РПЦ отрицает коммерческую подоплеку инициатив по развитию рынка православной продукции

 священник Роман Богдасаров священник Роман Богдасаров

 

Представитель РПЦ священник Роман Богдасаров предложил развивать рынок православных продуктов в России, видя в этом путь к обеспечению национальной безопасности нашей страны. Эксперты не исключают, что инициатива может быть направлена на создание механизмов для участия Церкви в экономической деятельности.

 

Замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ священник Роман Богдасаров предложил создать рынок православной продукции. Исключить продукт из категории дозволенных для верующего может заложенная в его цене взятка или откат, причем Богдасаров почему-то упомянул конкретно коррупцию на этапе доставки продукции потребителю. «НГ» попыталась узнать у представителя Церкви, каким образом она сможет следить за тем, чтобы в процессе доставки продуктов покупателю цена не возрастала за счет взяток и откатов. Логично предположить, что наилучший контроль может обеспечить, например, создание сугубо православных предприятий. Но зампред синодального отдела категорически отвергает возможность появления подобных фирм: «Православные продукты и производство должны возникать локально: в городах, в селах, в деревнях. Создание сектора православной продукции – это одна из мер по поддержке российской деревни. Создание же комбинатов как раз приведет к очередной деградации деревни». По мысли Богдасарова, появление рынка православной продукции приведет к восстановлению важной составляющей безопасности России: «Эта составляющая называется производство на местах».

 

Также РПЦ не занята созданием собственных структур по контролю за деятельностью предпринимателей. «На данный момент Церковь не планирует контролировать этот процесс, то есть создавать какие-то структуры, которые начнут проводить, например, финансовый аудит. Это абсолютно нецелесообразно», – считает священник. «Это вопрос совести человека, если он называет свой продукт православным продуктом, то должен соблюдать определенные нормы формирования цены», – ответил Роман Богдасаров. Иными словами, коррупционеру придется дожидаться Божьего суда.

 

Ранее Богдасаров предложил государству субсидировать малоимущих, которые будут потреблять только православную продукцию. Однако это не касается производителей. «Я бы не говорил о том, что нужны дополнительные дотации, но важно перенаправить финансовые потоки на рядового мелкого предпринимателя, который решил обрабатывать родную землю», – заявил он.

 

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что пока рано делать выводы о наличии коммерческого подтекста в инициативе представителя РПЦ. «Сама Церковь с этим не справится, нужны специалисты, которые бы на нее работали. Я не исключаю, что будут создаваться совместные компании», – комментирует эксперт, отмечая, что даже в случае успеха начинания реальное снижение цен потребитель вряд ли почувствует.

 

Доцент Высшей школы экономики Борис Кнорре также не исключает желания Церкви заняться бизнесом, хотя бы и опосредованно. «Это попытка участия в как можно большем количестве сфер жизни, а чем больше регламентация сфер жизни, тем больше вовлеченность в экономическую деятельность», – говорит эксперт.

 

Хотя Роман Богдасаров отрицает коммерческую подоплеку подобных инициатив, не исключено, что возможности государства по прямой помощи РПЦ близки к исчерпанию, и Церковь испытывает необходимость в поиске способов финансового самообеспечения.  

 

 

Оксана Коткина