ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА ФАВОРЕ 18-19 АВГУСТА 2010 ГОДА





На горе преобразился еси, и яко же вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.


Фаворские монастыри до середины почти XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах, но память о том, что с горою Фаворскою связывается церковное предание, как о месте преображения Господня, живо хранилась среди христиан Назарета, как православных, так и католиков. Обыкновенно 6 августа гору Фавор посещали многие православные паломники из Назарета, а католические (францискане) иноки рано утром, среди грандиозных развалин некогда величественного здесь монастыря, в одной небольшой пещерке, на праздник Преображения ежегодно совершали мессу .
 С 1854 года судьба печальных руин Фаворской горы начинает привлекать к себе живой интерес как со стороны православных, так и католиков. В это время один молдаванский иеромонах (архимандрит) Иринарх , уроженец деревни Роман, близ Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского, с 1839 года проживавшей в Иерусалимской лавре св. Саввы Освященного, странствуя по святым местам Галилеи, пленился красотою и пустынностью горы Фавор и решился поселиться здесь с учеником своим, бедным сиротою родной деревни, иеродиаконом Нестором. Устроив себе на развалинах древнего храма келию, в виде пещерки, он, за отсутствиемъ средств к жизни, принужден был питаться злаками, которые давала ему в изобилии святая гора, и тем подаянием, которое жертвовали ему православные паломники, изредка посещавшие святую гору.



Слава о суровых подвигах старца Иринарха и его юноши-послушника Нестора быстро разнеслась по всей Галилее и принесла ему большую популярность и глубокое уважение не только среди православных, но даже у бродящих под горою, совершенно независимых, мусульманъ-бедуинов. Глава этого племени Акиль-ага, почитая его за христианского дервиша, т. е. человека, живущего в Боге, прибегал нередко к нему за советом, почитал для себя грехом нанести ему чем бы-то ни было огорчение и был готов во всякое время и при всех опасностях мужественно защищать его.
Старцу Иринарху весьма желательно было создать на вершине Фавора православный храм, чтобы через это доставить себе возможность славить ежедневно Господа и привлечь к этому месту большее внимание паломников. Счастливый случай скоро помог ему напасть среди груды камней на остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив в одной из них каменный престол, старец Иринарх начал служить для приходящих паломников, число которых росло все больше и больше, молебны. Доброхотные даяния этих богомольцев подвижнику-анахорету, при всей своей скудости никогда не отказывавшему им в радушии и гостеприимстве, стали увеличиваться, а вместе с этим настойчивее крепла у него мысль о необходимости устроить здесь православный храм. В этом благом намерении на помощь ему явились пользовавшийся в Галилее известностью и влиявшем довольно зажиточный туземец, исполнявши обязанности русского консульского агента и агента русского Общества пароходства и торговли в Кайфе Константин Аверино , который собрал для него на Фаворский храм 14.000 пиастров  среди жителей своего края, и Иерусалимский патриарх Кирилл II (1846—1872 г.г.), приславшей с тою же целью 5.000 пиастров и давший распоряжение патриархии помогать ему по мере надобности. Вскоре в руках ревностного старца собралась сумма до 40.000 пиастров, и он приступил к сооружению задуманного храма и необходимых для паломников и собственного помещения с братией надворных построек: трех жилых комнат, кухни, кладовой и лошадиной мельницы. Вся площадь земли, занятая о. Иринархом была обведена каменного невысокою стеною на мокрой кладке.

Довести сооружение храма до конца и дать ему приличную внутреннюю отделку о. Иринарху, за отсутствием денежных средств, однако, не удалось. Пришлось искать помощи в этом благом начинании у благословенной и щедролюбивой России и привлечь ее к окончанию начатых построек. Бывший начальник русской Духовной Миссии в Иерусалиме Кирилл епископ мелитопольский (10 февр.1866 г.), лично хорошо знавший девяностолетнего старца Иринарха, представил через д. с. с. Чичерина особую записку, с изложением дела о сооружении Фаворского храма, для доклада великому князю Константину Николаевичу, председателю Палестинского Комитета. «Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, писал он 15 сентября 1859 г. в этой записке, но несчастно забыть теперь и оставлен без внимания местными православными властями, между тем как латины рыщут уже около него, усиливаясь взять; его себе в добычу. На страже святыни стоить теперь только маститый отшельник, девяностолетий старец родом из славян, пришедший на Фавор вследствие бывшего ему видения, поселившийся тут и своими собственными руками открывающий развалины и возстановляющий древнюю церковь. Без содействия греков, несмотря на противодействие латин, среди бедуинских шаек (питающих, впрочем, к нему религиозное благоговение, как к чудотворцу), этот дивный старец успел уже положить доброе начало, пользуясь пособиями только с нашей стороны. Все место священных развалин обведено стеною, развалины храма очищены и в одном древнем алькове устроен уже престол, на котором старец совершает священнодействие. Храмоздатель просит теперь 30 тысяч пиастров (около 1.500 руб. сер.), чтобы довершить начатое здание. Впоследствии времени потребуется, может быть, еще такая же сумма для снабжения церкви иконостасом, который приятно было бы иметь из России, и утварью... Не благоугодно ли было бы Его Императорскому Высочеству обратить Августейшее внимание на забытый священный Фавор и там устроить священный памятник счастливого события в Августейшем семействе Его (18). Вместе с пособием можно бы передать святому старцу мысль об устройстве в храме особого придала во имя равноапостольного царя Константина» . Мысль эту епископа Кирилла вполне разделил и исполнявший в то время обязанности Иерусалимского консула А. Кривошеин в особом донесении Палестинскому Комитету от 30 декабря того же 1859 года. Так как в день Рождества Христова старец Иринарх на 93 году своей жизни скончался, завещав довести начатую постройку своему ученику и сотруднику о. иеродиакону Нестору, то г. Кривошеин изволил присоединить в своем донесении и следующие строки: «Характер дела от этой скорбной новости нисколько не изменяется. О. Нестор вполне унаследовал святые качества своего наставника и, заслужив уже общее доверие и любовь, он без сомнения прекрасно исполнит начатый труд почившего праведного старца. Митрополит назаретский преосвященный Нифонт намеревается посвятить его в сан иepoмонaxa и назначить игуменом Фаворской странноприимницы» .

Вышеприведенное ходатайство было принято великим князем весьма сочувственно. Из сумм Палестинского Комитета, «радуясь возможности посредством незначительного пожертвования споспешествовать весьма значительному для православного Mиpa успеху», на имя Иерусалимского консула к. с. Соколова 11 мая 1860 г. на постройку православной церкви на горе Фавор было переведена 441 фунт стерлингов, 15 шиллингов и 11 пенсов, составляющих 3 т. рублей серебром. Но консул Соколов «приостановил выдачу этих денег, по случаю происходивших тогда в Сирии безпорядков и постоянных опасений местных христиан за сохранение спокойствия на будущее время». Епископ Кирилл Наумов также признал продолжение построек на Фаворе неблаговременным и независимо от политических обстоятельств и сильного пробуждения мусульманского фанатизма в Сирии, в виду противодействия со стороны назаретскаго каймакама и даже патриархии, которая пожелала взять эту постройку в свои руки, на что и исходатайствовала у правительства фирман . Присланные деньги, по указанию из Петербурга, были обращены в общую иерусалимскую кассу Палестинского Комитета .

Но в июне 1861 года начальник русской Духовной Миссии епископ Кирилл возбудил ходатайство перед консулом о выдаче ассигнованных на Фаворский храм денег патриарху, который «в настоящее время в затруднительных обстоятельствах относительно доходов, а постройке церкви на Фаворе, полезное вообще для православия, не может быть отсрочено по причине интриг со стороны иноверцев» . Великий князь Константин Николаевич, выразив желание в этом деле помочь патриархии, по решению Комитета, на основании соображений статс-секретаря Б. П. Мансурова, согласился, однако же, под условием, чтобы деньги, «определенные на Фаворский храм, хранясь в кассе Иерусалимского консульства, были бы расходуемы постепенно через посредство кайфскаго агента г. Аверино, по требованиям строителя храма, на Фаворе. Г. Аверино давно уже лично занимается этим делом и ему легко будет, как отчитываться пред Иерусалимским консулом в употреблении денег, так и наблюдать за действительным расходованием 3.000 рублей на указанный предмет» .




Приезд на Фавор всегда трогательный для любого православного человека и в первую очередь для паломника из России. В этом году я уже после обедни наблюдал за направлением ветра и когда заметил юго-восточное приближение облаков со стороны моря на душе стало спокойнее. 
 


Находясь у подножья Фавора (мы подъехали к часам 21:00) невооруженным взглядом было понятно,что обилие пассажирских минибусов и организованное отправление паломников к храму "Преображения" организованно должным образом. Но несмотря на соблазн многие пошли пешком.


На эту вершину, по изогнутой серпантином автомобильной дороге, поднимающейся от лежащей у подножья горы арабской деревни Дебурия (сохранившей в своём названии память о воевавшей здесь некогда ветхозаветской пророчице Деборе), мы отправимся не иначе как в православный праздник Преображения, и сможем полностью, с позднего вечера до раннего утра, ощутить то, что происходило здесь с Христом и апостолами две тысячи лет назад.



А впереди красные огоньки увозящие счастливчиков наполняли оптимизмом и давали силы для восхождения на святую гору.

И вот в течении полу часа мы на Фаворе.Что же касается места на Фаворе, где находится ныне греческий храм Преображения, то это или место, на котором спали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, когда Господь Иисус Христос взошел на гору помолиться (Лук. IX, 28, 32), или, как свидетельствуют все западные паломники и наш игумен Даниил, место, где в древности стоял храм во имя пророков Моисея и Илии, собеседников Спасителя во время Преображения.

Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов, обыкновенно потом остающийся здесь в обители на продолжительное время, ради отдыха и пользования горным живительным воздухом и желания укрыться от изнурительной зной­ной духоты Святого Града.

Православных паломников уже было достаточно примерно около 1500 тысяч. И пока служится вечерня православного храма Преображения, мы немного осмотрели храм и окрестности




На вершине постепенно собираются сотни людей. Здесь, на святом месте в святой день, они с воодушевлением предаются молитвам и готовятся к богослужению


Постепенно паломники проходят в церковь, где прикладываются к иконам и молят о спасении родных и близких. Они оставляют в храме их фотографии и записки с просьбами к Господу.



Оживление появилось,когда подтянулся о.Роман и многие православные живущие в Израиле ликовали при появлении дорогого и любимого духовника










В 22-00 начинается утреня, которая плавно перетекает в литургию, и к этому времени уже подходят паломники из Греции, Румынии, Грузии, Сербии, других стран и, кончено же, из России








Отдохнувши после утомительного пути в приличных монастырских помещениях и обвеянные живи­тельной прохладой, царящею на высотах святой Горы, с восстановленными силами, бодро паломники, по звону монастырского колокола, собираются в храм на торжественное вечернее богослужение, которое совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Нарочито приглашенные певцы стараются праздничному богослужению придать великолепие и интерес исполнением нотных замысловатых аниксандариев (стихи псалма «Благослови душе моя Господа»), кекрагариев (стихир на Господи воззвах) и доксастариев (славников). Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», совершается и благословение хлебов на литии, при чем, когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо. Такое всенародное богомоление в сумраке быстро наступающей ночи, под небом, усеянным ярко светящимися звездами, производит сильное впечатление на молящихся.
После вечернего богослужения богомольцы, записав имена своих родных и знакомых для поминовений на праздничной литургии и передав посильную лепту монастырской братии, выходят из храма, пьют вечерний чай с хлебом и быстро ложатся спать, чтобы с первым звоном быть на ногах за праздничной заутренею, которая начинается с рассветом.(Дмитриевский А.А. Праздник Преображения на Фаворе. СПб.,1913, с.27.)

 А у нас утрення уже началась и иерархи Иерусалимской патриархии ждут патриарха Фиофила. Его Блаженству сослужили иерархи Иерусалимской Церкви: митрополит Капитолиадский Исихий, митрополит Вострский Тимофей, архиепископ Константинский Аристарх, – а также прибывший в Святую Землю с паломническим визитом наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел, клирики Иерусалимской и других Поместных Церквей.





И я заметил наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископа  Вышгородского Павла



А вот и Иеромонах Антоний (Гутник), секретарь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Хочется заметить,что такое количество духовенства из разных стран,можно усмотреть только на праздник Преображения.



Духовенство выносит на улицу специальный подиум и там устраивает алтарь. На антиминсе совершается литургия, Евангелие читается на разных языках: сначала на греческом, потом на арабском, потому что православные арабы - это местное население, потом, конечно же, на русском, румынском, сербском... Выбор языков зависит от того, из каких стран приезжают паломники.








Олег ведет богословские беседы с отцом Поликарпом с Елеонского монастыря



и матушку Фотинию



Народ ,который уже исповедовался перед причастием немного подустал


Люди подыскивают для себя на дворе места для возлежания.До долгожданного утра предстоит ещё целая ночь...














И мы перед причастием идем посмотреть храм и приложиться к иконам .И что было в этом году-это царящая тишина и приливы благодати у всех участников праздника.




Если даже для простых верующих так важна эта ночь в этом месте, то насколько же она значима для людей, посвятивших Господу всю свою жизнь


Чудотворная акафистная икона Божией Матери,которую ошибочно называют "Неувядаемый цвет"









За каждым из приехавших в эту ночь на гору Фавор скрывается своя собственная, возможно, очень непростая история.

Бялик Олег и матушка Фотиния - неразлучные друзья



И вот долгожданное причастие

Все, естественно, стараются причаститься на службе. Арабы, греки щипаются и кусаются, все кричат, особенно гречанки. А русские все это терпят и спокойно причащаются. 






После причастия,кто ведет богословские беседы,как наш Димитрий с монахом Иоанном из Тбилиси


А паломники с Свято-Троицкого монастыря уже приступили к праздничной трапезе


После службы, кто-то расходится, а кто-то, в основном русские, ждут облако. Под утро, на гору спускаются облака, и, естественно, всем это напоминает то самое облако, из которого 2000 лет назад прозвучал голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте».








А нам уже часы подсказывают как золушке из сказки пора возвращаться домой, праздник подошёл к концу. До следующего Преображения Фавор













 Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией  служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.