«Русский храм на чужбине».«Шкатулки» Третьего Рима» (Италия)

Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (Флоренция)

В центре славного итальянского города Флоренция рядом с набережной под вековыми деревьями, так же в сени зеленых крон высится в два этажа великолепнейший русский православный храм в честь Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца. Его контуры белоснежны, а с куполов в чешуе разноцветной майолики светят золотом кресты над полумесяцами. Купола, пилястры, стены обильно изукрашены керамикой, в кокошниках мозаикой выложены изображения серафимов, на южной и северной сторонах — образы первоверховных апостолов Петра и Павла.


Ворота и ограда этой церкви узорны кованым железом, а станете подниматься по ступенькам к ее арочному входу, подивитесь красоте мозаично изображенной иконы «Богоматерь Знамение» в обрамлении лилий. Врата главного входа в храм отделаны художественной резьбой по ореховому дереву, дверные рельефы изображают 22 события Священной истории — от сотворения мира до вавилонского пленения...

Таков один из чудесных русских храмов на чужбине. Они словно драгоценными шкатулками самоцветно рассыпаны по всему миру — златоглавая каменная летопись нашего Отечества, по полному праву прозывавшегося Святой Русью.

Началась их история с «походных» храмов, которые со священником и даже с хором певчих снаряжались в посольские экспедиции в допетровскую эпоху, когда Россия не имела постоянных представительств за границей. А первые зарубежные «домовые» храмы появились в середине XVIII века с возникновением постоянной русской дипломатической службы. Дипломатам, сотрудникам, их семьям выделяли церковное помещение при посольствах, располагающихся в основном в Европе.

С закладкой и ростом железнодорожной сети в Европе во второй половине XIX века здесь возросла армия русских путешественников, деловых визитеров и отдыхающих на курортах; также увеличили приток сюда династические связи Дома Романовых с королевствами, княжествами, герцогствами. Российские посольские домовые храмы перестали вмещать на богослужениях всех желающих православных. Постройка своих церквей была необходима не только для полноценного справления треб, но и для отпевания умерших, число каких росло из больных и пожилых, прибывающих полечиться, например, «на водах».

Русские храмы, высящиеся по миру, можно разделить на три группы. Прежде всего, это церкви, построенные до 1917 года нашими царями, иными членами правящей династии, аристократией, за счет вкладов деньгами или утварью других людей, имена которых знала вся Россия. Это самые прекрасные «шкатулки» из материалов «на века» выдающихся архитекторов того времени, расписанные и украшенные такого же класса иконописцами и художниками Отечества. Священный Синод Русской Православной Церкви бдительно наблюдал, чтобы каждый заграничный храм был лучшим образчиком церковного зодчества, без синодального одобрения ни одна их стройка не затевалась.

Поэтому же мне интересно показать и вторую группу наших церквей за рубежом, созданных соотечественниками в период до Второй мировой войны. А третья часть русских храмов за границей воздвигалась уже после нее, и не прекращается эта церковная Божья стройка поныне.

Я начал с русских «шкатулок» на земле Италийской, потому что здесь когда-то в сердце Римской Империи продолжило свое рождение христианство, и флорентийский православный храм связан с этим как бы Рождественски. Кроме того, именно во Флоренции из-за унии Флорентийского Собора словно бы родилась идея «Москвы — Третьего Рима», и это символично в пенатах Первого Рима.

+ + +
Посвящение православного храма во Флоренции Рождеству Христову связано с его непосредственной преемственностью от первой русской «походной» церкви, появившейся во Флоренции в конце XVIII века, а главное — тоже с «походным» храмом в честь Рождества Христова — Государя Императора Александра Первого.

В 1814 году во Флоренцию, в Центральную Италию передали эту церковь, сопровождавшую Государя Александра I в его передвижениях во время наполеоновских войн. Также посвящение «походного» Императорского храма Рождеству Христову, под тенетами которого «бивуачно» служил царский священник, скорее всего, связалось с тем, что Россия именно в Рождество праздновала изгнание из страны «двенадцати языков» многоплеменного воинства Наполеона, как считалось, — одного из предтеч антихриста.

Старший сын Императора Павла Первого Государь Александр, не случайно позже прозванный Благословенным, 24 летним вступил на престол в 1801 году после убийства заговорщиками его отца, который, по словам Н. М. Карамзина, «пронесся грозным метеором» над Россией. Александр Павлович после принятия короны, в отличие от батюшки, раздавшего в день его коронации 82 тысячи крепостных душ, сказал одному из сановных ожидателей таких же даров:

— Большая часть крестьян в России рабы, считаю лишним распространяться об уничтожении человечества и о несчастии подобного состояния. Я дал обет не увеличивать числа их и поэтому взял за правило не раздавать крестьян в собственность.

В указе, из сопровождавших его коронацию, Государь уничтожил применение в России пыток, а президенту Академии наук, отвечавшему за единственную тогда в империи газету «Санкт-Петербургские Ведомости» приказал «дабы объявления о продаже людей без земли ни от кого для напечатания в «С.-Петербургских Ведомостях» принимаемы не были».

В 1802 году Государь Александр I учредил вместо коллегий министерства, уделив в них особое внимание ведомству народного просвещения. В 1803 году вышел указ Его Величества о «свободных хлебопашцах», предвосхищая Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости в 1861 году Государя Александра II Освободителя. Нам же по обзору событий, связанных с современной флорентийской русской церковью Рождества Христова, более важна внешняя политика Государя Александра Первого, приведшая Российскую империю к блестящей победе над Наполеоном.

Государь с юных лет был, так сказать, «антифранцузски» настроен впечатлениями от гатчинской жизни и отцовскими симпатиями. Император Павел Первый являлся поклонником мировоззрения прусского короля Фридриха II и, живя с семьей в Гатчинском имении под Петербургом, еще до воцарения имел в нем свой двор и небольшую армию, тренируемую на немецкий манер. Так что, разрыв с Францией Государя Александра I только подтолкнули принятие Бонапартом в 1802 году пожизненного консульства, а в мае 1804 года — титула Императора Наполеона.

Прекрасный дипломат Александр Павлович немедленно в 1804 году принял деятельное участие в коалиции против наполеоновской Франции, куда вместе с Россией вошли Швеция, Англия, Австрия и позже Пруссия. В ноябре 1805 года русско-австрийская армия из 71 тысячи русских и 15 тысяч австрийцев под командой генерала М. И. Кутузова встала у моравской деревни Аустерлиц против 73 тысяч французского войска. Государь Александр живейше участвовал в подготовке этого сражения, с тех пор и была неразлучно с ним «походная» церковь — «родственница» флорентийской, о какой рассказываем.

Наполеон, демонстрируя превосходство новой военной системы Франции, разбил союзников, потерявших 27 тысяч солдат, 21 тысяча из которых были русскими. Тем не менее, Государь Александр I не захотел вместе с Австрией вести мирные переговоры с Францией и сближаться с Наполеоном.

Когда в 1806 году Бонапарт, как продолжали называть французского «выскочку» в лучших русских домах, захватил Берлин, российский монарх объявил ему войну в защиту прусского короля. Но последующие боевые действия держав снова показали воинское счастье Наполеона. Император Александр заключил с ним в 1807 году Тильзитский мир, по какому признавал все политические изменения своего «партнера» в Европе, обязывался в дальнейшем воевать с тем заодно.

Выглядело это провалом русского царя, но самый знаменитый биограф династии Романовых Н. К. Шильдер объясняет по-другому:

«В действительности в Тильзите произошло явление, совершенно обратное, не оцененное должным образом ни современниками, ни потомством; здесь, напротив того, Император Александр сознательно разыграл задуманную им политическую комедию с таким неподражаемым искусством, с такой видимою искренностью, что он ввел даже в заблуждение такого знатока человеческих слабостей, каким был, несомненно, Наполеон».

Подтверждением сказанному служит и письмо Александра его матушке Императрице Марии Феодоровне, ужаснувшейся видимости дружбы между ее сыном и Бонапартом, провозглашенным русским Священным Синодом «антихристом». В этом послании, отправленным царем в самый разгар тильзитских переговоров, отмечено:

«К счастью, Бонапарт, при всем гении, имеет слабую сторону: тщеславие (vanite) и я решился принести в жертву личное самолюбие, чтобы спасти империю».

В результате Тильзитского мира Россия, ничего не теряя, получила Белостокскую область с двумястами тысячами жителей. Однако произошел разрыв с Англией и началась война с Швецией. Воевал в то время успешно Государь Александр и с Турцией, Ираном. В царствование его величества в 1801 году к империи была присоединена Грузия, в 1809 — Финляндия, в 1812 году вольется в состав России Бессарабия, а в 1813 — Азербайджан.

В 1810 году взаимоотношения России и Франции снова стали враждебными из-за присоединения Наполеоном Ганзеатических городов, Лауенберга и всего побережья Немецкого моря, нарушавшего Тильзитский договор. В начавшейся в 1812 году войне с наполеоновской Францией, в России — Отечественной, Государь Александр I не только победил Наполеона, а и стал освободителем Европы, вступив в марте 1814 года в Париж во главе союзных армий. Тогда и перешла во Флоренцию из Турина его «припахшая» порохом «походная» церковь, ставшая «прародительницей» нынешнего русского храма.

Вскоре после этого духовная жизнь Государя Александра, основавшего Священный союз европейских монархов для борьбы с тогдашними «революционными» бесами, резко меняется. Один из царских биографов указывает:

«Ранее мало интересовавшийся Библией и не знавший ее, Александр не расставался с нею и не скрывал своего нового настроения. Будучи убежден, что и для народов и для царей слава и спасение только в Боге, и на себя он смотрел лишь, как на орудие Промысла, карающего им злобу Наполеона. Глубокое смирение было естественным последствием этих взглядов... Он уклонялся от дел... его двор обратился в монастырь».

Поэтому внезапная смерть, постигшая 48 летнего Государя в Таганроге в 1825 году, и похороны тела, «сходного» с обликом Александра, не убедили многих верующих людей. Родилось предание, что на самом деле из Таганрога Император ушел в заволжские леса под именем старца Федора Кузьмича. Это вполне возможно, потому что посещение Государем Валаамского монастыря в августе 1819 года, описанное, например, писателем Борисом Зайцевым, весьма красноречиво характеризует переворот, совершившийся в Александре Благословенном. 

 

В.Черкасов – Георгиевский
Посвящается 125-летию со дня рождения
и 75-летию кончины Главнокомандующего Русской Армией
генерала барона Петра Николаевича Врангеля
(15.08.1878 - 25.04.1928)

Источник http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=279&mode=thread&order=0&thold=0