Православные новости

Гражданская религия на алтаре Победы

 

 

Более 16 млн человек вышли 9 мая с.г. на улицы населенных пунктов России, чтобы присоединиться к акции «Бессмертный полк». Годом ранее желающих почтить память родственников, воевавших на фронтах Великой Отечественной, было 12 млн, в 2014 году – 500 тыс. Однако в этом году атмосфера общенародного единения подверглась испытанию, за которым просматривается до сих пор не изжитая проблема деления на красных и белых.

 

Огромный общественный резонанс вызвало появление иконы Николая II на шествии «Бессмертного полка» в Симферополе. Тем более что несла образ царя-страстотерпца прокурор Республики Крым Наталья Поклонская, облаченная в белый генеральский китель. «В прошлом году, когда мы накануне Дня Победы посещали ветеранов, один из них рассказал мне историю. Они с товарищем попали в передрягу, и ему было видение царя Николая Александровича, который помог ему спастись. И ветеран просил меня, чтобы по возможности Николай II тоже принял участие в «Бессмертном полку». Вот это пожелание мы и выполняем» – так объяснила журналистам федеральных СМИ свой поступок Поклонская.

Подробнее ...

РПЦЗ,История.Обзоры.Публикации

Религиозно-философские истоки "обновленческого раскола" (1917 – 1923 гг.)


В 1922 г. для борьбы с Русской православной церковью большевистская власть организовала в среде духовенства движение, которое с легкой руки Л.Д. Троцкого обрело название «Обновленческая церковь».

    Реформаторские идеи «обновленческих» программ берут свое начало в движении «неохристиан», которое использовало при формировании своего учения идеи русской религиозной философии. В 1901 – 1903 гг. его основатели встречались с представителями РПЦ на Петербургских религиозно-философских собраниях. Их посещали как священники, направленные с миссионерской целью, так и интересовавшиеся вопросом церковной реформы клирики Москвы и С.-Петербурга, студенты духовных академий. На них выступал епископ Антонин (Грановский), бывал епископ Е. Мещерский и будущие активисты реформаторского движения 1905 – 1907 гг. священники К. Аггеев, П. Раевский, П. Кремлевский, В. Колачев, И. Альбов, М. Лисицын и Я. Медведь. Здесь и родилось движение «неохристиан». Собрания показали, что большая часть русской религиозной интеллигенции находится вне церкви и условием своего возврата ставит внесение догматических, канонических и богослужебных изменений.

Подробнее...

Патриаршая церковь и обновленческий раскол. 1923–1924 гг.

Летом 1923 г., Скоро после собственного освобождения из тюремного заключения, патриарх Тихон предпринимает усилия по преодолению всех тех церковных разделений, которые проявились в русской православной церкви с весны 1922 г. Уже в послании от 15 июля 1923 г. Он называет обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) самовольно установленным органом. «Все эти столь решительные заявления о соглашении с Нами и о передаче Нами прав и обязанностей Патриарха русской Церкви ВЦУ, составленному священниками Введенским, Красницким, Калиновским и Белковым, есть ересь и обман! И что перечисленные лица овладели церковной властью методом захвата, самовольно, без всяких установленных правилами Нашей Церкви законных возможностей. А в силу этого все распоряжения не имеющей канонического преемства незаконной власти, правившей Церковью в Наше отсутствие, недействительны и ничтожны!» . Патриарх заявляет о восприятии патриарших возможностей, временно переданных митрополиту Агафангелу (Преображенскому).

Подробнее...

Православное духовенство России во второй половине XIX - начале XX века

 

Российское православное духовенство во второй половине XIX в. постепенно утрачивало сословные черты, превращаясь в профессиональную группу. Менялся со временем и его менталитет. Каждое духовное лицо обладало определенными чертами, которые выделяли его из остального населения и делали представителем своей социальной общности. При этом ожидаемое обществом и церковью поведение священно- и церковнослужителя подчас резко контрастировало с его действительным поведением. Многократно повторенное девиантное поведение в конечном счете стало восприниматься обществом как вполне ожидаемое. На взгляд Т.Г. Леонтьевой, «так называемое неканоническое поведение становилось привычным для повседневной жизни духовенства» [1].

Подробнее...

Миссионерская и просветительская деятельность Н.И.Ильминского в Вятской губернии

На протяжении всей своей истории Вятская губерния была одним из самых этнически неоднородных регионов Российской империи. Наиболее крупным этносом, проживавшим на ее территории, был удмуртский (вотяки, как их в то время называли). Накануне 1917 г. численность вятских удмуртов достигала 440 тыс. Неудивительно, что миссионеры Русской православной церкви проявляли особый интерес к данному этносу, а также к христианизации татар, бесермян, черемисов (марийцев), мордвы и других народов.

Подробнее...

Российская эмиграция в Греции (1920-е - середина 1930–х гг.)

    Греция стала одной из стран, принявших первых беженцев с юга России в начале 1920 г. В ноябре – декабре, в период врангелевской эвакуации, в страну прибыло 3,5 - 4 тыс. беженцев.

   В Афинах в январе 1921 г. проживало около 2 тыс., из них – тысяча эвакуированных воинов, и около 1,5 тыс. - в Салониках, из которых 944 человека являлись военнослужащими.[1]

    В Пирей первые беженцы из России прибыли в конце ноября 1920 г. на пароходе «Цесаревич Георгий». Численность их составляла около тысячи человек, подавляющее большинство которых были больны или ранены. Все они были размещены в греческом госпитале № 4 - так называемой русской больнице, которая была открыта в 1902 г. и содержалась на личные средства королевы греческой Ольги (Константиновны).

Подробнее...