23). Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. Книгах Нового Завета: и пришли в Висфагию к горе Елеонской (Мф 21:1) и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую (26:30), Иисус же пошел на гору Елеонскую (Ин 8:1), тогда они (т.е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян 1:12) и др. Настоящее название горы: Джебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селенце Тур, с церковью Вознесения. С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 англ. футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток — иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницею, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близь которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темною линиею тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию. — Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни нашего Господа соединено с этою горою для каждого христианина! Ни одно наименование в Свящ. Писании не возбуждает в нас с ранних лет детства столько трогательных и умилительных чувств, как гора Елеонская. Эта гора так тесно связана с частною земною жизнью Спасителя, что мы не можем ни читать о ней, ни смотреть на нее без чувств самого глубокого благоговения и любви. На эту гору Господь часто ходил со Своими учениками в ночное время (Ин 8:1, 18:2) для молитвы и телесного успокоения; здесь, в виду Иерусалима, Он скорбел о несчастной, грядущей судьбе его; беседовал с учениками о чудесных будущих событиях, о конце видимого мира, разрушении св. града, о страданиях, гонениях и наконец о полном торжестве и победе Своих последователей (Мф 24). Здесь изрек Он две чудные свои притчи: о десяти девах и о пяти талантах (Мф 25). Сюда, в сад Гефсиманский пошел Он с учениками Своими после Тайной вечери и молился здесь об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39). И когда смерть и ад крестною смертью были побеждены, Он вывел их (т.е. учеников) из города до Вифании, и благословил их, вознесся на небо с горы Елеонской (Лк 24:50, 51, Деян 1:12). В 1885 году Православное Палестинское Общество, состоявшее под председательством Великого Князя Сергия Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской Русский Православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной Государыни Императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры. По материалам библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[20] Игумен Даниил (автор ошибочно называет его Заточником. Прим. П.Платонова). Древнейший, дошедший до нас, памятник русского паломничества в Святую Землю, написанный очевидцем, принадлежит игумену Даниилу, личность и время странствования которого выясняются лишь по немногим указаниям, встречающимся в его хождении. Сравнение Иордана с рекою Сновою, протекающею в нынешней Черниговской губернии, заставляло Митрополита Евгения предполагать, что Даниил был Черниговским уроженцем. Хотя и в других местах России, напр: в Орловской губернии, встречаются реки с этим именем, обозначающим способ течения (от глагола: сновать), тем не менее упоминание Даниилом одних южнорусских князей, отчасти подкрепляет мнение Митрополита Евгения и заставляет предполагать в Данииле южнорусского уроженца. Хождение Даниила, начинающееся и оканчивающееся Царьградом, наводит на мысль, что странствование, его в Святую Землю могло быть предпринято не прямо; из России, а после более или менее продолжительного пребывания в Царьграде, который, как известно, находился в непрерывных сношениях с древнею Русью. В труде своем Даниил в числе Русских Князей называет Великого Князя Киевского Святополка Изяславича (1093–1113) и упоминает о Балдуине I, короле Иерусалимском (1100–1118), во времена которых совершил он свое хождение по Святой Земле. Кроме того, город Акра, отнятый крестоносцами у арабов 20 Мая 1104 года, упоминается Даниилом как находящейся уже во власти крестоносцев. Таким образом, предельным временем хождения Даниила представлялись года 1104–1113. Но Даниилом указывается еще одно обстоятельство, которое могло бы более точно определить год его странствования, именно сопутствие его Балдуину в походе последнего против Дамаска. По материалам из «Православного Палестинского сборника» издания Императорского Православного Палестинского Общества С. Петербург. 1883 год, из выпуска № 3 и выпуска № 9. Вступительная статья М. А. Веневитинова.
 
[21] Золотые (или Восточные) Ворота (Шаар а-Заав или Баб эль Рахмех). Эти ворота использовались турками во время мусульманского периода в 17-ом веке. В этих воротах существовало два входа: один из них назывался "Воротами Покаяния", а второй – "Воротами Милосердия". По христианскому преданиям Иисус вошел в Иерусалим именно через эти ворота, поэтому они получили название "Золотых Ворот". По еврейскому преданию Мессия должен зайти в город через эти ворота. Надеясь ему помешать и рассчитывая на законопослушность евреев, арабы несколько веков назад наглухо замуровали Золотые Ворота, а снаружи устроили мусульманское кладбище (верховным иудейским священникам запрещено ступать на кладбищенскую землю): по еврейской традиции ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащая врагу, не может быть уничтожена. Крестоносцы открывали эти ворота исключительно в религиозных целях. В конце периода Крестоносцев мусульмане вернулись и продолжили править городом. Вплоть до сегодняшнего дня "Золотые Ворота" остаются замурованными. К ним прилегают важная мусульманская святыня и исламская аудитория для изучения религии. Войти туда можно только через Храмовую Гору. По материалам википедии.
 
[22] Иосафатова долина — упоминается только в книге пр. Иоиля (III, 2, 12). Означенная узкая долина тянется к с. и ю. между Иерусалимом и Масличной горой; через нее протекает поток Кедрский. По мнению некоторых, она в кн. Быт. (XIV, 17) и II книги Цар. (ХVIII, 18) называется долиной царской, и думают, что означенное название она получила или как предполагаемое место погребения царя Иосафата, или как место большой победы, одержанной Иосафатом над моавитянами и над их союзниками (II Пар. XX, 25). Называется также долиной Кедрской, по имени протекающего по ней потока. В древние времена она служила кладбищем для низших классов народа. До настоящего времени в скалах оной находится много гробов, и иерусалимские иудеи погребаются в них. Об этой долине, как мы уже заметили выше, упоминает пр. Иоиль в следующих словах: Я (Иегова) соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд ... На основании сих слов пророка евреи, магометане и некоторые из христиан полагают, что долина Иосафатова будет местом последнего Страшного Суда Божия над народами. Но означенное предположение не имеет надлежащих оснований для правдоподобия, так как здесь очевидно говорится вообще о суде на нечестивых притеснителей народа Божия, как напр. идумеев, халдеев, ассириян и др. По материалам библейской энциклопедии.
 
[23] Иудейская пустыня — пустыня на Ближнем Востоке, располагающаяся на территории Израиля, на западном побережье Мёртвого моря . С древнейших времён это место служило убежищем для отшельников и повстанцев. В этой пустыне, в устье реки Иордан, крестил людей Иоанн Предтеча, призывая их к покаянию. В византийский период здесь было множество лавр и монастырей, среди которых, самые известные были: лавра преп. Харитона Исповедника, Феоктиста, Ефимия, Мартирия, Саввы Освященного, Феодосия Великого. По материалам википедии.
 
[24] Мёртвое мо?ре (ивр. ?? ????? Ям ha-мэлах — «Море соли») — солёное озеро между Израилем и Иорданией. Является вторым после озера Ассаль озером в мире по солёности (англ. Вика. утверждает, что первенство оспаривается Антарктическими озёрами Ванда и Don Juan Pond). Побережье Мёртвого моря является самым низким участком суши на Земле: оно находится на 420 метров ниже уровня моря. Уровень Мертвого моря продолжает снижаться. В Мёртвое море впадают несколько пересыхающих ручьёв и река Иордан, приносящие каждый день до 7 млн т. воды. Море называется мёртвым, потому что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан). Содержание минеральных веществ в воде достигает 30 % (для сравнения в Средиземном море — 4 %). По материалам википедии.
 
[25] Иордан (течение, ниспадение; Быт 13:10, Ис. Нав. 1:2, Мф 3:5, Мк 1:5, 9, Лк 3:3, Ин 1:28 и др.) — эта священная для всех Христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины, в первый раз упоминается в Быт 13:10. Начало Иордана относят к различным потокам, текущим с г. Ермон и Антиливана, но есть два или три особенных потока, которым обыкновенно приписывают образование Иордана. Один из них течет в Тель-Эль-Кади на з. от Баниаса. Воды большого источника, находящегося на западном конце означенной местности, выходят из берегов, и образуют сначала маленькое озеро, а затем, выливаясь из оного, составляют быстро текущую реку по направлению к ю. По замечанию Д. Портера, это несомненно самый большой источник в Сирии и один из обширнейших в Азии. Близ него находится меньший источник на коротком протяжении, соединяющийся с вышеозначенным. Этот источник, находящийся в 4 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади, также доставляет значительную массу воды. Третий источник находится близ Хасбеи, в 12 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади (холм судей). В той же самой местности, несколько далее к с. и з., существует еще несколько и других источников. Потому-то в действительности р. Иордан берет свое начало не из двух только источников, как полагают многие, а из нескольких, которые, соединяясь один с другим в нескольких милях выше озера Мерома, дают начало самому Иордану. Пройдя около двух миль и приняв в себя соседние истоки, Иордан впадает в небольшое болотистое и мутное озеро Маррон или Самохонитское (ныне Эль-Гуле), и воды его, доселе чистые и прозрачные, делаются мутными. За этим озером Иордан течет по узкому каменистому руслу, и воды его снова очищаются, усиливаются многими притоками и составляют самую реку глубиною в 2 локтя и длиною в 3 мили. В 3/4 часах пути, ниже озера Маррон, через Иордан, как увидим ниже, построен мост из базальтовых камней с арками. В этом месте, по верованию туземцев, патриарх Иаков переправился через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через три мили затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из него и имея уже в ширину от 12 до 13 миль, он течет с постоянно усиливающеюся быстротою в некотором отдалении от гор. Вследствие чего по берегам образуется прекрасная равнина (см. Иорданская долина), понижающаяся к самой реке; наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море. Впрочем вследствие больших затруднений, сопряженных с переходом через Иордан, исследования течения этой реки не отличаются особенною точностью и подробностями. В некоторых местах она течет очень быстро, в других же нередко встречаются мелководье и броды; к тому же она совсем несудоходна для путешественников и потому, что не представляется возможности проплыть безостановочно всю реку вдоль берегов ее. Самое подробное исследование касательно течения Иордана принадлежит перу лейтенанта Линча, сделанное им в 1848 г. Над рекою к ю. от озера Гуле построен мост, называемый Арабами: мост дочерей Иакова (Дшизрбени, Якуб или Бенат), но, как кажется, он позднейшего происхождения, по крайней мере в настоящем своем виде. Мост находится на большой дороге между Галилейским морем и Дамаском. Ниже Иордан перекрещивается несколькими бродами и переправами. Несколько к ю. от Тивериадского озера видится другой полуразрушенный мост, называемый Джизр-Меджамия и очевидно, что в самом начале он был первоначально построен Сарацинами, или даже во времена Римлян. Ниже оного в различных местах находится несколько переправ или бродов, из которых главным считается Сокхофский, еще ниже в нескольких милях, где впадает в Иордан поток Зерка или Иаввок, находятся следы еще третьего моста. Последние нижние броды находятся несколько к с. от Мертвого моря. Указания на р. Иордан в Свящ. Писании очень часты. Эта река была известна Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт 13:10, 32:10, Чис 13:29). Она упоминается в Иов 40:18. Иордан был чудесно перейден Ис. Навином и Евреями (Нав 3:4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории, как например во времена Судей. Аод, Гедеон, Иеффай одерживали свои победы при Иордане над врагами Израиля — Моавитянами, Мадианитянами и другими. Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пр. Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских исцелился от проказы Нееман Сириянин (4Цар 2:8-14, 5:14). Но что всего важнее и священнее для всего Христианского мира — это то, что в Иордане, близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира. На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь и Его ученики (Ин 3:22). "Иоанн, же также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились" (ст. 23). Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого Христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе Христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни, и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских! Широта Иордана в различные времена года бывает неодинакова. Самая большая широта оного доходит до 3/4 версты, а самая меньшая равняется, выражаясь библейски, вержению камени. Глубина летом бывает от семи до восьми футов, а зимой от частых дождей р. Иордан нередко выступает из своих берегов. Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом она прозрачна, но осенью, зимою и весною делается мутною, по причине наносимой в оную быстрым течением глинистой земли. Температура воды по различию времени года также различна, именно от 10 и до 20 градусов по Реомюру. В январе она имеет около 10 град. Некоторые находят такую температуру воды слишком холодною, чтобы можно было в это время погружаться в нее, но доселе еще тысячи пилигримов и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне оного, и при том без всякого вреда для своего здоровья. По материалам библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[26] Вифания (дом фиников, или дом угнетения, бедствия; Мк 11:1) — селение на ю.-в. горы Масличной, близь Иерусалима. Здесь жил Лазарь, воскрешенный Господом, со своими сестрами (Ин 11:1). Сюда часто удалялся Иисус Христос, особенно в последние дни Своего общественного служения роду человеческому; оно служило местом нескольких замечательнейших событий Его жизни; отсюда же Он вознесся на небо (Мф 21:17, 26:6, Мк 11:11-12, 14:3, Ин 11:1-46, 12:1-3). Вифания, называемая теперь Эль-Азарие, представляет небольшое мусульманское селение, состоящее из нескольких хижин, на склоне одного из холмов, и местность, окружающая оную, неровная и скалистая. Путешественникам обыкновенно показывают здесь место гробницы Лазаря и развалины дома, где жил он с своими сестрами. Гроб Лазаря, по своему устройству, походит вообще на древние Иудейские гробницы. Он высечен в скале; вход в оный — 3 1/2 фута в высоту и около двух фут. в ширину. По 27 ступеням сходят в небольшую темную пещеру, в которой находятся 4 ниши для погребения умерших. Внутри пещеры некогда была церковь, от которой доныне сохранился один только бедный престол, сделанный из камня, которым, как полагают, был прежде завален вход в пещеру. Милосердное участие, которое всегда принимал Господь в судьбе Вифанского семейства, благочестие оного, великое чудо воскрешения Лазаря, здесь совершенное, без сомнения известны всем читавшим трогательное евангельское повествование о воскрешении Лазаря (Ин гл. 11). По материалам библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[27] Симон Прокаженный (Мф 26:6-13, Мк 14:3-9), живший в Вифании (по всей вероятности, один из исцеленных прежде сего Господом от проказы), принявший Иисуса в качестве почетного гостя незадолго до Его страданий и смерти, именно за два дня до Пасхи. На этой вечери Мариа, сестра Лазаря, помазала миром ноги Господа, в знак имевшего вскоре наступить Его погребения. От синедриона уже дано было грозное повеление тотчас давать знать ему, если узнают, где находится Господь (Мф 26:1-5 и др.). Сколько же самоотвержения, сколько любви и преданности надо было иметь ко Христу, чтобы в своем доме делать вечерю для Него, и притом только за два дня до Его страданий и смерти! Но таково свойство истинной веры, соединенной с любовью. По материалам библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[28] Ма?рфа и Мари?я — персонажи Нового завета, сестры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Память в Православной церкви 4 (17) июня, в Католической — 22 июля. Различный характер сестер — практической Марфы и созерцательной Марии — стали символом различных установок в жизни христиан.По материалам википедии.
 
[29] Лазарь (ивр. ?????????? — буквально «Бог мне помог»; Лазарь Четверодневный) — библейский персонаж, житель Вифании, брат Марфы и Марии, воскрешённый Иисусом Христом. По христианскому преданию, Лазарь стал епископом Китийским. Память в Православной церкви в субботу 6 седмицы Великого поста — Лазарева суббота и 17 октября (по юлианскому календарю) — празднование в честь перенесения мощей. По материалам википедии.
 
[30] Акелдама? (Aceldama или Akeldama, от арамейского «??? ???» — поле или село крови, современное название Hakl-ed-damm) — арамейское название места в Иерусалиме, связанного с Иудой Искариотом, одним из учеников Иисуса Христа. Почва на этом участке насыщена жирной глиной и прежде использовалась гончарами. По этой причине раньше она называлась Гончарным полем. Глина в этих местах имела ярко-красный цвет. Это свойство глины, предположительно, и дало современное название участку. Позже он использовался в качестве кладбища для не-евреев вплоть до первой четверти XIX столетия. АкелдамаВ христианских традициях это место связывается со смертью Иуды Искариота. Согласно Деяниям апостолов (1:18-20), Иуда «приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть „земля крови“». Таким образом, название места подразумевает кровь Иуды. По другой версии в Евангелии от Матфея (27:7), после того, как Иуда вернул полученные за предательство Христа деньги первосвященникам, те «сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников». Исходя из этой версии, название может подразумевать как кров похороненных, так и кровь Иисуса Христа. Акелдама в настоящее время представляет собой большой квадратный склеп, южная половина которого высечена в скале, а остальная выполнена из массивной каменной кладки. В центре стоит огромный столб, составленный частью из необработанных камней, а другой частью из полированных каменных блоков. Акелдама расположена на узкой террасе в южной части долины Енном (Геены Огненной). По материалам википедии.
 
[31] Иерихо?н (ивр. ?????????, Иерихо?; греч. ??????; араб. ?????????, Ариха) — один из древнейших городов мира (первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э.), расположен на севере Иудейской пустыни, приблизительно в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и к северо-востоку от Иерусалима. Руины древнего Иерихона лежат к западу от современного города. Иерихон (по Еврейски произносится Йерихо) — известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Чис 22:1 в следующих словах: "и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона", каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге. Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (32:49, 34:1). Из третьего стиха 34 главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм, название встречаемое и в Судей 1:16, 3:13, но вероятно не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность в Синайском полуострове, по другим — на Еп-Гедди. Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза (2Пар 28:15). Прежде чем Израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услыхав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеною, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене, — обстоятельство много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (Нав 2:1-24). После того И. Навин перевел народ через Иордан против Иерихона (Ис Нав 3:16), и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где Евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (4:19, 5:10). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (Нав 6). "Верою пали стены Иерихона, говорит ап. Павел, по семидневном обхождении" (Евр 11:30). По завоевании города, И. Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. "На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его" (ст. 25). Так и исполнилось, именно, — когда, во дни царя Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце, своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его (3Цар 16:34). При разделении; земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему (Нав 16:7, 18:12, 21). Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (2Цар 10:5), хотя быть может он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; по близости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (4Цар 2:4,5,15), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (4Цар 2:19-22). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной. Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен Иудейского царя Седекию на равнинах Иерихонских (25:5). Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена (1Езд 2:34) и помогали в восстановлении стен Иерусалимских (Неем 3:2). Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. "Я возвысились, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне" (Прем. Иисуса, сына Сирахова 24:15. см. также 1Мак 9:50, 2Мак 12:15 и др.). При Римлянах Иерихон был царскою резиденциею, и здесь умер Ирод Великий. Указания на Иерихон в Новом Завете не многочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (Мф 20:29, Мк 10:46, Лк 18:35, 19:1). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном Самарянине, начинающуюся так: "некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойника" (Лк 10:30-38). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую, по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений. Об Иерихона упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же — на удивительное плодородие Иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала Христианская церковь с епископом во главе. Теперь по близости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая Арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и Иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на ее окрестности. По материалам википедии и библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[32] Самаритяне (самаряне) (ивр. ????????? — «шомроним») — народ, живущий в Израиле, в квартале Неве-Пинхас города Холон (пригород Тель-Авива) и в квартале Кирьят-Луза (Неве-Кедем) города Шхем (Наблус) у горы Гризим на Западном Берегу реки Иордан. Языки: иврит и древнееврейский (самаритянская письменность на основе первоначального еврейского алфавита, близкого к финикийскому), самаритяне Шхема владеют также арабским. Религия — версия допрофетического иудаизма. Священные книги — Тора и Книга Иисуса Навина (в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно последняя). Численность — около 720 человек (2008). Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название народа и обозначение всей центральной части Палестины — Самария — происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царем Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией. Согласно иудейской традиции, самаритяне — потомки кутиев, переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства. Вероятнее всего, самаритяне — результат ассимиляции более многочисленных кутиев остатками еврейского населения. Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой. Библейское выражение «добрый самаритянин» в эпоху Нового завета звучало как злая шутка. После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне построили храм на горе Гризим, два века спустя его разрушил хасмонейский царь Йоханан Гиркан. После разрушения Второго храма самаритяне стали доминирующим этносом Палестины[источник?]. В V—VI веках дважды провозглашалась независимость от Византии, но оба раза восстания были подавлены, а большая часть самаритян приняла христианство. В последующие века численность самаритян сокращалась (главным образом за счёт перехода в ислам), к 1917 г. их оставалось 146 человек. В 1954 г. все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме, были переселены в Холон. Когда в 1993 г. было принято решение вывести израильские войска из Шхема, шхемские самаритяне потребовали, чтобы на район Кирьят-Луза распространился статус израильского поселения, но в этой просьбе израильское правительство им отказало. В то же время на самаритян распостраняется «Закон о возвращении», поэтому все самаритяне имеют израильское гражданство и, при желании, могут переселиться в Израиль. Самаритянка Софи Цдака является известной израильской актрисой (в основном — исполнительницей детских и «сказочных» ролей) и певицей, в прошлом — королева красоты Израиля. До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и караимках, а затем — и на христианках. В Палестинском законодательном совете первого созыва (1996—2006) за самаритянами был закреплен один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири. По материалам википедии.
 
[33] Содо?м и Гомо?рра — согласно Библии, древние города в районе Мёртвого моря, население которых отличалось крайней распущенностью нравов, в частности — развратом и жестокостью к иноземцам. Точное его расположение до сих пор не установлено, хотя, согласно Библии, город располагался на юго-восточной границе Ханаанской земли (Бытие 10:19; 13:12). Часто упоминаемый в Библии наряду с Гоморрой, Содом, был одним из пяти городов, расположенных в низменной долине Сиддим (Бытие 14:2,3). Во времена Авраама Содом был цветущим, богатым городом и окрестность его "... орошалась водою, как сад Господень" (Быт., 13:10). От древнего города сегодня ничего не осталось. По материалам википедии.

А.П. Ладинский. Путешествие в Палестину. 1937 г.