Преддверие святого Великого поста

 

 

Масленица — это народное название Сыропустной (Сырной) седмицы — недели, предваряющей Великий Пост. Свое название эта седмица получила от разрешения Церковного Устава употреблять в эти дни молочные продукты: сыр, молоко, масло, а также яйца, согласно древнему постановлению Церкви: “Дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста”. Собственно, религиозного “праздника” Масленицы не существует. Церковь рассматривает эту седмицу как “преддверие покаяния, предпразднество воздержания, светлое предпутие поста, седмица предочистительная”.

В богослужении Сырной седмицы все напоминает о приближении Великого Поста. В этот период не совершаются венчания. В среду и пятницу Сырной седмицы, как и в дни Великого поста, не совершается Божественная литургия, читается с коленопреклонением молитва прп. Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего…”. В воскресный день Сырной седмицы Церковь воспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, представляя верующим достойный пример для покаяния во Святую Четыредесятницу. За литургией читается Евангелие о прощении обид нашим ближним (Мф. 6, 14–21), без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного.

 

 

В преддверье Великого поста, Церковь назначила сыропустную неделю, призванную постепенно подготовить нас как телесно, так и духовно к входу в период аскезы и добродетели. После недельного отказа от употребления в пищу мяса, в сыропустную субботу, Церковь вспоминает память святых аскетов и вдохновляется их примером, призванным укрепить верующих в великопостной борьбе. Духовная борьба преподобных отцов является каноном и образцом для наших личных попыток, которые нам вскоре предстоит осуществить. Их подвиги удостоились награды и стали нашей путеводной звездой, помогающей делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях.

В сыропустное воскресенье мы вспоминаем о потерянном рае. Верующим напоминают, таким образом, о благах поста, о грехопадении первых людей, утративших райское блаженство. Это грехопадение равносильно их неспособности к соблюдению даже того небольшого поста, который был им назначен. Ошибка первого Адама была исправлена пришествием и жертвой нового Адама, Христа, который вновь открывает нам путь к потерянному раю. И если человек через пост, молитву и соблюдение Божественных заповедей следует примеру Сына Девы, он получает милость Божью и спасается от плена изгнания.

Евангельское чтение того же дня вновь учит верующих сущности и правильному совершению поста. Слово Божье сосредотачивает внимание человека на том, чтобы он не потерял свое благое произволение в испытаниях гордостью и самодовольством. Человек, стремящийся к воздержанности, делает это не напоказ и не с целью снискать людскую похвалу. Всем своим существом он обращается к Богу, направляя свое бытие на стяжание святой добродетели. Тем не менее, пост не предполагает презрение земных благ, но попытку освобождения от всецелого и эгоцентрического на них сосредоточения.

И наконец, вечерня этого дня связана с взаимным прощением верующих. Как исповедание веры предполагает выражение любви к ближним, как положение Даров на жертвенник предваряется примирением, так и начало очищения от страстей связано с обоюдным оставлением грехов, чтобы все тело Церкви в согласии ступило на путь умеренности.

Подводя итоги, отметим, что процесс освобождения от страстей осуществляется не в атмосфере скорби и мрачного отстранения от этого мира. Напротив, оно должно начинаться с открытости ближнему и развиваться в заботе о нем. Благоразумие, необходимое в стремлении к воздержанности, и скорбь об утраченном Царстве Небесном проникнуты жизнерадостным светом заботы о ближних и святой любовью. Освобождение от груза страстей очищает взор человека и мир, который его окружает.