Принесение Пояса Пресвятой Богородицы в Самару


Покровский кафедральный собор (Самара)

 В 12:00 в самарском аэропорту «Курумоч» приземлился самолет, доставивший в город одну из главных православных святынь - Пояс Пресвятой Богородицы.В Самару святыня прибылаиз Мордовии , где находилась до 11:00 10 ноября. К 14:00 Пояс Пресвятой Богородицы доставят в Покровский кафедральный собор (ул.Ленинская, 75а), после чего все желающие получат возможность прикоснуться к реликвии, 200 лет не покидавшей Ватопедского монастыря на Афоне.

 

Принесение в Самарскую епархию великой христианской святыни - Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне состоится  с 10 по 12 ноября по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня будет пребывать в Покровском кафедральном соборе г. Самары (ул. Ленинская, 75а).

Прибытие святыни в Покровский кафедральный собор - 10 ноября в 14.00, убытие - 12 ноября в 14.00. Доступ для поклонения будет осуществляться круглосуточно, сообщает сайт Самарской епархии.

Как уточняет "Волга-Ньюс" со ссылкой на пресс-службу областного правительства, в аэропорту "Курумоч" делегацию встретят губернатор Самарской области Владимир Артяков и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.

Архиепископ Сергий провел торжественном молебен на взлетно-посадочной полосе ( Фото: Игорь Казановский)

Они примут участие в торжественном молебне на взлетно-посадочной полосе.

Помимо первых лиц области и церкви, святыню встречали и простые верующие. Самара стала одиннадцатым городом, где побывал Пояс Пресвятой Богородицы. Как отметил губернатор Владимир Артяков, впервые в истории России и православного мира величайшая христианская святыня покинула гору Афон и отправилась в нашу страну.

"К нам прибыла одна из самых почитаемых православных святынь христианского мира. Я считаю, что это событие имеет историческое значение. Все, кто прикоснется к ней, будут с благодарностью помнить этот день. Пребывание святыни на Самарской земле обещает стать для верующих знаковым запоминающимся событием духовной жизни", - подчеркнул губернатор.

( Фото: Игорь Казановский)

Владыка Сергий отметил, что сегодня много говорится о важности и роли церкви в жизни нашего общества. "Я благодарен губернатору Владимиру Артякову за инициативу привезти святыню на Самарскую землю. Прибытие Пояса Пресвятой Богородицы прежде всего нацелено на то, чтобы русский народ осознал себя на нашей земле, почувствовал единение и ответственность друг перед другом. Я думаю, что сейчас мы станем чуть-чуть ближе к богу", - заявил владыка.

В период с 10 по 12 ноября в связи с доставлением в Покровский кафедральный собор Самары великой христианской реликвии по ряду улиц будет закрыто движение транспортных средств, передает Губернский портал "Самара.Ру". Исключение составит только общественный транспорт, сообщает отдел ОА, КПР и пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области. Движение будет закрыто по ул. Ленинской (от ул.Л.Толстого до переулка Тургенева), по ул. Братьев Коростелевых (от ул.Л.Толстого до переулка Тургенева) и по ул. Некрасовской (от ул.Садовой до ул. Ленинской). Напомним, что Покровский кафедральный собор Самары располагается по адресу ул. Ленинская, 75 «а».

( Фото: Игорь Казановский)

Госавтоинспекция обращается к гражданам с просьбой использовать для прибытия в Покровский кафедральный собор общественный транспорт, т.к. в исторической части города количество парковочных мест ограничено.

Пояс Пресвятой Богородицы прибывает в Самару из Саранска. Сегодня, в последний день пребывания святыни в столице Мордовии, торжественную Божественную литургию архиерейским чином в Свято-Феодоровском кафедральном соборе  возглавил митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, в сослужении многочисленного духовенства Мордовской митрополии, сообщает епархиальный сайт.

Во время богослужения люди, шедшие нескончаемым потоком, имели возможность продолжить поклонение Поясу Пресвятой Богородицы.

После литургии и молебна Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен митрополитом Варсонофием в аэропорт Саранска.

В ожидании Чуда

Фото: Игорь КАЗАНОВСКИЙ, Андрей САВЕЛЬЕВ

К Покровскому кафедральному собору в центре Самары люди начали собираться еще в среду. «Такую святыню привозят в Россию впервые, а тем более в Самару. Важно увидеть своими глазами чудесное явление, - поделилась с журналистом «ВК» ожиданиями пенсионерка Валентина Касаткина. - Неважно, что придется стоять на улице от рассвета до заката. И холод не пугает. В таких делах болезни не будет».
Даже оцепление сотрудников ГИБДД не могло остановить желающих преклониться  перед святыней: около собора можно было увидеть стариков и детей, беременных, людей на инвалидных колясках, представителей церковных приходов со всей губернии.
«В исцеляющей силе Пояса Богородицы сомневаться не приходится. Тем более столько известно ярких примеров исцеления», - рассказал приехавший из Уфы Николай Меркулов. «Мы всей семьей уже не первый раз приезжаем приложиться к святыням, - говорила мать троих детей Надежда, пока супруг оберегал детей от натиска толпы. - Помогает. Хотя мы к этому пришли не сразу, но теперь точно знаем, что вера лад в семье дарит, успокаивает, оберегает и здоровье дает».

Полевая кухня поможет самарским православным дождаться своей очереди к святыне (Фото: Ирина НАМАКАРЕНСКАЯ, Светлана Осьмачкина)

Вплоть до позднего вечера православные люди шли в собор, чтобы приложиться к святыне и попросить у нее благословения. Среди них был и председатель Самарской городской думы Александр Фетисов. «Прибытие этой величайшей православной святыни – большая честь и хороший знак для Самары. Важно, что такие нематериальные ценности объединяют наших граждан, неся в себе добро и надежду на лучшее», - сказал он. Для того, чтобы прибывшие чувствовали себя комфортней, городская дума организовала бесплатное горячее питание для всех желающих. Полевая кухня будет работать в течение всего времени нахождения в соборе Пояса Богородицы.

 

Справка

Покровский кафедральный собор (443001, г. Самара, ул. Ленинская, 75а, тел. 33-41-29, 33-25-15) Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан. По инициативе купцов Шихобаловых - Антона, Емельяна и Матвея - жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу - преосвященному Евсевию (Орлинскому) - с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования. Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии - и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени - за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат - протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от "фрязин" - итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали "Самарские епархиальные ведомости" в 1911 году, считалась "одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению".

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: "Деньги есть - надо строить", - говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси "обновленчества", активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь - Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора - Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

Среди святынь храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", а также образы Божией Матери "Умягчение злых сердец" и Табынской.

Икона "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) - принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: "Тебе Самой оружие пройдет душу". На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами - по три справа и слева, один снизу. Число "7" в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае - полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником "Святые ключи" у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды - в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", отличается очень темным Ликом, как бы символизируя "тьму грехов наших". И мы молимся пред этой иконой - просветить нас, умягчив "окамененныя сердца наши росою молитв" Богородицы.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы - любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов - времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В день его ангела, 9 октября, в Самаре ежегодно проходят Иоанновские чтения, целью которых является осмысление и передача соотечественникам духовного наследия митрополита Иоанна, рассмотрение духовных основ русской истории и культуры, педагогики и образования.

Духовные наследия двух почитаемых самарцами и петербуржцами владык, митрополитов Мануила и Иоанна (учителя и ученика), дают ответы на самые сложные и болезненные вопросы современности и вечности и служат путеводной звездой ко спасению. Публикацию их богатого духовного наследия осуществляет официальный орган Самарской епархии - православный альманах "Духовный Собеседник". "Подвижническая деятельность моих предшественников осеняет наше нынешнее веростроительство", - говорит архиепископ Самарский и Сызранский высокопреосвященнейший Сергий о митрополитах Мануиле и Иоанне, считая, что их стараниями епархия сохранила подлинно христианское православное лицо.

Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери - Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли. За восемь лет управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио- и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения "Самара православная" и благотворительный фонд "Тольятти православный", проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам - бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы "Взыскание погибших", свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и "Похвала Пресвятой Богородицы". Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием "под золото".

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

В недалеком будущем Покровский собор, возможно, "уступит свои полномочия" новому кафедральному собору - Кирилло-Мефодиевскому, который строится на Поляне имени Фрунзе и будет крупнейшим храмом в Среднем Поволжье. Но в истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

Еще по теме :

Святыня едет в Россию
Вчера в Россию доставили Пояс Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы доставлен в Екатеринбург
Страдания уральцев по Поясу Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Девы Марии прибыл в Норильск
Во Владивостоке организован круглосуточный подход к Поясу Пресвятой Богородицы
Изменен график принесения Пояса Богородицы в Россию
Пояс Пресвятой Богородицы перевезен в Уссурийск
Пояс Пресвятой Богородицы принесен в Красноярск
Пояс Пресвятой Богородицы покидает Красноярск и отправляется в Тюмень
Пояс Пресвятой Богородицы принесен в Тюмень
Прибытие в Нижний Новгород Пояса Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы принесен в Серафимо-Дивеевский монастырь
Пояс Пресвятой Богородицы принесен в Саранск
Архимандрит Ефрем: Богородица пребывает в каждом сердце
Принесение Пояса Пресвятой Богородицы в Самару
Пояс Пресвятой Богородицы прибывает в Волгоград
Пояс Пресвятой Богородицы принесен на Донскую землю
Пояс Богородицы будет в Москве девять дней
В Ростовском кафедральном соборе простились с Поясом Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы принесен в Ставрополь
Пояс Пресвятой Богородицы принесен в Калининград
Москва в ожидании Пояса Пресвятой Богородицы
Пояс Богородицы принесен в храм Христа Спасителя
Пояс надежды и спасения России

Маршрут следования Честного Пояса составлен таким образом, чтобы шествие его изобразило крест на российской карте, тем самым символически благословив Россию.

Заказ треб на Святой Земле


Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида