Покаянные псалмы в Псалтири

А.Косничев "Монах"А.Косничев "Монах"

 

 

Книга псалмов содержит не только хвалебные псалмы, но и покаянные, и всё это очень назидательно. О том, что есть именно покаянные псалмы, сомнения вряд ли будут даже у тех, кто еще не особо знаком с книгой Псалтирь. Так как 50 псалом известен практически всем.

И это великое покаяние! И, безусловно, неудивительно что и этот псалом относится к покаянным.

Сколько же всего покаянных псалмов?

Традиционно выделяют 7 таких псалмов: 6, 31, 37, 50. 101, 129 и 142. И центральное место здесь занимает псалом 50.

Псалом 50. Покаяние.

В то же время, следует ли думать, что если эти псалмы относятся к покаянным, то остальные псалмы не так проникнуты темой покаяния? Или же можно поставить вопрос по-другому. Если человеку тяжело на душе или он просто хочет покаяться, стоит ли читать только данные 7 покаянных псалмов, а остальным уделять внимание небольшое или вовсе не уделять?


Все псалмы, безусловно, важны и крайне важно читать различные псалмы. О необходимости чтения разнообразных псалмов особенно говорил свт. Василий Великий. Более того, покаяние, хоть и является двигателем духовной жизни, но также крайне желательно и благодарение (что мы видим в других псалмах), важно и назидание (чтобы мы умудрялись Божественной премудростью и если делали ошибки, то существенно меньше).
Последнее, но не самое менее важное - тема покаяния пронизана на протяжении всей Псалтири. И есть другие псалмы, которые не относятся к приведенным покаянным псалмам, но содержат очень сильные покаянные прошения, которые, безусловно, помогут и принести истинные плоды покаяния.

Вот, лишь некоторый примеры таких прошений:

Ради имене твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть (Псалом 24, 11)
Здесь мы не просто просим прошения грехов, но добавляем:
1) Ради имене Твоего - это многократно усиливает силу нашего прошения
2) мног бо есть - эти слова тоже очень важны, т.к. мы признаем, что мы действительно очень много согрешили. Ведь можно сказать "Помилуй мя, Боже" с разным чувством (что мы не очень много согрешили и что мы много согрешили). А так важно понимать, что мы согрешили именно много. И данные слова усиливают наше прошение, раскрывают глубину нашего покаяния.

И еще один небольшой пример:

Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего (Псалом 78, 8-9)

Как красиво, как глубинно и как содержательно!

Или же можно также посмотреть начало 76 псалма:

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушствоваше дух мой. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся (Псалом 76, 2-6)

Мы видим, что Псалмопевец говорит о том, что он ночью особенно усиленно молился, воздыхал к Богу, еще заутра возносил свои молитвы, размышлял о судьбах Божьих - "предваристе стражбы очи мои". И покаяние - это не только молитва, но и размышления о своей греховности и безграничной благости Божьей. Покаяние - переводится с греч. как «изменение». И действительно, покаяние - коренная перемена всего нашего устроения в лучшую и более смиренную сторону.

Но вместе с тем, перечисленные покаянные псалмы - особенно раскрывают ему покаяния, и к ним такое особенное внимание. В любом, случае, когда мы молимся псаломским словом,  мы не только даем сильные молитвенные прошения, но и назидаемся покаянием более совершенных. Из псалмов мы более проникаемся во всю глубину покаяния, стараемся понять, что же такое истинное покаяние на самом деле. Всё это очень назидательно.

 

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

 

Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения