Православные новости

Праздник обретения Святых мощей преподобного Саввы Освященого

 

В субботу 12-го / 26-го октября 2013 года отмечалось возвращение святых мощей Преподобного Саввы Освященного в Иорданской пустыне, празднование было начато и продолжаетя в Монастыре, существующем в его честь.

Празднованием отмечается следующее событие: святые мощи Преподобного Саввы Освященного находились в Венеции с эпохи Крестовых походов, и в октябре 1965 года в результате прошения незабвенного Патриарха Иерусалимского Венедикта были возвращены Римско-Католической Церковью в его Монастырь.

Всенощное Богослужение совершил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, после вечерни в Святом Монастыре Блаженнейший Патриарх был тепло принят духовным настоятелем Монастыря Архимандритом Евдокимом его и сопровождением. Сослужили Блаженнейшему Патриарху Их Высокопреосвященства Архиепископ Герасский Феофан и Константинский Аристарх, Иеромонахи Братства Пресвятого Гроба Господня, состоящие в браке арабоязычные иереи и диаконы при участии благочестивой арабоязычной паствы Вифлеема и Бейт-Джалы.

После Божественной литургии была организована праздничная трапеза.  

Главный Секретариат


Савва родился в 439 году в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг. Проведя в этом монастыре 10 лет Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Евфимием Великим Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим общежительным уставом. В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Феоктиста, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

Проведя в затворе 5 лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского. Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году ими была построена пещерная церковь, ставшая основой лавры Саввы Освященного. Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей киновенного типа. При иерусалимском патриархе Салюстии (486—494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).

Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских споров относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов. После смерти Анастасия при императоре Юстине I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.

Рака с мощами преподобного Саввы

Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 года. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 году мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церквь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл: «Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион». Нетленными мощи Саввы в начале XII века видел русский паломник игумен Даниил

 

 

 

Праздник Святого Модеста в Иерусалимской православной церкви



В субботу,31 декабря 2011 года в день памяти святого Модеста, архиепископа и патриарха Иерусалимского (632-634) в Монастыре св. Модеста (Церкви св. Модеста) прошла  литургия которую возглавил архимандрит Иероним и диакон отец Паисий. На литургии присутствовали представитель генерального консула Греции г-н Митсис Аспазия, монахи, монахини и клирики  Иерусалимской православной церкви. Блаженнейший патриарх Феофил в сопровождении иерархов Святогробского братства посетил священный храм во время Божественной литургии. Церковь с благодарностью вспоминает св. Модеста и те времена,когда на Палестину (614) напали войска персидского царя Хозроя и, объединившись с иудеями, перебили 90 тысяч христиан и разрушили христианские храмы.
Монастырь находится примерно в километре к югу от горы Сион, через «Долину Енномову», на вершине горы, называемой ныне холмом Ханании (Гиват-Ханания)

Справка


фото (http://sobory.ru/)

Монастырь существовал уже во второй половине III века. Вероятно, это был один из многих небольших монастырей, выросших на окраинах Иерусалима. В то время в нем подвизался некий Прокопий, служивший чтецом. Большая церковь Святого Сиона (примерно в километре к северу от монастыря Модеста) требовала для богослужений значительного числа подготовленных певчих, многие из которых жительствовали в расположенных неподалеку малых обителях (предложения подобного служения получали впоследствие многие из известных исторических церковных деятелей, например, Савва Освященный и его агиограф – Кирилл Скифопольский). Можно предположить, что Прокопий был одним из таких певчих. На 19 году правления императора Диоклетиана, т.е. в 303 г., правитель Палестины Флавиан, имевший резиденцию в Кесарии Маритиме, разослал по провинции грамоты с повелением сровнять с землей христианские церкви, а книги Священного Писания сжечь. Открытое исповедание христианства считалось преступлением, наказанием за которое было тюремное заключение. Прокопий, видимо, не скрывал своих убеждений, возможно, даже публично выступил с критикой новых постановлений. За это он был взят под стражу и доставлен в Кесарию, где должен был выслушать свой приговор из уст самого правителя – Флавиана. Всё это описывает Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории», а именно: в разделе «Мученики Палестины», печатающемся в качестве прилоложения (к Книге VIII) в некоторых изданиях Евсевия. (В издании на русском языке – Евсевий Памфил. «Церковная история». М., Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993, – этот раздел опущен.) Евсевием мученичество Прокопия описывается так: «Первым из мучеников в Палестине был Прокопий, который, прежде чем выслушать приговор, осуждавший его на лишение свободы, сразу после того как он предстал перед судом правителя [Флавиана], когда ему было велено принести жертву так называемым богам, объявил, что он знает лишь Одного, кому подобает приносить жертвы, что он и желал бы [сделать]. Когда же ему было приказано совершить возлияния в честь четырех императоров, он, приведя [в ответ известную] цитату, вызвавшую неудовольствие правителя, тотчас был обезглавлен. Цитата была из поэта: «οὐκ ἀγαθὸν πολυκοιρανίη• εἷς κοίρανος ἔστω» («Нет в многовластии блага; да будет единый властитель.» - Илиада, 2, 204)». Тот факт, что Прокопий был прославлен как мученик под именем Прокопия Чтеца, свидельствует о его молодости: служба чтецом в те времена была обычно самым началом карьеры священнослужителя. Другой факт, вытекающий из приведенного рассказа, заключается в том, что Прокопий, по всей видимости, был из обеспеченной семьи. Иначе бы он не смог получить хорошего классического образования, без которого даже урожденный грек, не говоря уже об эллинизированном сирийце, вряд ли мог легко разбрасываться цитатами из Гомера. Обо всем остальном (служба переводчиком с сирийского, проповедником и экзорцистом, жизнь в Иерусалиме и Скифополе, крайняя аскеза и умерщвление плоти) доступные мне тексты Евсевия никак не упоминают. Тело Прокопия было, по-видимому, тайно возвращено в Иерусалим и погребено в монастыре, где он подвизался, – возможно, даже в той самой подземной келье, что служила ему пристанищем при жизни. С течением времени, после того как он был прославлен как святой мученик, над этой кельей была возведена церковь, освященная, предположительно, в его честь. Келья, таким образом, превратилась в крипту.
О следующих трех столетиях истории монастыря неизвестно практически ничего. В 614 г. при нашествии на город персидского шаха Хосрова II Парвиза обитель вместе со всеми иерусалимскими святыми местами и монастырями была разрушена. Во время персидского погрома в городе погибло от 60 до 90 тысяч человек (по разным источникам). Впрочем, по свидетельству армянского историка VII века епископа Себеоса, число убитых составило 17 тысяч, а 35 тысяч было взято в плен и уведено в Персию. Среди них был и иерусалимский патриарх Захария. Стать местоблюстителем патриаршего престола было было возложено на Модеста, игумена монастыря аввы Феодосия. (Согласно Лебо (Lebeau), Модест был настоятелем монастыря св. Феодора. Первая версия представляется более вероятной: во-первых, обитель Феодосия была самой большой и влиятельной киновией в Иудейской пустыне, и кому, как не ее игумену, должно было принять на себя обязанности местоблюстителя, во-вторых, монастырь св. Феодора – если, конечно, имелся в виду монастырь близ деревни Метопа, сегодня – урочище Хирбет эль-Катт, – был грузинским.) Модесту на тот момент было 77 лет (родился в Севастии Армянской в 537 г.). Несмотря на возраст он ревностно принялся за восстановление святых мест, взяв на себя руководство этим нелегким делом. Немалое содействие оказал ему александрийский патриарх св. Иоанн Милостивый, пославший значительную денежную сумму и тысячу рабочих для восстановления храма Воскресения (Гроба Господня). Бесспорным считается то, что усилиями Модеста были восстановлены храм Гроба Господня, Сионская церковь, церковь Вознесения на Елеоне и церковь Успения Богородицы рядом с Гефсиманией. В отношении всех остальных монастырей и церквей города точных данных не имеется. Однако упомянутый Себеос приводит текст письма Модеста армянскому владыке Комитасу, в котором утверждается, что восстановлены были все церкви города: «Теперь согласно тому, что ты говорил, все церкви иерусалимские устроились милостью Божию и вашими святыми молитвами; и поклоняются в них. Мир царствует в граде Божием и в окрестностях его...» В числе прочих, восстановлен был и монастырь при церкви Прокопия. Модест, по-видимому, сделал его своей резиденцией, что, быть может, объяснялось тем, что после многих десятилетий, проведенных им в пустынной обители Феодосия, он тяготился жизнью в городе, монастырь же Модеста находился по меньшей мере в километре от городских стен, и из него окрывался вид на те же пустынные горы, которые Модест привык видеть из обители Феодосия. 12 декабря 627 г. император Ираклий одержал решительную победу над персами, и, по условиям заключенного мира Крест Господень и все палестинские пленники, в том числе и патриарх Захария, вернулись в Иерусалим. По смерти Захарии в 632 г. неутомимый устроитель Святых Мест Модест был избран патриархом, в каковом чине и провел оставшиеся 2 года своей жизни. Он скончался в 18 декабря 634 г. 97 лет отроду и был похоронен в своем новом монастыре в крипте северо-восточнее крипты-усыпальницы Прокопия. Впоследствии над его могилой (или рядом с ней) была возведена церковь, освященная в его честь. (Некоторые источники указывают местом его упокоения церковь Элеона на Масличной горе (ныне там католический монастырь Патер Ностер), однако, вероятно, его мощи были перенесены туда в более позднее время. В 2006 г. мощи были обретены при обследовании мощехранительницы Национального исторического музея в Софии и 14 декабря того же года переданы Софийской духовной семинарии св. Иоанна Рыльского.) Таким образом, после причисления Модеста, Патриарха Иерусалимского, к лику святых, монастырь оказался непосредственно связан с именами сразу двух местных святых, что выделяло его среди прочих обителей города.

Память святого Модеста, архиепископа Иерусалимского


Святой Модест родился в городе Севастии от благочестивых и богобоязненных родителей. С юных лет он почувствовал сердечное влечения к Господу и, отрекшись от мира, проводил строгое иноческое житие. Впоследствии он был настоятелем обители Феодосиевой в Палестине. В это время Персидский царь Хозрой сделал опустошительное нашествие на Сирию и Палестину. С Персами соединились и Евреи, в числе сорока тысяч человек, с целью истребить всех христиан Палестинских. Жестокость врагов имени Христова излилась на Иерусалим и его окрестности во всей своей силе: погибли многие тысячи иноков и клириков, опустошены и сожжены были все храмы, в том числе храм святого гроба Господня, патриарх Захария со множеством народа и святым Крестом Господним отправлены в плен в Персию. Иудеи откупили у Персов несколько тысяч христиан и предали смерти. Число всех умерщвленных христиан простиралось до 90.000 человек. Святой Модест в это тяжкое время избег погибели, и, по окончании нашествия, за отсутствием патриарха, ему поручено было, с именем блюстителя патриаршей кафедры, управлять Палестинскою церковью. Первым делом святого Модеста было собрать остатки избиенных в обители святого Саввы Освященного иноков и с честью положить их в усыпальницу. Потом он со всею ревностью принялся за восстановления поруганных святых мест. Не опасаясь ни злобы Иудеев, ни своеволия персидских властей, святой восстановил храм святого Гроба и храмы Голгофский и Вифлеемский, в чем весьма много помог ему Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский. Находившийся в плену у Персов блаженный Захария, патриарх Иерусалимский, утешал святого Модеста и паству письменными известиями о себе и увещаниями быть твёрдыми в вере. Чрез четырнадцать лет патриарх Захария вместе с Крестом Господним возвратился из плена, но, истомленный скорбями, скончался в том же году. По его кончине, на патриаршую кафедру был возведен святой Модест. Не более пяти лет управлял святой Модест Иерусалимскою церковью в сане патриарха. Добре управляя вверенною ему паствою, святой Модест творил многие дивные чудеса и исцеления. Достигнув престарелых лет, святой Модест, на девяносто седьмом году своей жизни, с миром предал дух свой Господу и переселился в вечные небесные обители.

Исп. источники  http://www.antiquities.org.il/images/archinfo/061-090/065.pdf
                              http://krotov.info/acts/01/joseph/drevn01.html