Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей (часть 3)



Скевофилакс [65] же свою службу имат хранити божественна и священныа съсуды церковныа, коа и износить на господскыа праздники в славу божию и благолепие божественаго дому его и в память вечную освятивших таа приснопамятных царей и деспот. Еще дело его есть по списком взимати събираемое от вне сребро от господарей [66] и князей и от всякого православнаго христианина. Той же съсудохрани// л.301 тель, егда повелится от игумена и от всего собора, раздаваеть потребныа расходы и должен есть по щти месяцех дати росчет приходов и расходов.
Иконом же свое дело имать настоати над всеми службами внешними и внутрьними монастырскымы [67] и виноградных делателей управляти и пред враты монастырскыми [68] о наемницех сущих попечение имети, да имеють потребную пищу в вечер, заутра посылати их идеже дело будеть монастырское. Еще дело его есть приходящих иноков и мирян на поклонение в монастырь въводити в онь и поставляти пред игуменом, [69] аще честнейши будут [70], или глаголемому гостиннику, иже и приемлеть их в гостинницу и покоить их елико дней пребудет в монастыре.
Носокомос свое дело имать настоати болнице и попечение имети о болящих братиах в всем; болница же есть дом велик // л.301об. отделен внутрь монастыря, келлиа имеа и вся потребнаа в них же хотящии от братиа егда болезнують тамо приносяться и тамо врачуются с всякою любовию. Имать же и храм внутрь краснейший святых Козмы и Домиана безсребреник, в нем же непрестанно поется служба за братию болящую.
Келар же свою имать службу въсприимати в келарницю коаждо снеднаа суть кроме хлеба и вина, коа и раздаваеть братии по игуменскому и его соборам велению.
Трапезар же свое дело имать дръжати хлеб и вино и раздаати таа братии по вся дни, не сам пекучи хлебы, но повелеваа хлебнику да приготовить всегда хлебы; той и в трапезе служить братии с многыми иными подружник.
Скотоблюстителя же дело есть над безсловесными животными, сиречь над конми и исками, имеа под собою пастухов и служебников доволных // л.302 на послужение и управление тех.
Сими убо осмию болшиа службы игумен и старци събора управляють добре вся монастырскаа благодатию господа нашего Иисуса Христа и заступлении пресвятейшиа владычици нашеа богородици, коа и избрание испроси место оно от единороднаго сына еа и бога, да пребудеть в век ей наследие избранное и освященное, яко же яве слышим в житии преподобнаго отца нашего Петра афонскаго, иде же великий Никола и Симеон богоприимец егда изведоша его ис темници, научиша его, где подобаеть ему иночьский подвиг съвершити, Афона быти рекше, его же самаа богомати в обитание себе избра и что треба есть многых словес, иде же сами вещи показують истину. Колици бо горы и пустыни и места на встоце и в Европии и в Ливии и в Палестине и при Иордане от мних обитаема древле и в крайнюю славу и в благый слух // л.302об. дошедши, завистию злоначалника диавола руками варварскыми отнюд запустеша. Сиа же судбами, ими же бог весть, съхранена есть в Европе невредима и аще и безчисленых имат борющих еа от моря и земли. Но откуду ей толика сила и помощь — от премудрости ли человеческой или силы или от крепости места? Никако; но от бога ей необоримаа сиа крепость и заступление есть. Колици бо колижды нечестивии хотевше истребити тоа от хранящиа еа благодати, избавлена бысть, богоборцем истребленым.
Но добро есть, в сей части слова дошедши, и особное некое поведание чюдес, бывших от бога на съхранение и пребытие места, предложити крепкой твоей дръжаве, да имаши наиболшее желание к святому оному месту. Слыши убо, слышах в Святей горе многажды от многых старцев достоверных, поведающих некую таковую чюдную повесть. Глаголаху бо, яко богоненавистный агарянь// л.303 ский властелин, благочестивых царей разоритель Мехмет султан, възшед на гору Косинскую близ града Серрскаго, идеже създан есть чюдный [72] некий монастырь во имя почитаем пресвятейшиа владычица нашеа богородица, к речем прииде с пресвятейшим патриархом Констянтиняграда господином Дионисием, тамо тогда пребывающим, ему же глаголаше, яко желаше ехати видети горы Афонскыа и сущаа тамо монастыри, како ся имеють, блаженнейшему же патриарху отвещавшу, яко в власти его есть ехати и не ехати. Он же рече: добро есть нам господарем [73] греческым бывшим познати нам работающих, по словесех же тех на сон обратившуся нечестивому. Священный Дионисие скорбен бысть, всенощную молитву владыце Христу приношаше за Святую гору, моля, да некоим премудрым смотрением [74] отвратит нечестиваго пагубное устремление; его же молитвам услышанным от бога сновидение предста нечестивому / /, л.393об. видяше бо ся ему уже въсходити на Великую стражу и в восхожении срести его от връха Горы мужей неких страшных огнеобразных и въоруженных на конех огненых седящих и претящих ему ту, скоро погубити его [75], аще нескоро въспять обратиться. Той же устрашився възбну священному Дионисию страшный сей сон поведа и яко не полезен себе есть, еже тамо приход глаголав, преста проклятый от умышленна. Сие чюдное поведа многажды блаженый Дионисие, последи пришед в нашь священный монастырь Ватопед.
И бысть явно тамо всем отцем и есть непререкованно: ин некий пръвый советник [76] султан [ь ] Баязит [ов ] [77], зело ненавидя Святую гору и ища ю истребити [78], прети посланным к нему [79] с дары отцем нашим, яко скоро еа опустит [80] и агарян вместо мнихов вселит в монастыри. Отцем же нашим възопившим с въздыханием и глаголавшим: мы на владычицу нашу пречистую богородицу надеемся и вемы, яко та защитит // л.304 и нас и место святое свое. Богоборець той нужи пришедши молнии бо с небеси о некий пирг приразися, в нем же лежаше пучешное зелие, еже и възгореся внезапу, многы и великиа домы истреби и человекы многы погуби, тамо скоро пришед за еже помощи, — каменем от стены силне устреленым в бедру поражается смертне, от того болезнию ят зле умирает по неколицех днех, прещении не възмог съвръшити.
Мних некий некоеа ради беды избег от Фесолоникыа, к нашему священному [81] монастырю прибежа, идеже обрете книгу царя Иоанна Кантакузина ю же он на Маамефа написа, прочиташе любезне; по некоем же времени възвратися в Фесалоникею и ят от агарян и незлобием веры Христовы отвръжеся; по сих же болший студ неже славу получити желаа, възыде в Констянтиньград и мучителю пръвых советников друг бываеть, иже и пръвое на Святую гору вины взыскующа //, л.304об. тогда обретоша благополучну вину и достойну их злобе, богоотвръженый же той откры им, яко в монастыре Ватопеди есть книга некаа, Маамефа зело похуляа, и злохитрьство съставивше на всю Святую гору, мучителю сие възвестиша и богоотметника оного похваливше пред мучителем, въставляаху его на Святую гору, он же ибо бе свыше удръжан, осудив отступника оного и уничижив, бити зельне повеле, преклятый же той, отвсюду отчаався, в печаль зелну впаде и к печали моровым недугом поражается и обезумився чрез всю нощь аки пес лааше даже до зори и своа уды изъяд скверную свою душу зле отрыгну, другый Иуда быв.
Ин нечестивый, предний писарь послан в Европию, лихоимством зелным и нечестием одръжим, запрети внити в Святую гору, и вся яже там написати, даже и до древ плодоносных и дань тяжчайшу наложити Святой горе. Входя же // л.305 с великою яростию и сверепством, доиде до некиа пашни нашиа ватопедьскиа, еладьава нарицаема, иде же яд и пит, вечере здрав прескверный, усовным недугом зелне поражается в полунощи и до зорей прескверную свою душу с зелнейшими болезньми извръже.
Но чюдес поведание таково есть, твое же боговенчанное царство, аки суще в всех и надо всеми благочестивейшее и разумнейшее, сице и превзыти всех благоизволи изъобилными даровании и царьскими заступлении, место то святое богородици благотворя и наипаче честный и священный монастырь Ватопедь, иже и изначала приснопамятным Палеологом твоим прародителем весь бе и оттуду благодааниа аки реки текущиа приемляше, яко же и златопечатленное слово приснопамятнаго Андроника изьявляеть, его же и принесохом семо [82] убо, не явихом же силному царству твоему даже до сего дни, ожидающе твоего // л.305об. царскаго повелениа. Но сиа убо такова суть и к толику довлеють. Аще же негде речено есть, что не исполнене, несть дивно, зане не о всех подробну глаголати обещахом в начале, и сие не по страсти некоей сътворивша мя некто да мнит или по зависти сиречь или ради лености, яко некто недобре възмнит, милосерд ми да будет господь, — не того ради, но убоався да неискусством речи и неведением коегождо монастыря истины одръжим, досажу убо честным и в истинну божественым тем обителем, обрящужеся и к твоему божественому и высокому царству лжущь, им же что может быти паче поносно и зазорно житие иночское избравшему.
Здрава в всех и победителя и благоденствена да съхранит господь благочестивейшаго самодръжца нашего и царя Василиа Ивановича Палеолога. [83] [Максим монах [84]].

Примечания к тексту статьи

[1] ГПБ, Новг.-Соф., № 1498, л. 289—305об. ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 4025, л. 126об.— 141об.; ГПБ, Кир.-Бел., № 131/1208, л. 172—223об. Последний сборник был обнаружен, когда статья уже находилась в печати, поэтому публикация осуществлена по двум первым спискам. Впрочем, существенных разночтений текст Кирилло-Белозерского сборника не содержит и является самым поздним (конец XVI в.). Подробное описание сборника см. в статье Н. Н. Розова в «Археографическом ежегоднике за 1964 год».
[2] Флегонт Смирнов. Описание 24-х рукописных сборников XVI в. новгородской Софийской библиотеки. СПб., 1865, стр. 92.
[3] П. М. Строев. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского и Пафнутиева Боровского. СПб., 1891, стр. 296— 297. Рукопись принадлежала Боровскому Пафнутиеву монастырю, а затем была передана в архив Синода. См. «Описание рукописей, хранящихся в архиве Синода», т. II, вып. 2. СПб., 1910, стр. 893—899, № 4025 (в настоящее время ЦГИА, шифр. см. выше).
[4] «Исторический вестник», 1898, т. 72, № 5, стр. 689.
[5] Н. К. Никольский. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI веках и в начале XVII-ro. «Христианское чтение», 1907, № 8, стр. 168. Шифр указан неточно — следует № 1498. Возможно, опечатка.
[6] «Христианское чтение», 1909, № 8—9, стр. 1119—1125.
[7] «Памятники древней письменности и искусства», вып. 174. СПб., 1909, приложение II, стр. 83—93. Здесь — подробное описание сборника.
[8] Водяные знаки на бумаге относятся к 1508, 1524—1526, 1529—1530, 1552— 1553 гг. (№ 1355—1399, 3920, 4170, 1551, 1572, 1573, 619 по Лихачеву; см. Н. П. Л их а ч е в. Палеографическое значение бумажных водяных знаков, ч. I—III. СПб., 1899).
[9] В сборнике не указано, что перевод осуществлен Максимом Греком, но мы узнаем об этом из судного дела Вассиана Патрикеева 1531 г., где упоминается «Житие Пречистые, Метафрастово творение, Макъсимова переводу» (см. H.A. Казакова. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.—Л., 1960, стр. 295). Здесь же указано, что перевод был сделан десять лет назад, т. е. в 1521 г. (стр. 297).
[10] См. также А. И. Соболевский. Переводная литература Московской Руси. Библиографические материалы. СПб., 1903, стр. 272.
[11] Указано А. И. Соболевским среди переводов Максима Грека (указ. соч., стр. 267).
[12] А. И. Соболевский. Указ. соч.,стр. 266—267.
[13] Там же, стр. 265.
[14] Там же, стр. 270.
[15] Там же, стр. 265.
[16] Там же, стр. 266.
[17] Сочинения Максима Грека, ч. I, стр. 457—484. Здесь и далее сочинения цитируются по первому казанскому изданию 1859—1862 гг.
[18] Там же, стр. 341—346.
[19] «Христианское чтение», 1909, № 8—9, стр. 1119—1125.
[20] Сочинения Максима Грека, ч. 1, стр. 347—376, 235—267.
[21] Там же, ч. II, стр. 316—317.
[22] В. Ф. Ржига. Опыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист. ТОДРЛ, I, 1934, стр. 116 (далее — В. Ф. Ржига. Максим Грек).
[23] Сочинения Максима Грека, ч. II, стр. 183.
[24] В. Ф. Ржига. Максим Грек, стр. 68.
[25] Сочинения Максима Грека, ч. II, стр. 356, 376—379; В. Ф. Ржига. Максим Грек, стр. 119.
[26] Сочинения Максима Грека, ч. II, стр. 300.
[27] ПСРЛ, т. VI, стр. 261; т. VIII, стр. 263.
[28] Временник ОИДР, кн. V, 1850, Смесь, стр. 33. Действительно, Андроник Палеолог Старший, Андроник Палеолог Младший и его сын Иоанн Палеолог (первая половина XIV в.) известны богатыми и многочисленными пожалованиями не только, впрочем, Ватопеду, но и другим афонским монастырям (Порфирий Успенский. Восток христианский. История Афона, ч. III, отделение II. СПб., 1892, стр. 150— 156).
[29] Описи царского архива XVI в. и Архива Посольского приказа 1614 г. М., 1960, стр. 20 (л. 238об.).
[30] О миссиях Максима Грека в другие страны с подобными же поручениями подробно см. Е. Denissoff. Maxime le Grec et L'Occident. Paris, 1943, p. 322— 329.
[31] А. С. Архангельский. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, ч. I. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882, стр. 20.
[32] А. В. Горский. О сношениях русской церкви с святогорскими обителями до XVIII столетия. «Прибавление к изданию творений св. отцов в русском переводе», VI. М„ 1848, стр. 134.
[33] К. Ф. Калайдович, П. М. Строев. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей... Ф. А. Толстова, отд. III, № 63 (лл. 128—138). СПб., 1825, стр. 589—591.
[34] ГБЛ, собр. Троице-Серг., № 804, л. 281об.—283об. Водяной знак всего сборника — рука в рукавчике, на котором изображено сердце, над пальцами корона — 1563 г. по Лихачеву (№ 1862, 1863).
[35] Существует несколько изданий: И. П. Сахаров. Путешествия русских людей по святой земле, ч. II. СПб., 1839, стр. 33—62; его же. Сказания русского народа, т. II. СПб., 1849, стр. 57—69; Леонид. Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV—XVI вв. Чтения ОИДР. М., 1871, кн. I, отд. II, стр. 16— 18, а также «Православный палестинский сборник», т. VIII, вып. 3. СПб., 1889, стр. 11— 12.
[36] ГБЛ, собр. Троице-Серг., № 793, л. 347—349, 357об.
[37] Чтения ОИДР. М., 1846, год первый, № 4, отд. IV, стр. 32—34.
[38] [В. Григорович-Барский]. Три древних сказания о св. горе Афонской и краткое описание св. Горы, составленное в первое посещение оной В. Барским (1725—1726 гг.). М., 1882, стр. 3.
[39] Памятники древней письменности, вып. 30. СПб., 1882, стр. 2. К сожалению, не указан шифр сборника XVI в. По описанию (см. А. Н. Попов. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872) его также не удалось выяснить. А. И. Соболевскому (указ. соч., стр. 388—389) были известны еще три списка сказания: два Гос. публ. библ. — Погод. № 1553 и Увар. № 1776 — имеют дату [70] 97=(1589) г.; список Чудова монастыря № 236 имеет дату 6007 г. «Судя по титулу: великий князь, наиболее вероятная дата — 6997=1489 г.».
[40] [В. Г р и г о р о в и ч - Б а р с к и й]. Три древних сказания, стр. 7. Известно послание Василия II проту Пахомию и всем афонским монастырям о действиях митрополита Исидора и об осуждении его московским собором 1441 г. См. Флегонт Смирнов. Описание..., Приложения, стр. 3—11. Но это едва ли та грамота, о которой говорит Исайя.
[41] ГБЛ, ф. 173 (Фунд.), № 50, л. 44—48. Водяной знак всего сборника — гербовый щит под короной, в щите три геральдические лилии, под щитом буква Р — 1534 г. по Лихачеву (№ 1589—1590).
[42] Порфирий Успенский. Указ. соч., ч. II. Киев, 1877, стр. 21.
[43] Там же, стр. 129—131.
[44] См. также Порфирий Успенский. Указ. соч., ч. III, отд. II. СПб., 1892, стр. 453—457.
[45] Опубликовано дважды: [В. Григорович-Барский]. Три древних сказания, стр. 8—10; Библиографические материалы, собранные Андреем Поповым, вып. X. М., 1881, стр. 60—63.
[46] Опубликовано дважды: Чтения ОИДР. М., 1846, год первый, № 4, отд. IV, стр. 15—31; Памятники древней письменности, вып. 30. СПб., 1882.
[47] Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. 1. М., 1858, стр. 137— 144; см. также Чтения ОИДР. М. 1871, кн. I, отд. II, стр. 63—66.
[48] ПСРЛ, т. VIII, стр. 232—233; т. VI, стр. 41—42.
[49] М. Н. Тихомиров. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII в. «Славянский сборник». [М.], 1947, стр. 182.
[50] ЦГАДА, ф. 197. Рукописное собрание А. Ф. Малиновского, портфель № 2, д. 33.
[51] ПСРЛ, т. VIII, стр. 247.
[52] Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. 1, стр. 12—13.
[53] Там же, стр. 13—14.
[54] Там же, стр. 14—20.
[55] Там же, стр. 16.
[56] Сын Ангелины, сербский деспот Иован, имел жену Елену Яшкич, сестра которой, Анна, была матерью Елены Глинской, будущей жены Василия III. См. М. Н. Тихомиров. Исторические связи..., стр. 189—192.
[57] Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. 1, стр. 20—22.
[58] М. Н. Тихомиров. Россия и Византия в XIV—XV столетиях. ЗРВИ, юь. 7. Београд, 1961, стр. 35. См. также И. Д у й ч е в. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества. ТОДРЛ, XIX, 1963, стр. 121—129.
[59] ПСРЛ, т. VI. стр. 253, 254. См. также Н. А. Смирнов. Россия и Турция в XVI—XVII вв., т. 1. «УЗ МГУ», вып. 94, 1946, стр. 73 и сл.
[60] ПСРЛ, т. VI, стр. 257. См. также Сборник Русского исторического общества (далее — Сб. РИО), т. 95. СПб., 1895, стр. 105—106.
[61] Б. И. Дунае в. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI в. М., 1916, стр. 8. Факт взят из греческих статейных списков.
[62] Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. 1, стр. 22—24; Временник ОИДР, кн. V, Смесь, стр. 31—32.
[63] Сб. РИО, т. 95, стр. 229.
[64] ПСРЛ, т. VI, стр. 257. См. также Сб. РИО, т. 95, стр. 236.
[65] Сб. РИО, т. 95, стр. 369—370. В датировке этого документа в сборнике РИО явная ошибка; грамота привезена в Москву «лета 7025 октября 22» (стр. 354), т. е. в 1516 г., а не в 1517 г., как в публикации.
[66] Вероятно, Адрианополь, который был столицей турецких султанов до завоевания Константинополя.
[67] ПСРЛ, т VIII, стр. 259.
[68] Временник ОИДР, кн. V, Смесь, стр. 33.
[69] ПСРЛ, т. VI. стр. 253, 254. См. также Н. А. Смирнов. Россия и Турция в XVI—XVII вв., т. 1. «УЗ МГУ», вып. 94, 1946, стр. 73 и сл.
[70] ПСРЛ, т. VI, стр. 261; т. VIII, стр. 263.
[71] Акты исторические (далее — АШ, т. I, СПб., 1841, стр. 175, № 121.
[72] Сб. РИО, т. 95, стр. 427.
[73] В датировке документа в сборнике РИО снова ошибка. Следует: 1516 г.=ноябрь 7025 г. (стр. 419).
[74] Сб. РИО, т. 95, стр. 407.
[75] Там же, стр. 428.
[76] Григорий, митрополит Янины. См. выше.
[77] Сб. РИО, т. 95, стр. 438, 441.
[78] Там же, стр. 474.
[79] Там же, стр. 495—496.
[80] Всего было привезено пять грамот: три к митрополиту Варлааму (константинопольского патриарха Феолипта, игуменов Ватопедского монастыря Анфима и Пантелеймонова монастыря Паисия (АИ, т. I, стр. 175—177, № 121—123) и две к великому князю: от властей Ватопеда (о ней говорилось выше) и от игумена Паисия (Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. I, стр. 29—31).
[81] Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. 1, стр. 29—31. Здесь высказана интересная мысль об авторе: «Несколько малороссийских оборотов речи дают повод думать, что писавший ее игумен был сам из числа малороссиян» (стр. 29).
[82] Я. С. Лурье. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV— начала XVI века. М.—Л., 1960, стр. 375, 377, 380 и др. М. Н. Тихомиров пишет, что с начала XVI в. «в грамотах болгарского, сербского и греческого духовенства появляются новые мотивы: мысли о великой роли России в деле будущего освобождения славянства» («Исторические связи...», стр. 182).
[83] Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. 1, стр. 31.
[84] Леонид. Историческое описание сербской царской лавры Хиландаря. М., 1868, стр. 96—98.
[85] Памятники древней письменности, вып. 30, стр. 5. История взаимоотношений России с Афоном в период правления Василия III и Ивана IV значительно шире настоящей темы. Приведем лишь некоторые известные факты. Известно протестующее участие афонских монахов в деле о разводе Василия III. М. Н. Тихомиров предполагает, что основа споров лежала глубже чисто церковных мотивов («Исторические связи...», стр. 193). Вероятно, сношения России с Афоном на какое-то время были прерваны в связи с осуждением Максима Грека в 1525 г., но уже от 1543 г. известна жалованная грамота о .свободном проезде в Россию монахов Пантелеймонова монастыря для сбора милостыни (Акты, относящиеся до юридического быта древней России, т. I. СПб., 1857, стр. 127—128). Уже говорилось о посольстве монахов Хиландаря к Ивану IV в 1550 г.; другое такое посольство было отправлено в 1555 г. с целью просить московского царя взять Хиландарь под свое непосредственное покровительство: «чтобы его богомолья была-другая во Святой горе» (первой был Руссик) (ПСРЛ, т. XX, ч. 2, стр. 558). Просьба эта была исполнена: в 1556 г. Хиландарский монастырь получил грамоту о сборе милостыни, в 1557 г. богатые дары, а в 1571 г. жалованную грамоту на владение двором в Москве (Леонид. Указ. соч., стр. 99, 101). Эта грамота сохранялась в таонастыре до XIX в. (Порфирий Успенский. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой горы Афонской. ЖМНП, 1847, ч. 55, № 8, стр. 196). Афонские йонастыри получили богатые дары в результате их посольства 1560 г., о котором говорилось выше, а также с посольством Андрея Кузминского 1571 г. к султану Селиму, константинопольскому патриарху и на Афон (Леонид. Указ. соч., стр. 102). В 1584 г. на Афон с богатой милостыней был отправлен Иван Мешенинов (Сношения России с Востоком по делам церковным, ч. 1, стр. 137—144; Чтения ОИДР, 1871, кн. I, отд. II, стр. 63—66).
[86] М. Н. Тихомиров. Исторические связи..., стр. 187—188.
[87] Подробно см. H.A. Казакова. Указ. соч., стр. 53—64.
[88] Послания Иосифа Волоцкого. М.—JI., 1959, стр. 325.
[89] Н. А. Казакова. Указ. соч., стр. 224—225.
[90] В. Ф. Ржига. Неизданные сочинения Максима Грека. BS, VI. Prague, 1935—1936, str. 85—86. Текст на стр. 95—99.
[91] В. Ф. Ржига. Неизданные сочинения Максима Грека, стр. 97.
[92] «Истязатися» — соперничать (Срезневский).
[93] «О согласии вклада» — согласно вкладу, в соответствии с вкладом.
[94] Н. А. Казакова. Указ. соч., стр. 22.
[95] Там же, стр. 24.
[96] Необходимо сделать оговорку, что Максим Грек критикует не самый принцип особножития, а как бы только одну его сторону, но в сущности главную, такую, которая составляет его материальною основу, — возможность обеспеченного положения монаха в монастыре в соответствии с вкладом, который он дал при поступлении в монастырь.
[97] Ph. Meyer. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Leipzig, 1894, S. 57; E. Herman. Die Regelung der Armut in den byzantinischen Klöstern. «Orientalia Christiana Periodica», vol. VII, 1941, S. 450—460; H. G. Beck. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959, S. 127—128.
[98] Ph. M e у e r. Op. cit., S. 212—214.
[99] Порфирий Успенский. Восток христианский..., ч. III, отд. II, стр. 563—567.
[100] Ph. Meyer. Op. cit., S. 1—5.
[101] Порфирий Успенский. Восток христианский..., ч. III, отд. II, стр. 552— 556. См. также И. Соколов. Монашеская республика. «Исторический вестник», 1903, № 6—7, стр. 954—956.
[102] Порфирий Успенский. Восток христианский..., ч. III, отд. II, стр. 552— 556. См. также И. Соколов. Монашеская республика. «Исторический вестник», 1903, № 6—7, стр. 954—956.
[103] В. Ф. Ржига. Неизданные сочинения Максима Грека, стр. 96.
[104] Там же.
[105] А. А. Зимин обратил внимание на следующий факт: «В литературе принято говорить о том, что нестяжатели выступают против монастырского землевладения. Это не совсем точно. Речь шла о владении монастырями селами, т. е. об эксплуатации труда крестьян» (А. А. Зимин. Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России XIV—XVI вв. «История. Фольклор. Искусство славянских народов. Доклады советской делегации на V Международном съезде славистов». М., 1963, стр. 116).
[106] Отсюда понятно, почему афонские монастыри так стремились иметь богатых ктиторов в лице византийских императоров, сербских деспотов, валашских господарей, московских великих князей. Это одинаково как для XVI, так и для XIX вв. «Без постоянно правильного притока на Афон значительных денежных средств иа разных концов православного мира существование иноков и обителей на Афоне решительно невозможно, несмотря на все высокие духовные качества прежде бывших и наличных обитателей» [Н. Каптерев. Русская благотворительность монастырям св. горы Афонской в XVI, XVII и XVIII столетиях. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1882, кн. V (май), стр. 480—481].
[107] «Реша крылошане: „Максим Грек зело принуждает хранити заповедь нестяжания... от него же приемля Косой глаголаше..."» («Истины показание к вопросившим о новом учении. Сочинение инока Зиновия». Казань. 1863, стр. 909).
[108] Там же, стр. 904.
[109] Там же, стр. 900.
[110] «Отщетевати» — лишать (Срезневский).
[111] [М. С. Боровкова-Майкова]. Нила Сорского предания и устав. СПб., 1912, стр. 6.
[112] Н. А. Казакова. Указ. соч., стр. 232, 240.
[113] Памятники древней письменности, вып. 30. СПб., 1882, стр. 2.
[114] Это перечисление может послужить источником при анализе землевладения афонских монастырей после турецкого завоевания. Интересно отметить, что в 1560 г. афонские монастыри сохранили многие из тех владений, которые у них были в XIV в.: на островах Скирос, Лемнос, Имброс, в Македонии, Кассандре, «близ Селуняграда». О землевладении в XIV в. см. Г. Острогорский. Византийские писцовые книги. BS, IX, 2. Prague, 1948 (здесь и литература вопроса). В русском описании 1560 г. упоминается, в частности, метох Гомат (стр. 13, 29), известный среди владений XIV в. (Г. Острогорский. Указ. соч., стр. 223). Известно, что лишь в 1568 г. имения церквей и монастырей были объявлены султаном Селимом II вакуфами государства с предоставлением прежним владельцам права выкупить их [А. П. Касторский. Состояние православного восточного монашества со времени завоевания Константинополя турками (1453). Казань, 1919, стр. 28]. С этим была связана, вероятно, перепись земель, как свидетельствуют несколько опубликованных Порфирием Успенским вакуфнаме афонских монастырей («Восток христианский ...». ч. III, отд. II, стр. 307-315).
[115] Памятники древней письменности, вып. 30, стр. 28.

Примечания к оригинальному тексту преп. Максима Грека

[1] А и Палеологе [2] А яже и [3] А богословно [4] А и еще [5А частыми [6] С на полях; А в тексте [7] А всенаг на [8-9] доб. по А; С срезано [9-10] С на полях киноварью; А в тексте [11-12] А нет [13] А пирги [14~15] А нет [16-17] А написано дважды [18] А пытати [19] А келии [20-21] А нет [22] А некое [23] А яко же [24] А вожду [26] А от них [26] А мочениа [27] С на полях; А в тексте [28] А победителную [29] А нет [30] А стрелници [31] А триуголне [82] А кратчайши [33] Л теснейши [34] А великаго царя [36] А нет [36] А понеже царь [37] А Никифора бысть [38] А опустоши [39] А нет [40] А нет [42] А нет [43] А подобие [43] А паче [44] А великаго мученика [45] Сна полях; А в тексте [46] А толико [47] А якова же [48] А расходы строением [49] А единоверховну [50-51] А от [52] А безвестие [53] А вкладщиков [54] А постоани [55] А именуется [55а -56] доб. по А; С срезано [55б-56] С на полях; А в тексте [57-58] С на полях; А в тексте [58-59] доб. по А; С срезано [60] А исправит [61] А посылают [62] А к коему же [63] А тако [64] Лане [65] А Вкевофилакс [66] А и от государей [67-68] А нет [69-70] А нет [71] С на полях; А в тексте [72] А чуд [73] А государем [74] А смирением [75] А ему [76-77] исправлено по А; С султан Баязит [78] А истребити въскоре [79А к нему пришедшим [80] А отпустит [81] А нет [82] А вемо [83-84] Добавлено по А; С нет.

Синицына Н.В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей (1518—1519 гг.) // Византийский временник. М., 1965. Т. XXVI. С. 110-136.

Текст статьи в формате pdf размещен здесь
.