Поднебесная выйдет на первое место по численности христиан

 

В Китае уже насчитывается до 130 млн. христиан, а к 2040 году их там станет до 400 млн. человек. Большинство из них составляют протестанты. Сами китайцы признают, что внедрение «протестантской этики» в их жизнь даст толчок развитию. Однако в XIX веке протестантизм в Китае привёл к десяткам миллионам жертв и почти распаду страны.

 

Преодоление этого рубежа имеет психологическое значение: приверженцев Христа в Поднебесной оказалось больше, чем членов Компартии (86 млн). В Пекине не готовы признать рост числа верующих, но дали понять, что согласны на уступки Ватикану. Китайские власти предлагают план легализации находящихся в подполье католических общин, но выдвигают условие: сохранить государственную опеку над ними.

 


«Сегодня в Китае печатают больше Библий, чем в любой другой стране мира. Это ещё удивительнее, если вспомнить, какие препятствия здесь всегда встречали христианские миссионеры.

 

Несториане принесли христианство в Китай в VII веке. Первую католическую церковь построил в 1299 году францисканец Джованни Монтекорвино, назначенный архиепископом Ханбалыка (ныне Пекин) в 1307 году. Однако из-за враждебности династии Мин к концу XIV века все форпосты христианства исчезли.


Вторая волна миссионерства пришлась на начало XVII века, когда китайские власти позволили основаться в Пекине иезуиту Маттео Риччи. К началу XVIII века в Китае было уже 300 тысяч христиан. Но в 1724 году император Юнчжэн снова изгнал миссионеров.


Третью волну, уже в XIX веке, составили протестанты. Такие организации, как Английские миссионерские общества, отправляли сотни проповедников. Первым стал 25-летний Роберт Моррисон. Он приехал в Кантон (Гуанчжоу) в 1807 году. Ещё до путешествия Моррисон стал изучать северокитайский диалект и переводить Библию. Уже в Кантоне он взялся за составление латинско-китайского словаря. К 1814 году Моррисон на деньги Ост-Индской компании перевёл на китайский «Деяния святых апостолов», Новый Завет и «Бытиё», а также «Комментированный катехизис учения Христова». Этого было достаточно, чтобы Ост-Индская компания обратилась к китайским властям за разрешением ввезти печатный станок.


Моррисон блестяще справился со своей задачей по подготовке почвы для широкого внедрения христианства в Китае, и Ост-индская компания перевела его в Малакку, где он открыл англо-китайский колледж. Там о совместно с Уильямом Милном завершил перевод Библии (1823 год) и составил грамматику для китайцев и полный англо-китайский словарь. Перед смертью в 1834 году Моррисон ещё успел составить «Словарь кантонского диалекта».


Деятельность английских миссионеров вызвала неожиданные последствия. Имперское правительство под страхом смертной казни запретило в христианство на том основании, что это «поощряет настроения в народе, близкие к бунтарским»:

«Указанная религия не почитает ни духов, ни предков, и, следовательно, противоречит здравому смыслу. А если простонародье следует этим заблуждениям и учится им, то чем оно отличается от толпы мятежников?»


В это же время начинает восходить звезда Хун Сюцюаня. Он четырежды участвовал в экзамене на чиновнике, и каждый раз проваливал его. В 1833 году Хун встретил Уильяма Милна, соавтора перевода Библии на китайский язык. После некоторого времени общения с Милном Хун объявил себя младшим Христа. Якобы Бог послал его, чтобы избавить Китай от конфуцианства.


Хун организовал квазихристианское Общество поклонения Верховному Владыке, которое получило поддержку десятком миллионов китайцев, в основном неимущих. Себя он назвал главой Небесного государства Великого благоденствия. (Тайпин тяньго; отсюда и название восстания – Тайпинское). От Гуанси мятежники отправились к Нанкину, который Небесный князь сделал своей столицей. К 1853 году последователи хуна (они носили красные куртки и длинные волосы) управляли всей долиной Янцзы.


Некоторое время казалось, что тайпины опрокинут Цинскую империю. Но мятежники не смогли взять ни Шанхай, ни Пекин. В 1864 году правительственная армия взяла Нанкин, и Хун отравился. Но последняя тайпинская армия была разбита только в 1871 году. Количество жертв «первой религиозной войны» в Китае было ошеломляющим: в 1850-1864 годах погибли 20 млн. человек.


После поражения Тайпинского восстания английские миссионеры не сдались. Джеймсу Хадсону Тейлору было 22 года, когда он впервые приехал в Китай от Общества по обращению китайцев в христианство. В 1865 году он основал Китайскую внутреннюю миссию (КВМ). Чтобы стать ближе к китайцам, её миссионеры должны были одеваться как китайцы и даже носить косицу.

 

Другим бесстрашным миссионером стал Джордж Скотт, одноногий шотландец. Одним из первых его шагов стало открытие книжного магазина с часовней, где он произносил речи перед толпами. Он и ещё один миссонер, Чарльз Сперджен, придумали рисовать для неграмотных китайцев христианские сюжеты.

 

Другой подход избрал миссионер Тимоти Ричард, которого спонсировало Баптистское миссионерское общество (БМО). Он говорил, что Китай нуждается не только в благой вести любви и всепрощения, но и благой вести материального прогресса и научных знаний. Он пользовался значительным влиянием в Обществе усиления государства Кан Ювэя и стал советником императора. Именно Ричард добился открытия в 1902 году первого в Китае университета западного типа.

Однако в 1900 году накопившаяся ненависть китайцев ко всему иностранному прорвалась в ходе Ихэтуаньского восстания («восстания боксёров»). Тогда последователи причудливого культа «Кулак во имя справедливости и согласия» решили изгнать из страны «заморских дьяволов», на сей раз с согласия вдовствующей императрицы Цыси. До начала интервенции коалиционных сил и подавления восстания были убиты 58 миссионеров КВМ, с ними 21 ребёнок.Другим бесстрашным миссионером стал Джордж Скотт, одноногий шотландец. Одним из первых его шагов стало открытие книжного магазина с часовней, где он произносил речи перед толпами. Он и ещё один миссонер, Чарльз Сперджен, придумали рисовать для неграмотных китайцев христианские сюжеты.

 

Другой подход избрал миссионер Тимоти Ричард, которого спонсировало Баптистское миссионерское общество (БМО). Он говорил, что Китай нуждается не только в благой вести любви и всепрощения, но и благой вести материального прогресса и научных знаний. Он пользовался значительным влиянием в Обществе усиления государства Кан Ювэя и стал советником императора. Именно Ричард добился открытия в 1902 году первого в Китае университета западного типа.

 

Однако в 1900 году накопившаяся ненависть китайцев ко всему иностранному прорвалась в ходе Ихэтуаньского восстания («восстания боксёров»). Тогда последователи причудливого культа «Кулак во имя справедливости и согласия» решили изгнать из страны «заморских дьяволов», на сей раз с согласия вдовствующей императрицы Цыси. До начала интервенции коалиционных сил и подавления восстания были убиты 58 миссионеров КВМ, с ними 21 ребёнок.

 

Едва взошедшие ростки снова погибли. Основатель Китайской республики, христианин Сунь Ятсен умер в 1924 году. Затем лидер националистов Сан Кайши и его жена (оба христиане) потерпели поражение в долгой гражданской войне и бежали от коммунистов на Тайвань. Вскоре после революции 1949 года Чжоу Эньлай и У Яоцзун составили манифест «Направление усилий китайских христиан в строительстве Нового Китая», чтобы подорвать положение миссионеров. В 1950-52 годах КВМ эвакуировала свой персонал из Китая. Церкви закрылись, оставшиеся в Китае местные священники были посажены в тюрьмы на 20 лет. Жена Мао, Цзян Цин объявила, что христианство в Китае сдано в музей.


Христианство в Китае стало модным. В интеллектуальных кругах страны понимают, что христианство будет развиваться и дальше. Вот мнение одного учёного из Академии общественных наук Китая:

«Нас попросили выявить причины, стоящие за могуществом Запада. Сначала мы думали, что это оттого, что их оружие было мощнее нашего. После мы думали, что политическая система у вас была лучше. Затем мы сосредоточились на вашей экономической системе. Но в прошедшие 20 лет мы поняли, что корень вашей культуры – это христианство. Именно благодаря ему запад стал могущественным. Христианский моральный фундамент социальной и культурной жизни – вот что сделало возможным появление капитализма, а затем успешный переход к демократии. В этом мы ничуть не сомневаемся.

 

Лишь принимая как критерий такое толкование трансцендентного, мы сможем осознать подлинное значение таких идей, как свобода, права человека, терпимость, равенство, правосудие, демократия, верховенство права, универсализм, защита окружающей среды».


Незадолго до своей отставки лидер Китая Цзянь Цзэминь заявил высокопоставленным партийным деятелям, что если бы он мог издать указ, о котором он знал, что его повсеместно будет выполнять, то этим указом «провозгласил бы христианство государственной религией Китая».


Камнем преткновения между коммунистическим правительством и самой большой религиозной организацией в мире является вопрос о праве на существование Народной католической ассоциации (НКА), ныне ведающей назначением епископов для легальных католиков Поднебесной. В Ватикане считают, что деятельность этого органа несовместима с канонами Церкви. Пекин в ноябре предложил пересмотреть права НКА, но категорически отверг возможность расформирования учреждения.

 

По сведениям гонконгского издания Wen Wei Po, близкого к правительственным кругам, китайские власти предложили Ватикану процедуру совместного утверждения кандидатов в епископы. Ожидается, что КНР будет предоставлять Папе кандидатуру на поставление в сан, а Святой Престол получит право решать, согласен ли он с этим назначением. За Понтификом, согласно проекту, закрепляется право вето, но его вмешательство в выборы прелатов будет ограниченным. Ватикан не сможет присылать епископов в Китай, кандидаты на поставление в сан будут проходить проверку чиновниками НКА.

 

На рассмотрение Папы предложено несколько вариантов соглашения, согласно одному из них на выборы прелатов могут быть допущены элементы плюрализма. В Пекине не исключают вероятность того, что на рассмотрение Ватикана будут представлять не одну, а две кандидатуры, между которыми Понтифик сможет выбрать. В КНР готовы передать инициативу отбора кандидатов на высокий сан легальным католическим приходам, которые затем станут сообщать о претендентах в НКА.

 

Мнения о том, смогут ли Пекин и Святой Престол прийти к соглашению о назначении епископов, в китайской прессе разнятся. По сведениям ресурса CRI.cn, Китай и Ватикан могут «ударить по рукам» уже в начале 2015 года, преодолев крупнейший раскол, существующий в современном католицизме. Согласно оценке Want China Times, Святой Престол настаивает на заключении не одного, а целой серии договоров с Китаем, в рамках которых фактически упразднялась бы НКА. Таким образом, стороны еще далеки от соглашения.

 

Официальный Пекин не спешит объявлять о прорыве в отношениях с Католической Церковью. Предложение посетить церковное государство, сделанное в августе Папой Франциском, председатель КНР Си Цзиньпин оставил без ответа.