Пристань Спасения

Среди гор, окаймляющих столицу Греции Афины, кажется, такие же древние, как сам мир, есть одна гора, на склоне которой, примерно посередине, вдали от поселений, от шума мира сего, красуется дивное создание рук человеческих и Божией благодати — монастырь Священномученика Киприана и мученицы Иустины. Это духовный центр объединения православных греков-"старостилъников", известного под названием Синода Противостоящих. Руководит Синодом и монастырем его основатель Митрополит Оропосский и Филийский Киприан.

 

Входишь в обитель и ощущение такое, что попал, если не в преддверие Рая, то, во всяком случае, в живой, духоносный образ его... Словно луч Божественного света, пробив небесную твердь, упал на землю и в этом месте освятил и осветил собою все — храмы, келлии монахов, деревья, кусты роз, и главное — всех тех, кто подвизается здесь! Любой настоящий православный монастырь, где жизнь монашествующих чиста и нет никакой скверны, производит подобное впечатление. Но так уж промыслительно случилось, что именно в этом монастыре Свв. Киприана и Иустины суждено было мне пережить изменение всей моей жизни. Я приехал невероятно больным, а уехал здоровым, был погибающим, а уезжал спасенным, умирал и воскрес... И всего за 30 дней в мае-июне 1997 г. И потому мне очень хочется поделиться с добрым и благосклонным читателем хотя бы самыми главными впечатлениями от этого чудесного места, от того, что с ним связано, т.к. всего увиденного, пережитого, понятого описать невозможно.

 

Справка


Одним из самых ярких явлений в истории Русской Зарубежной Церкви в последний период ея бытия, начавшегося в 1990 году с открытием в России приходов под омофором ея Блаженнейшего Первоиерарха Митрополита Виталия, можно несомненно считать появление в наших рядах такой незаурядной личности, каковой был покойный, преждевременно от нас отнятый, Курский протоиерей Лев Лебедев.

Имя отца Льва встречалось неоднократно и раньше, когда служил он еще в Московской Патриархии, в разных журналах академического уровня, в частности в сборнике Богословские Труды, но уже тогда его научные статьи резко отличались от трудов его тогдашних собратьев тем, что в них совершенно отсутствовала та черствая, безжизненная академичность, присущая такому виду изданий. Возьмем, например, его совершенно уникальную работу - « Москва Патриаршая ». Каким духом, какой жизнью, какой любовью к старинной православной Руси дышит эта, не имеющая себе подобной книга для раскрытия всей глубины и красоты, многим ныне осмеянной симфонии власти, этого Богом данного двуглавого правления царством и народом Божьими.

« Москва Патриаршая » появилась в свет в середине девяностых годов, но некоторые ея главы писались значительно раньше и уже тогда чувствовалось, какой тягой к Истине и совершенствованию был движим ея автор. В 1990 году, несколько месяцев спустя обнародования его открытого письма-ответа, обращенного Синоду МП, в котором он решительно и авторитетно защищал Зарубежную Церковь, отец Лев решается на один из самых ответственных шагов в своей жизни: порывает с Патриархией и, в то же время смиренно и торжественно, переходит в РПЦЗ. Этот шаг он запечатлел в ставшей знаменитой брошюре, своего рода исповеди, - « Почему я перешел в Зарубежную часть Русской Церкви ». Отец Лев сам свидетельствовал нам в одном из своих писем, что в его сознательной жизни особо выделяются два крупных события : это, с одной стороны, встреча с РПЦЗ и переход в истинную Церковь, а с другой стороны – встреча и знакомство с греческой старостильной Церковью под председательством Митрополита Киприана.

С этих пор имя отца Льва Лебедева стало широко известным и почитаемым среди всех сознательных членов Зарубежной Церкви. Статьи его, на самые разные темы, охотно и обильно печатались во многих зарубежных журналах и газетах. Отец Лев успел, будучи уже у нас, написать две различные по размеру, но столь же важные по содержанию книги : « Границы Церкви » и, увы, посмертно изданную, « Великороссия – Жизненный путь ». В этих двух своих последних трудах он вложил как бы последнюю точку своей богословской, исторической и монархической мысли. Он сам писал нам с большим тактом о том, как он горюет, что сии книги не нашли сразу у нас своего издателя, но тут же охотно сознавал, что смелость некоторых выдвинутых им мыслей была тому причиной. Теперь, что книги эти стали доступными, каждый мыслящий христианин может и должен с пользой прибегать к ним, как к своего рода «кормчим книгам», чтобы ориентироваться в сложной, переживаемой ныне обстановке.


 

 

Подлинное место спасения, пристань спасения, — вот что хочется прежде всего сказать об этой святой обители. Здесь 25 человек братии. Общежительный устав, соблюдаемый в такой строгости, что монах не берет даже бумажную иконку в подарок без благословения Митрополита! Никто из гостей и любых посторонних никогда не бывает в монашеских кельях. Я тоже не был ни в одной. Для гостей есть отдельные комнатки со всеми удобствами, где они и находятся. Монастырь состоит из двух частей, — внешнего двора и внутреннего. Соборный храм Свв. Киприана и Иустины, часовня во имя Блаженной Ксении Петербургской, зал для приемов, комнаты для бесед с посетителями, церковный магазин, большая каменная емкость со святой водой, — все это находится во внешнем дворе, куда могут входить все, в т.ч. и женщины. А во внутренний двор могут заходить только мужчины и только по благословению Владыки. Ни одна женщина никогда не бывает во внутреннем дворе. Женщины не используются ни на каких подсобных работах, общение их с братией практически исключено. Внутренний

 двор самый большой. Здесь несколько храмов, келлии, приемная Митрополита, канцелярия, библиотека, разные мастерские, типография, трапезная, прекрасный сад с искусно устроенными уголками для отдыха (один — у бассейна с фонтаном в тени дерев). Все исключительно ухожено, чисто, кусты разных цветов расположены с большим вкусом и чувством меры.

Внешние красота, благолепие, порядок и устроенность монастыря в полной мере соответствуют внутренней, духовной устроенности жизни в обители. И в Богослужениях, и в личных молитвах братии нет ни малейшей тени фарисейства, притворства, какой-либо искусственности или чего-либо показного.

 Все "в простоте сердца", по Апостолу. Но в этой простоте — поразительно живая вера, искреннее, от глубины души идущее благоговение перед святыней. Очень просты и дружелюбны отношения братии между собой и с Владыкой Митрополитом. За весь месяц пребывания в обители я ни разу не видел, чтобы кто-либо из братии предавался суетным разговорам, смехотворству, праздности. Говорят только о том, что необходимо при делах и послушаниях. По редким кратким обменам словами, по улыбкам и иным едва уловимым деталям можно заметить, что братия относятся друг к другу с искренней любовью. В церкви никогда не разговаривают. За трапезой — тоже. Здесь даже шепотом никто никому ничего не скажет. Трапеза — почти как священнодействие. На нее приходят только в рясах и головных уборах как на Богослужение. И без всяких исключений.

Духовно просты их Богослужения. Никакой аффектации, театральности, или желания "украсить" службу голосом или жестом. Скромно, тихо, смиренно. Клирос! В России — это место постоянных искушений! Здесь же — это место взаимодействия, мира и полного согласия. Если кто-то ошибся, — никто не сделает на службе замечания; это покрывается братской любовью. За все время пребывания в обители я ни разу не видел никакой раздражительности, никто никому не бросил резкого слова, никто не повысил голоса... Распоряжения и замечания сам Митрополит и два епископа, постоянно живущих в обители, делают спокойно, тихо. Невозможно и представить себе, чтобы здесь старший мог

 оскорбить младшего! Распорядок дня очень строг, вставать приходится рано, т.к. в 5.30 утра — уже литургия. Трапезы тоже строги, никаких греческих разносолов и изобилии, но все достаточно для поддержания сил. Келья Митрополита (т.е. его личные покои) — это маленький домик во внутреннем дворе монастыря. И никакого особого "стола"; Владыка питается тем же, что и братия. По сравнению с домами и дачами-дворцами наших российских патриарших архиереев, набитыми до отказа всяким дорогостоящим хламом, это просто полунищенское существование!..

В монастыре есть правило, схожее с обычаем некоторых Афонских подвижников, — братия причащается каждый день. По субботам — исповедь. Конечно, если у кого-то случилось что-нибудь особенное, то он может исповедаться в любой день. Нет слов, чтобы передать благотворность воздействия на душу каждодневного причащения. Я убедился в этом лично, т.к. решил, с благословения Митрополита, последовать этому общему обычаю! Какое великое врачевание для души и тела! По средам в 17 ч. служат в соборном храме особый молебен с акафистом и чтением молитв Свв. Киприану и Иустине для людей, страдающих различными болезнями, недугами, порчей, беснованием. В конце молебна освященным елеем помазывают и братию и весь народ. А болящего народа по средам стекается очень много.

Но, конечно, совершенно особое торжество — в воскресные дни и большие праздники! Одушевление, радость, как на Пасху! А как поют! Они возродили древнее Византийское пение. Оно очень отличается от того, к чему мы привыкли в России, но в этом пении особая красота и сила. Нужно заметить, что эти "старостильники" возродили и древнее каноническое иконописание. В храмах монастыря совсем нет икон "реалистического" стиля.

На воскресных и праздничных службах собор полон народа. В таких случаях женская половина храма отделяется от мужской даже особой загородкой, состоящей из металлической цепочки, висящей на стойках. В будни сами греки соблюдают в точности стояние на мужской и женской сторонах храма. Женщин всегда причащают отдельно от братии и от мужчин, в приделе женской половины собора.

Главный братский храм во внутреннем дворе монастыря — тоже в честь Свв. Киприана и Иустины. Он был самым первым храмом обители. А всего в монастыре 10 церквей и 6 приделов. В том числе есть маленькая домовая церковь во имя Преп. Серафима Саровского.

Здесь уместно сказать, что вообще все православные греки очень любят Россию и православных русских и чтут всех наших святых. В монастырях и приходах Митрополита Киприана особенным почитанием окружены Блаженная Ксения, Серафим Саровский (ему есть отдельный храм близ женского монастыря Святых Ангелов), Святитель Иоанн (Максимович), которому посвящен нижний храм большого собора в том же монастыре Свв. Ангелов, а прекрасно написанные, иногда больших размеров, иконы его можно встретить повсюду. В монастырских и приходских храмах, в служебных помещениях можно увидеть также иконы Сергия Радонежского, Паисия Величковского, Иоанна Кронштадтского, Св. Царя-Мученика Николая II, всей Царской Семьи, отдельно — Цесаревича Алексея Николаевича и всех Новомучеников и Исповедников Российских.

Однако Блаженная Ксения Петербургская какими-то неисповедимыми путями Божия промысла приобрела и продолжает все более приобретать особенную известность и любовь православных греков. Первая моя поездка вместе с Владыкой Киприаном была в г. Оропос, на берегу моря, где находится главный кафедральный собор его епархии. И этот собор — в честь Блаженной Ксении. Они написали свою, весьма интересную ее икону, списки с которой (разных размеров) непременно имеются

 теперь в каждой церкви. Собор Блаженной Ксении в Оропосе — величественное сооружение; очень просторный, с прекрасным убранством. Жители Оропоса полюбили его. Особенно понравился им праздник Богоявления (Крещения) Господня, когда Владыка Митрополит с духовенством совершает крестные ходы от собора к морю и служит Великое освящение воды прямо на море. К торжественной процессии стали присоединяться городское начальство, общественные и политические деятели, а местные жители начали шить особые костюмчики и платьица своим детям исключительно к этому празднику.

Почитание Блаженной Ксении подкрепляется многими чудесами (исцелений, например), которые совершаются по ее предстательству. Не так давно был такой случай. Недалеко от собора Блаженной Ксении жила простая гречанка, женщина не очень церковная. Часто по своим делам она проходила мимо собора. И однажды увидела на паперти старушку, одетую в очень странные одежды, как бы нищенку. Женщине стало жаль бабушку, она подошла и спросила, что та здесь делает? Старушка ответила: "Я здесь живу, а вы не приходите ко мне. Передай своим, чтобы приходили. А еще скажи, что если будут принимать новый календарь, — им будет очень плохо". Женщина пошла своей дорогой, недоумевая, что бы значили эти слова. Дома она рассказала о случившемся, и кто-то предположил, а не была ли эта "старушка" самой Блаженной Ксенией? Женщина пошла в собор, где раньше не бывала, и когда увидела икону Блаженной Ксении, сразу поняла, что говорила именно с ней...

Подобного рода явные чудеса в современной Греции — отнюдь не редкость! Игуменья монастыря Святых Ангелов, расположенного в горах (где мне тоже довелось побывать), старица матушка Киприания своими глазами видела Архангела Гавриила, быстро прошедшего мимо нее в маленькой церкви, во время службы, и оставившего на какое-то время такую небесную благодать, что ее невольно ощущали все, в т.ч. и приехавший потом Митрополит Киприан, который еще не знал о явлении, а только удивлялся этой благодати, размышляя про себя, что это может значить, что здесь произошло?..

Чудесным было и обретение места для строительства монастыря Свв. Киприана и Иустины, и его дальнейшее развитие и процветание. В 1961 г. молодой тогда еще архимандрит Киприан бродил по горе близ деревни Фили, ища, где бы ему можно было поставить келью и маленькую церковь. Неожиданно он попал в заросли колючего кустарника, из которых никак не мог освободиться. "Почему меня здесь как бы удерживают? — подумал он. — Наверное, монастырю быть здесь!". И как только эта мысль появилась у о. Киприана, так сразу почувствовал он большую духовную радость, и колючие ветви тотчас отцепились и отпустили его...


(Первоначальный вид на монастыр, этот первый корпус построил монах Киприан (митрополит).

Здесь вместе келя, "трапезная", и церков
ь - 1961 г.)

Через много лет, когда монастырь уже превратился в процветающую обитель, в него приехала одна женщина, поведавшая (теперь уже Митрополиту) Киприану такую историю. С юности она страдала психическим расстройством (депрессией). Однажды, будучи на прогулке в лесу, в период депрессивного состояния, она подошла к большому платану и стала думать о том, как бы повеситься на этом дереве. Тут появился какой-то молодой мужчина, который сказал ей, что ее болезнь — следствие колдовства, от которого ее нужно отчитывать. Больная ответила, что не верит в такие вещи. "Твое право верить или нет, — ответил незнакомец, — но знай, что ты будешь болеть долго, у тебя будет муж и двое детей. Твоя болезнь усилится так, что ты почувствуешь приближение смерти. К тому времени я создам монастырь Киприана и Иустины в Аттике. А твой муж даст тебе мое изображение. Тогда приезжай в этот монастырь и получишь исцеление". Сказав это, незнакомец удалился. Прошло много лет и все случилось как было сказано. Женщина, будучи замужем и имея двоих детей, лежала в постели, совершенно подавленная болезнью, думая что умирает. Муж ее, вернувшись из деловой поездки, привез ей в подарок купленную где-то в церкви иконку Христа Спасителя, взглянув на которую, она тотчас узнала Того, с Кем разговаривала у платана. Сразу же женщина отправилась в Афины к сестре, чтобы узнать, есть ли монастырь Киприана и Иустины и где он находится. Узнали, что он близко, у деревни Фили. Дальше произошло то, что предрек несчастной Христос. Она приехала в этот монастырь,

 получила здесь исцеление я рассказала обо всем Владыке Киприану. Знаменательно в этой истории то, что Господь не сказал "о. Киприан" или "люди" устроят монастырь, но сказал “Я создам”.

 

.С самого начала и по сей день в монастыре Свв. Киприана и Иустины всё стараются делать по Божию благоволению и как бы вместе с Богом. Все, до мелочей, делается только по благословению Владыки Киприана. Эта поразительная послушливость идет от души, нелицемерно, и от опыта, каждый раз убеждающего в том, что только то получается хорошо, что делается по такому послушанию.

Совершенно очевидно, что вся внешняя и внутренняя, духовная устроенность жизни и этого монастыря, и других монастырей и приходов происходит от одного корня, из одного источника, — от личности основателя и руководителя всего — Митрополита Киприана. Невозможно дать другим то, чего у тебя нет. Можно придумать или взять откуда-нибудь самый хороший устав и распорядок. Но если настоятель сам не соблюдает их, или если они не проистекают из его личного опыта живого общения с Богом, со Христом, — все останется мертвой буквой и схемой, не имеющей силы. Не так здесь, в учреждениях Владыки. Все исходит из его личной подвижнической жизни и опыта. Митрополит Киприан обладает редким, но известным в истории Церкви даром сочетания глубокой молитвы и подвижничества с прекрасными организаторскими и строи тельными способностями. Он — настоящий хозяин. В то же время он удивительно прост и скромен в личном общении, рассудителен, может слушать собеседника и понимать его, и даже способен отказаться от некоторых сложившихся собственных мнений, если получит к тому достаточные основания.


Он приступал к основанию монастыря имея при себе 1000 драхм (примерно — 4 доллара). Не сразу, а постепенно приходили помощники, приходили люди, ищущие иноческого жития, появлялись постепенно духовно-чуткие почитатели — прихожане, среди которых оказывались и богатые греки, и так мало-помалу за 30 с лишним лет без всякой государственной помощи на горе близ селения Фили, над Афинами возник дивный, благоустроенный, необычайно красивый монастырь, известный ныне не только всей Греции, но и всему православному миру.

Владыка Киприан соорудил на горе близ монастыря большой крест с электрическим светом внутри. И теперь, как только опускается быстрая южная ночь, этот крест ярко светит во тьме, будучи виден и из Афин, как бы освящая собою столицу Эллады.

Конечно же, я не мог не обратиться к митрополиту с некоторыми вопросами о его жизненном пути, о том, как он решился уйти из экуменической "новостильной" Эл-ладской официальной Церкви, как возник Синод Противостоящих, каково его нынешнее положение и основные направления деятельности?

 

Владыка Киприан поведал следующее. Он родился в 1935 г. С восьмилетнего возраста возымел желание стать монахом. По окончании среднего образования и службы в армии пошел служить Церкви. Был пострижен в монахи, рукоположен в сан иеродиакона, иеромонаха, игумена и архимандрита в "новостильной" Церкви, т.к. до времени не понимал сущности ереси экуменизма. Все решила одна неожиданная беседа его со своим духовником старцем архимандритом Филофеем Зервакос, который был духовным сыном знаменитого ныне Святого Архиепископа Нектария Эгинского, почившего в 1920 г. на острове Эгина в основанном им женском монастыре Св. Троицы (сюда теперь постоянное паломничество со всех концов Греции; и мне посчастливилось там побывать). Старец Филофей показал о. Киприану всю неправоту и пагубность экуменизма и григорианского календаря как одного из орудий экуменической ереси. После этой долгой откровенной беседы архимандрит Киприан принял решение уйти из официальной Церкви и в 1961 г. приступил к основанию своего первого монастыря Свв. Киприана и Иустины. Пришлось пережить и, с Божией помощью, преодолеть сильнейшие гонения и преследования со стороны экуменистов, которые обрушились на него, вплоть до лишения сана. Но оно не было признано законным теми епископами-"старостильниками", в послушании у которых оказался теперь о. Киприан. А эти епископы решительно отказались от "нового" стиля и перешли на "старый" в 1969 г. Они и образовали Синод. В 1979 г. о. Киприан был рукоположен во епископа несколькими архиереями, среди которых два — Митрополит Каллист и Митрополит Антоний, получили свое архиерейство от Русской Зарубежной Церкви!

В 1985 г. Митрополит Киприан был избран Председателем Синода Противостоящих. К настоящему времени, кроме Митрополита Киприана, в этом Синоде девять епископов, с кафедрами в Греции, США, Австралии, Италии, Австрии. Имеются миссии в Уганде и Заире в Африке (откуда только в монастыре Свв. Киприана и Иустины уже два человека в составе братии), появились приходы в Канаде, Швейцарии, Египте, Грузии и других местах. В общей сложности в монастырях Синода подвизаются 90 монахов и 128 монахинь. Имеется 35 монастырей и скитов. Общее число приходов — 130. Около 80 священников и 14 диаконов. И все это продолжает расти и расширяться! Установлено давно общение с Румынской "старостильной" Церковью, недавно — с Болгарской. В 1994 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей принял решение об установлении евхаристического общения с Синодом Митрополита Киприана.

Синод Противостоящих не только возрождает древние традиции Богослужения, пения, иконописи, монашеской жизни; он ведет большую антиэкуменическую деятельность. Многие материалы Синода по этим вопросам широко известны и в России. Синод издает журналы на греческом, английском, французском, шведском языках. Некоторые статьи, брошюры, видеозаписи издаются теперь и на русском языке.

Такие успехи движения истинно-православных греков не могли не вызвать и злобы демонических сил, и зависти человеческой. Поэтому к постоянным преследованиям со стороны экуменических церквей прибавились и неожиданные нападки со стороны казалось бы своих же. Здесь и несправедливые упреки, и необоснованные обвинения, и просто клевета. В Греции движение  "старостильников" пережило несколько расколов и разделений, и теперь здесь по меньшей мере пять независимых объединений противников экуменизма. Синод Противостоящих отличается от других тем, что стремится идти умеренным путем, избегая крайностей, в т.ч. — слишком нетерпимого, фанатического отношения к заблуждающимся членам "новостильных" Церквей.

Можно спорить, можно стараться что-то доказать противникам Владыки Киприана, но лучше предложить им по-евангельски: "Прииди и виждь"! Пусть любой сомневающийся приедет и поживет хотя бы месяц, как я, в монастыре Свв. Киприана и Иустины одной жизнью с его братией. Лично мне теперь уже не нужно никаких доказательств. Христос учит познавать "деревья" по плодам. То благодатное изменение и исцеление души, которое я получил здесь, все что я здесь увидел, услышал и пережил, не раз заставляло меня вспомнить слова посланцев Князя Владимира о "земле Греческой": "И когда ввели они нас туда, где они служат Богу своему, то не знали, на земле мы, или на небе... Ибо нет нигде красоты такой... Воистину там Бог пребывает с человеками". И я могу сказать: Господь явно пребывает Своею благодатью с Владыкой Киприаном, с его монахами и монахинями, духовенством и прихожанами. Да будет благословенна сия обитель спасения!


 

Справка

Рассуждения епископа Григорий (Граббе) о православности Греческого Синода Противостоящих

Журнал "Православная Русь" в № 17 за текущий год опубликовал Определение Собора Русской Православной Церкви Заграницей об установлении молитвенного общения с группой старостильников, возглавляемой митрополитом Киприаном Оропосским и Филийским.

В своей заключительной части Определение дает объяснение пpичинам, побудившим Собоp пойти на этот шаг. Однако, ни в одном из шести пунтков его не упоминается о том, что Собоp 1975 года постановил не иметь общения с гpеческими гpуппами, пока они между собою не объединятся, а Синод, уже под пpедседательством Митpополита Виталия, подтвеpдил то же самое мудpое pешение весной 1993 г., т. е. только полтоpа года тому назад. Всем известно, что гpеческие гpуппы не могут похвастаться тем, что они уже успели объединиться, но собоpоное постановление, тем не менее, не дает никакой спpавки для отмены своих пpежних постановлений. 

Итак, в опpеделении говоpится, что "После всестоpоннего обсуждения и pазбоpа этих вопpосов (истоpии и идеологии этой гpуппы, - Е. Г.), Аpхиеpейский Собоp считает, что в тепеpешнее вpемя, когда апостасия все шиpится и т. наз. официальные пpедставители Пpавославия - как Константинопольский и дpугие Патpиаpхаты - всецело сдают позиции и идут на поводу у модеpнистов и экуменистов, то очень важно всем истинно пpавославным объединиться и выступать вместе и пpотиводейсвовать пpотив пpедателей святоотеческого Пpавославия. В связи с этим, Аpхиеpейский Собоp опpеделяет: 

1. Установить молитвенное и евхаpистическое общение с Гpеческим Стаpостильным Синодом Митpополита Кипpиана и Пpеосвященным Фотием, Епископом Тpиадицким, возглавляющим болгаpскую стаpостильную епаpхию". 

Епскопа Фотия pукоположил для боглаp тот же Митpополит Кипpиан, и его пpавомочность, таким обpазом, зависит от пpавомочности Митpополита Кипpиана. 

Интеpесно отметить, что наш Собоp, ищущий тепеpь объединения с "истино пpавославными" гpеческими гpуппами, не пpедпpинимал никаких шагов для объединения с гоpаздо более многочисленной и более пpиличной гpеческой гpуппой Аpхиепископа Афинского Хpизостома, имеющего в своем Собоpе 19 епископов. 

2-й п. говоpит об оповещении об этом событии заpубежной паствы. 

В 3-м п. Опpеделения говоpится, что "В обсуждениях были пpиняты во внимание заявления пpоитвников объединения, в котоpых был выдвинут вопpос канонического положения гpуппы Митpополита Кипpиана и о, якобы, их непpавославном учении о благодати". 

Помимо собственного учения о благодати (pечь о нем будет ниже) Митpополита Кипpиана обвиняют также и в пpоповеди еpеси хилиазма. 

О "каноническом" положении этой, можно сказать, самой сомнительной из всех стаpостильных гpеческих гpупп, было достаточно много говоpено и писано в самых pазличных частных и официальых публикациях. 

Заблаговpеменно подготовляя почву для возможного общения с Заpубежной Цеpковью, Митpополит Кипpиан выпустил бpошюpу, озаглавленную "Экклезиологические тезисы, или изложение учения Пpавославных, пpотивящихся еpеси экуменизма". Казалось бы, если судить по зпглавию бpошюpы, - ничего возpазить пpотив такой пpогpаммы. Бpошюpа издана очень аккуpатно и даже по стаpой оpфогpафии. Она была шиpоко pаспpостpанена и, несомненно, что каждый член Аpхиеpейского Собоpа ее получил. 

Однако, с большой тpевогой и огоpчением пpиходится отметить, что, по-видимому, даже сами члены Аpхиеpейской комиссии, изучавшие гpеческий вопpос, и все вместе взятые члены Аpхиеpейского Собоpа - недостаточно вникли в то, что называется "чтением между стpок" этой богатой дpевними текстами, пpиведенными в ловко и умело составленной бpошюpе, но мало имеющими отношение к совpеменному положению Цеpкви. 

К тому же, очевидно, что они мало обpащали внимание на каноническое (очень сомнительное) положение гpуппы Митpополита Кипpиана, ибо оно никак не отpажается в тексте Опpеделения Собоpа. Также очевидно и то, что Комиссия никак не пpинимала во внимание мотивиpовок наших собственных пpежних постановлений. 

Попpобуем же pазобpаться в том, какое Пpавославие исповедует Митpополит Кипpиан, и действительно ли с чистой совестью можно сказать, что и он, и его Синод "всецело деpжатся тех же экклезиологических и догматических пpинципов, как и наша Русская Заpубежная Цеpковь?" (5-й п. Опpеделения Собоpа). 

В главе, озаглавленной "Цеpковь и Еpесь" (2-я стp.), говоpится: "Лица, заблуждающиеся в пpавильном понимании веpы и тем согpешающие, но еще не осужденные еще цеpковным судом, являются заболевшими членами Цеpкви. Таинства, совеpшенные такими неосужденными членами, согласно Седьмому Вселенскому Собоpу, действительны. Напpимеp, "их pукоположения суть от Бога", как замечает Пpедседатель этого Собоpа св. Таpасий". 

Далее, в 3-й главе, автоp пеpеходит к вопpосу, названному им "Разделение Цеpкви, вызванное экуменизмом". 

Стpанно слышать от утвеpждающего свою пpавославность Епископа мысль о том, что Цеpковь может "pазделяться". Святые Отцы учили, что Она была, есть и будет единой Невестой Хpистовой. От нее можно только отпасть, или же возвpатиться чеpез покаяние. Митpополит Антоний обpащал особенное внимание священников на необходимость читать после исповеди дpевнюю pезpешительную молитву, в котоpой есть и такие слова: "пpими и соедини его святей Твоей Цеpкви", указывающие на то, что гpешник от Цеpкви отпадает. Частная же исповедь, однако, излечивает нpавственные падения, но никак не настойчивое уклонение в еpесь. 

Митpополит Кипpиан спpаведливо указывает на то, что началом болезни было введение западного календаpя в жизнь Цеpкви в 1924 году. Но далее, он высказывает мысль, совеpшенно не вяжущуюся с совpеменным положением Цеpкви. "Последователи нововведения в календаpе, - говоpит он, - не были еще осуждены, именно как таковые, всецеpковно, как это пиpнято в Пpавославии. Как пишет Никодим Святогоpец, наpушитель существующих пpавил считается осужденным только тогда, когда он был уже судим "втоpым лицом, т. е. собоpом". Новостильники полежат суду с 1924 г. и должны быть судимы на основании священный Собоpов, как поместных, так и Вселенских, и в особенности, на основании цеpковных постановлений 16-го века, напpавленных пpотив тогдашних пpедложений относительно pефоpмы пpаздничного календаpя. Поэтому те, кто отделяется от новостильников, на самом деле пpеpывают цеpковное общение "пpежде цеpковного суда", как это пpедписано в 15-м пpавиле Двукpатного Собоpа. Итак, новостильники до сих поp не осуждены. Следовательно (по учению Митpополита Кипpиана), их таинства действительны" (подчеpкнуто мною - Е. Г.). 

Митpополит Кипpиан беpет удобную для себя цитату из этого пpавила, но пpи этом, намеpенно не пpиводит дальнейших его слов об отделившихся пpедстоятелей pанее собоpного суда, в случаях, когда имеет место откpытая пpоповдь еpеси. "Таковые, аще и огpадят себя от общения с глаголемым Епископом пpежде Собоpного pассмотpения, не только не подлежат положенной пpавилами эпитимии, но и достойны чести, подобающей Пpавославным. Ибо они осудили не Епископов, а лжеепископов и лжеучитилей, и не pасколом пpесекли единствл Цеpкви, но потщились охpанить Цеpковь от pасколов и pазделений". 

Стоpонники pимо-католичества в России издавна ссылались на то, что ни один Вселенский Собоp католиков не осудил и поэтому, католичество-де не еpесь. Это мнение было довольно шиpоко pаспpостpанено в сpеде нашей интеллигенции и особенно в военных кpугах. 

Глава 4-ая озаглавлена "Покаяние и Возвращение". То, что говорится в ней о принципах покаяния - вполне справедливо и согласно канонам. Но, представляя нам множество примеров покаяния, имевших место на тех или иных Вселенских Собоpах, Митpополит Киприан ни словом ни заикается о том, что новостильники/экуменисты не только не собираются каяться, но наоборот - жесточайшим обрахом преследуют всех действительно православных. У нас на глазах пример того, как они совсем недавно, можно сказать, "задушили" пытавшегося было защитить Православие Иерусалимского Патpиаpха Диодора. Всего лишь месяцы прошли с того времени, как они вынудили угрозами выселения из монастырей и каноническими прещениями принести им "покаяние" - последний бастион Православия - святую Афонскую Гору, защищавшую Православие от внедрения в него экуменической ереси. 

Митpополит Куприан не видит оснований для прекращения общения с новостильниками/экуменистами вплоть до нашего времени, когда их сможет осудить будущий Вселенский Собоp. Но кто может не знать (и он сам, в том числе), что экуменисты почти 20 лет готовят программу будущего, вовсе не православного "Восьмого Вселенского Собоpа"? Предсоборная Комиссия новостильников/экуменистов не раз уже опубликовывала проекты докладов на этом будущем "Собоpе". Обсуждению на нем подлежат вопросы: объединение всех христиан, сокращение богослужений, полное уничтожение постов, женатый Епископат и второбрачие духовенства. 

Кто же будет Председателем этого нечестивого сборища, которое в мечтах Митpополита Киприана должно будет осудить экуменистов/новостильников? 

Разумеется - тайный католик, Вселенский Патpиаpх Варфоломей. Членами же будут ему подобные: Александрийский Патpиаpх Парфений, официально объявивший, что Магомет был великим пророком, а для него лично и Апостолом! Антиохийский Патpиаpх, уже издавший распоряжение своему клиру о разрешении служить с еретиками-монофизитами, Московский Патpиаpх, подписавший Баламандскую унию, договор с монофизитами, и даже затеявший диалог с иудеями "на самом высоком уровне". 

Мне была предоставлена возможность ознакомиться с несколькими письмами одного из Епископов группы Митpополита Киприана. Из них очевидно, что и он, и его епископ, исповедуют свое собственное и никак не православное учение о возможности благодатного действия Святого Духа в явно ставших еретическимим Церквах. ВСЕ новостильники, без малейшего изъятия, - являются также и активными экуменистами. Старостильные же Церкви (Русская и Сербская) - тоже давным-давно исповедуют ту же самую ересь. 

Но вот, иерарх группы Митpополита Киприана настаивает на мысли, что "Новокалендаристы, осажденные ересью экуменизма и новшеств, НЕ ПОТЕРЯЛИ БЛАГОДАТИ, или, во свяком случае, не в нашей компетеции объявить об этом со своей стороны... мы говорим не о соединении с Велиаром, а (только) с болеющими верой, некоторым из которых нужно духовное врачевание... ввиду этого, мы полностью не порываем с ними общения". В другом месте тот же иерарх высказал совершенно неприемлемую и абсурдную с канонической и святоотеческой точки зрения мысль о том, что его группа, признавая благодатность новостильников (он старается не связывать их слишком явно с экуменистами) - только "отгораживается от их заблуждений". 

Вынося свое Определение об общении с группой Митpополита Киприана, наш Собоp, к сожалению, не вспомнил также и о тексте Определения, принятого ранее под председательством Митpополита Филарета, анафематствовавшего экуменическую ересь. В нем, в частности имеются и такие предупредительные слова: "и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мнящие ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быть: Анафема". 

Поистине, не вникнув в дело с достаточной серьезностью и забыв об этом утвержденном ранее анафематствовании новостильников, экуменистов (а может, и не решившись на отмену этого постановления), - наш Собоp, как это ни страшно признать, подпал под собственную анафему. Вникни он повнимательнее в расставленные перед ним сети, он никогда бы не вынес такого противоречивого Постановления. 

Наши прежние Архиерейсие Собоpы никогда отдельнно не поднимали вопроса о благодатности или безблагодатности новостильников. Но тот факт, что ранее сослужения с ними никак не допускалось, уже с достаточной ясностью свидетельствовал, что Зарубежная Церковь считала их безблагодатными. 

Надо ли считать, что наш Архиерейский Собоp вступил на путь измены святоотеческим преданиям, или же только по недоразумению допустил невольную ошибку, которую не поздно еще исправить на его ноябрьской сессии?


via  http://orthodoxy-news.livejournal.com/82920.html

  

 

http://daily-courier.livejournal.com/88852.html?thread=245012#t245012