Праздник «Целования Божией Матери и праведной Елизаветы» в Горненском монастыре (Эйн-Карем)



Этот праздник   установлен в 1883 году и совершается он только в Горненской обители, расположенной  на той самой земле, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.
Евангельское повествование гласит, что  сюда, «во град Иудин», пришла после архангельского благовестия из Назарета Галилейского Сама Пречистая, чтобы поделиться возвещенной Ей небесной тайной о рождении Богомладенца со Своей  близкой родственницей Елисаветой, носившей уже  под сердцем Иоанна Предтечу.
Матерь Божия прожила  в Горней  стране  три месяца, а умилительная встреча Пречистой со святой праведной Елисаветой нашла  свое отражение в Евангелии от Луки: «и вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1:40).
Сестры и трудницы  Горненской обители украсили  живыми цветами киоты  двух икон «Целование Божией Матери  и праведной Елисаветы» и собрали соединенные друг с другом  аккуратными травяными дорожками  четыре цветочных  ковра  вокруг  храма в честь Казанской иконы Божией Матери.





Согласно давней  традиции, игумения монастыря, матушка  Георгия (Щукина)  и  сестры  встретили  у расположенного за пределами обители  источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
После молебна под звон колоколов и церковных  песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом  направился в Казанский храм Горненской  обители. Перенос  иконы и  крестный ход возглавил специально приглашенный иерарх Иерусалимского Патриархата митрополит Вострский Тимофей. В крестном ходе приняли участие  архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.



Весь путь крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери из Назарета и Ее восхождение в Горний град Иудов, был  украшен на территории обители зеленой травой и цветами.
Так как  празднование выпало на  Светлую Седмицу,   чудотворную икону   покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии,  и  поставили вместе с укрепленным у ее основания  игуменским жезлом   в центре Казанского  храма. Здесь  икона  будет пребывать в продолжение  трех месяцев  -  до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно на такой срок Пресвятая Богородица гостила в Горнем граде у праведной Елисаветы.
Чудотворная икона займет в храме  игуменское место, и будет называться Игуменией Горненской  обители. Место же земной настоятельницы  обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники  в этот период берут благословение сначала у святыни и лишь затем у священников и матушки Георгии.
Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший  вечернее  богослужение,  по его  завершении  на площади перед храмом  от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте  – «Образ Пречистой Богородицы Абалакской»  и  «Собор святых в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти  иконы  будут украшать внутреннее  убранство  стоящего на возвышенности  величественного  собора во имя Всех Святых,  в  земле Российской просиявших, являющегося с 2007 года архитектурной доминантой Горненской обители.



Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит  Исидор и  игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия  за ценные  иконы, а певчие  Тобольской  семинарии и Горненской обители  исполнили духовные песнопения. 
Свое впечатление  о прошедшем празднике, называемым в женском  монастыре  «Вторым Благовещением»,  выразил  архиепископ Владивостокский и Приморский   Вениамин : «Этот праздник,  хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, но он   приносит и добавляет  все православным верующим еще больше радости. И я тоже  лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую  Богородицу, Которая  более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнюю страну. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».

Справка


Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) — встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так:

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
— Лк.1:41-45



Икона целования Божией Матери праведной Елизаветой на стене храма.



Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.



Икона Благовещения и игуменский посох Божией Матери, находящиеся в монастыре в праздник Целования.



Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.