Приготовление к совершению Литургии. Ектении. Литургия Св. Иоанна Златоустого

Священнослужители, которые намерены совершить литургию, должны накануне участвовать и молиться на всех богослужениях суточного круга. Кроме того, священнослужители, совершающие литургию, должны непременно причаститься за ней св. Христовых Таин, а потому они обязаны предварительно исполнить "Правило к святому Причащению."
Придя в храм для совершения литургии, священнослужители прежде всего приготовляют себя молитвословиями.

 


Они становятся перед царскими вратами и читают так называемые "Входные молитвы," еще не возлагая на себя никаких священных одежд. Молитвы эти состоят из обычного начала: Благословен Бог наш:, Царю Небесный:, Трисвятаго по Отче наш: и покаянных тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас:, Слава... Господи, помилуй нас... и ныне... Милосердия двери отверзи нам...
Затем священнослужители покланяются перед местными иконами Спасителя и Божией Матери и лобызают их, произнося тропари: Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий... и Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице...
В дни праздника или попразднства прикладываются обычно еще к иконе праздника, произнося тропарь его.
Затем священник с непокровенной главой читает тайно перед царскими вратами молитву, в которой просит Господа, чтобы Он ниспослал руку Свою с высоты святого Своего жилища и укрепил его в предлежащую службу сию.
После этого священнослужители кланяются друг другу, испрашивая взаимно прощения, кланяются ликам и народу и входят в алтарь, читая про себя стихи 5-го псалма, с 8 по13: «Вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему...»
В алтаре они трижды покланяются перед св. Престолом и лобызают его.
Затем, сняв затем с себя рясы и камилавки или клобуки, они начинают облачаться в священные одежды, присвоенные их сану

 




Ектении

Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. 
После каждого прошения хор поет: "Господи, помилуй!" или "Подай, Господи". 
Это так называемые ектении". Ектения слово греческое и означает: "прилежное моление". 

Наиболее употребительных ектений пять: 

1. Великая или мирная ектения, которая начинается словами: "миром Господу помолимся". 
Она имеет много молений и прошений, и после каждого из них поется: "Господи, помилуй!" 

2. Малая ектения есть сокращение великой. Она начинается словами: "Паки и паки (т. е. еще и еще) миром Господу помолимся!" и имеет всего два прошения. 

3. Сугубая (сугубая означает усиленная) ектения начинается словами: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй". 
На каждое прошение сугубой ектении, хор отвечает троекратным "Господи, помилуй!" 

4. Просительная ектения начинается словами: "Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви" (Господу). 
После каждого прошения просительной ектении, кроме первых двух, хор поет: "Подай, Господи!" 

5. Заупокойная ектения состоит из прошений к Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном, души умерших, простив им все согрешения. 

Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.



Литургия Св. Иоанна Златоустого.


Литургия св. Иоанна Златоустого является самой употребительной в нашей церкви и потому мы будем изучать её.
"Литургия, как говорит архимандрит Гавриил, по уставу Восточной церкви, представляет собою одно великое, стройное и целое богослужение, которое все, от начала до конца, проникнуто, по заповеди Иисуса Христа, воспоминанием о Нем. Но это единое целое в свою очередь может быть разделено по внешней форме, как было и в древние времена, на три главные части: 1. на проскомидию, 2. литургию оглашенных и 3. литургию верных" ("Руков. по Литургике." Тверь, 1886 г., стр. 495).

Итак, св. Иоанна Златоустого разделяется на три части:

1. Проскомидия, (которая, по словопроизводству с греческого ?????????? от ?????????? - "проскомизо" приношу, значит приношение), на которой приготовляется вещество для таинства из принесенных верующими даров хлеба и вина*;

2. Литургия оглашенных, которая состоит из молитвословий, чтений и пений, приготовляющих к совершению таинства, и которая называется так потому, что на ней разрешается присутствие "оглашенных," то есть еще не крещенных, а лишь готовящихся к принятию крещения;
 
3. Литургия верных, на которой совершается уже самое таинство и присутствовать при которой разрешается только "верным," то есть уже крещенным и имеющим право приступать к таинству причащения.

это сейчас мы приходим в храм, что называется, "на всё готовое", а раньше же верующие несли хлеб, вино, масло для лампад, воск или свечи - ну у кого в хозяйстве что было, что производилось, передавая все это перед литургией священнику за здравие и за упокой душ своих родных и близких. 
Вот эти приношения от прихожан складывались в отдельном специальном помещении при входе в храм, оно называлось "професис" (в переводе с греческого означает "предложение"). В современных храмах его нет,  мы уже давно не приносим с собой ни хлеб, ни вино для таинства, ни свечи, ни масло, условия жизни изменились с тех пор немало , поэтому наше участие выражается денежным пожертвованием. 

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА
 

Заказ треб на Святой Земле


Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида