С ВЕЛИКОТРЖЕСТВЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ!




УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ
(В литургическом освещении)


История Успения Божией Матери, развертываемая по данным церковно-литургического творчества, имеет свою научную ценность.

Исследование этого исторического факта приходится делать на основании древнехристианского предания и отчасти апокрифов.

Отслоение зерна истины от сомнительных или неправдоподобных вымыслов в сказании об Успении Пресвятой Богородицы произвели именно такие авторитетнейшие песнописцы православной Церкви, как святые:

Анатолий, Патриарх Константинопольский (+V в.), Герман, Патриарх Константинопольский (+VIII в.), Феофан Начертанный, Митрополит Никейский (+IX в.), Косьма, Епископ Майумский (+776 г.) и преп. Иоанн Дамаскин (+780 г.).

Церковно-богослужебные творения, приуроченные к изображению события Успения, описывают его в подробностях критически взвешенных, общепринятых в Церкви и соответствующих беспримерному величию и достоинству Матери Бога Слова.

Целью настоящей работы является объединение отрывочных замечаний упомянутых великих песнописцев в целостное историческое повествование о Богоматернем Успении. В описании его по возможности сохраняется оригинальный стиль святых авторов.



Богослужебные каноны и песнопения, положенные на Успение, раскрывают ряд следующих моментов данного события:

1. собрание Апостолов в Иерусалим,

2. последнюю беседу их с Божией Матерью,

3. преставление и погребение Богоматери и

4. описание явления Ее Апостолам на третий день после погребения.

Изложение перечисленных исторических деталей мы заключаем определением дидактического значения богослужебных Успенских молитв и песнопений.


Фреска в русской келлии святого первомученика архидиакона Стефана.
XVII в. АФОН.


ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

В обычном порядке вещей люди не знают количества лет своей земной жизни. По святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне преставления в загробный мир получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее Успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: "Радуйся Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия" [1]

Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью [2].

Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм Апостолов [3].

Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам поднебесной земли, проповедовали всюду святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила Апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках принесла к Иерусалимскому дому Ап. Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь [4]. В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых Апостолов из числа 12, еще св. Ап. Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея [5] из числа 70.

По Божию Промыслу очевидцам Господня вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на небо Пречистой Матери Господа [6].

Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали.

Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: "Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире... А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси" [7], и еще молитвенно сказала: "Сыне и Боже Мой! Тех, которых Ты дал Мне, сохрани во веки" [8].

При последней беседе Божией Матери с Апостолами не мог удержаться от плача также св. Ап. Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме.



Двусторонняя икона-таблетка
сер. 15 века Тверь


Исполненный скорби, Ап. Иоанн говорит Пречистой: "Куда отходишь, Мати? Возьми ко Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления проставь и меня, к Родившемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при кресте страдания" [9].

Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: "Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами, без Твоей матерней любви и попечения. Твое отшествие нам — скорбный плач" [10].

Пресвятая Богородица всем говорила слова утешения, обещая быть их всегдашней молитвенницей и по Успении.

Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печалей. Апостолы и многие из Иерусалимских христиан окружали одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи верующих блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома св. Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Пред одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный старейшими ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовию тихо промолвила: "Славлю Тебя, Сын Мой и Твое крайнее благосердие. Покланяюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?" [11].



из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора
Ипатьевского монастыря 1757 г. Кострома
Василий Никитин Вощин


Господь, в ответ на слова Богоматери, сказал:

"Приди Ближняя Моя, приди. Прекрасная Моя. Приди Матерь Моя в Божественную радость и Царство там, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святый" [12].

Исходившую из тела Богоматерную душу Спаситель принял во Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления [13].

Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом, явно для, Апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями херувимы. Тогда пришло в исполнение преобразовательное осенение ковчега Завета литыми из золота херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые херувимы приосенили ковчег Бога Слова — Пресвятую Богородицу [14].

Св. Апостолы при виде преставления Богоматери и радовались и плакали, и с любовию лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатию и жизнью, как у мирно спящей и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею [15].

Апостол Петр, со слезами взирая на Тело Богоматери, громко сказал: "О, Дева! В Тебя вселился Господь, — наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой! Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада" [16].

Из сердца прочих Апостолов невольно вырвались подобные же восклицания у одра Божией Матери, сопровождаемые обильными слезами:

"Пречистая!" — восклицали они, — "Как предадим Тебя, Матерь жизни, гробу? [17] Увы нам! Недолго мы имели Тебя утешением... ныне же видим подъявшей смерть по закону естества. Как погребем Тебя, Дева, или какими обовьем плащаницами? Какими руками прикоснемся ко Твоему нетленному Телу? Как понесем всетяжкое сиротство?" [18]

"Открой, Мати Божия, Твои чистые очи и посмотри на Твоих чад! Открой, Пресвятая, уста и дай нам благословение... Как умерла Ты, обожившая естество смертных. Ты почила, а не умерла, пробудившись в лучшей жизни. Богородице Дева! При виде Тебя бездыханной, ослабевает наш дух. Радость наша, Богородице! Проповедание наше, Богородице! Куда отходишь от нас? Куда преставляешься ныне, оставив птенцов на земле? Богоотец Давид! Ныне при исходе Матери нашего Бога будь с нами и воззови ныне к Божиим ангелам: "Возьмите врата, чтобы безлепно принять Божию Матерь! Пречистая! вспомни нас в небесном Царстве, славящих Твое Успение" [19].

Апостольский сонм такими и подобными многими словесными обращениями, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, затем приготовил Ее тело к погребению.

Погребальный одр Апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, устье которой закрывалось большим камнем. На пути к пещере Апостолы воспевали священные погребальные псалмы и импровизированные песни, предначинаемые Апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским Епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый ангельский хор [20].

Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердце Иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Афоний, по званию иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, подбежал к погребальным носилкам, на которых износилось Тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепши, с криком ужаса и боли пал на землю.

Пораженный чудесной Божией карой и придя в сознание греха своего. Афоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у Апостолов, как ему загладить свой грех. Тогда Ап. Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Афоний последовал Апостольскому указанию и тотчас получил исцеление [21]. Так Господь покарал иудейскую дерзость и охранил честь Своего одушевленного Кивота [22].

Достигнув Гефсиманской пещеры, Апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень [23].

Богоматерняя же душа, как читаем в Успенских богослужебных песнях, была торжественно вознесена Господом во Святое Святых неба [24]. Божия Матерь, это земное небо, вселилась на небесной и нетленной земле для бесконечного радостного созерцания славы Сына Божия [25].

Восход Ее души к небу происходил в ангельском окружении и среди славословий старейших ангельских сил и душ праведников [26]. Бесплотные духи, приникая друг ко другу, восклицали превышним ангельским ликам: "Вот, приходит Всецарица Богоотроковица. Примите ваши подвратия и примерно подымите Матерь присносущного Света. Примите Родившую Творца неба и земли" [27]. "Чрез Нее явилось людям всеобщее спасение. Мы не можем взирать на Нее и воздать Ей подобающую честь. Ее превосходное величие выше всякого разумения" [28].

При восхождении в горний мир Державной Царицы неба и земли ужас и трепет объял воздушных духов тьмы. Свет славы Ее, молниевидно прошедший даже до ада, привел в трепет сатану. Он с плачем и стенанием взывал: "Что мне и Тебе, Матерь Божия?" [29]


Фресковая икона
XIII в. Монастырь Сопочаны, Сербия.


Среди ликующего пения небожителей Богоматерняя душа восступила на небесный круг и достигла прекрасного горнего Иерусалима. Ее, как Царицу и Владычицу, принял престольный город Вседержителя, основанный из всесветящих камней. Прерадостно вошла Она в его нерукотворенные храмы и отсюда вознесена была превыше небес, во благолепие Божие. Припадши к престолу всевышнего Бога Троицы, где страшный и неприступный свет, Богоматерь, падши, рабски поклонилась Божеству. Сын и Бог почтил Ее во Святом Святых неба благодатию высокопрестольной славы, посадил одесную Себя [30]. Видя величие Царицы Небесной, горние чины припали пред Ней, как пред своей Владычицей! [31]

С этого времени Богоматерь во славе приседит и предстоит престолу Сына Своего и Бога и с Ним вечно царствует. Она — красота в Господней деснице, облеченная в солнце и благодатно сияющая всей вселенной [32].

После всего вышесказанного становится понятным смысл богослужебных выражений о том, что погребение Божией Матери стало лествицей к Богу, сущему вверху ее, и что Пресвятая, — живой престол Божий, — взошла на горний престол Божий, превыше небес [33].

Пречистое Тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения.

Один чудесный случай, промыслительно устроенный Богом, привел Апостолов и всех христиан к уверению в факте воскресения и преображения Господом Спасителем Богоматернего тела, применительно к пророчеству Давида: "Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и Кивот Твоей святыни" [34].


Конец XV - нач. XVI вв.
Из старообрядческой моленной в деревне Лог (Псковская обл.)


Этот случай был таков.

Среди Апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию допущению, отсутствовал Ап. Фома. Божественная Сила восхитила его в Иерусалим позднее прочих Апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице.

Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, Ап.Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что он не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения.

Сострадая ему и желая его утешить, Апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы Ап. Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, был отвален камень от входа гробницы.

Все Апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на гробном ложе одни погребальные пелены и пояс Пречистой. Отсюда для них стало очевидным чудо воскрешения Господом Своей Пресвятой Матери для жизни на небе во плоти [35]. Пораженные этой чудесной неожиданностью, св. Апостолы по возвращении в Сионский дом Апостола Иоанна Богослова некоторое время пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда Апостолы возносили этот хлеб вверх со словами: "Господи, Иисусе Христе, помогай нам", вдруг пред их очами разверзлась кровля их дома, их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос: "Радуйтесь! Я с вами во все дни" [36].

Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: "Пресвятая Богородица! помогай нам". В соответствии с церковно-богослужебными свидетельствами, честное тело Богоматери не видело тления во гробе. Приняв погребение, как смертная, Пречистая восстала вседействием Духа, как Божия Матерь, и с преображенным телом перешла от земли на небо [37].

В силу происхождения от смертных родителей Она имела естественную человеческую кончину, но гроб сделался для Нее лествицей к небу, Гефсимания — местом веселия и сияния [38].

На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге. Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа [39].

Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения:

Успение Божией Матери, выражаясь библейски, есть взимание от земли на небо преславного града Господня, восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первообразу, приятие небом Божией тьмочисленной святой Колесницы [40]. Оно есть отлет от земного гнезда уязвленной любовию к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего престола и вместе положение в Божий руки таинственной книги, в которой написано Божие Слово [41].

 

                                                                             Успение Пресвятой Богородицы

 

Составил Л.Денисов
 Москва 1900 год

     Матерь Божия, исполняя изреченное на кресте завещание Божественнаго Сына Своего, поселилась в Иерусалиме, в доме любимаго ученика Его, Иоанна Богослова, где, пребывая в непрестанной молитве, горела единственным желанием поскорее насладиться лицезрением Вознесшагося Спасителя, Сидящаго во славе, одесную Бога Отца. Часто Она  посещала те места, которыя Господь освятил Своим присутствием и там, проливая слезы умилительных воспоминаний, вздыхала и молилась о переселении своем в блаженныя обители Его Царствия.

     Особенно любимыми местами Ея молитвы были: гора Елеонская, съ вершины которой вознесся на небо возлюбленный Сын Ея, напёчатлев на ней Божественныя стопы Свои, и смежный с этою горою сад Гефсиманский, хранивший на себе следы кроваваго пота с Божественнаго чела Спасителя.

     По отношению к окружающим, святая Дева была постоянным их радованием и утешением. Не быв никогда видна во время земной жизни Спасителя среди апостолов, Она, по вознесении Его, соделалась неразлучна с их собором, где-, по смирению сердца, не желала пользоваться никакими преимуществами и поставляла Себя на ряду с прочими женами.

     Беседуя с апостолами, Она передавала им о чудесных событиях Благовещения, безсеменнаго зачатия и рождения Христа, о младенчестве и всей земной жизни Его.

     Беседуя с посторонними, Она, подобно апостолам, Своими наставлениями, советами и молитвами утверждала в них христианское учение, и многие из верующих стекались из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть Матерь Божию и слышать Ея святую беседу; потому что слава, как о самом Христе Спасителе, так и о Божественной Его Матери проникала в дальние концы вселенной.

     По свидетельству Амвросия Медиоланскаго, „Пресвятая Богородица, до конца жизни земной, была Девою, вою, не только по плоти, но и по духу: смиренная сердцем, Богомудрая в словах, произносимых без поспешности, неутомимая в чтении, добрая в трудах, целомудренная в беседах, никого не обидевшая, ни над кем не посмеявшаяся, не гнушавшаяся бедным и убогим,—но всем желавшая добра, Она имела вид внутренняго и наружнаго совершенства".

     Святой Богоносец Игнатий, современник апостолов, изъявляя в письмах своих к Иоанну Богослову нетерпение увидеться с Божиею Матерью, превозносит похвалами Ея нрав и добродетели.

     Святые отцы последующего за тем времени, III и IV веков, равным образом свидетельствуют о личных и Божественных достоинствах Пресвятой Девы, передавая векам грядущим предания о том высоком почтении, какое имели к Ней и первенствующая церковь и древние христиане, прибегавшие в молитвах своих к Ея заступлению.

     В IV веке были составлены многия молитвы и похвалы Божией Матери св. Ефремом Сирином и другими святыми отцами.

     В V же веке слава Ея достигла той степени,  в какой ныне воздается Ей православною церковию, В этом же веке церковию Сирскою постановлено было: заключать всякое богослужение обетованием помилования и спасения верующих молитвами Ея у престола Божия. Благочестивые сподвижники обета девства укреплялись не только молитвами к Пресвятой Деве, но и примером  Ея  ангельской жизни. Кроме молитв,  древние христиане выражали свое благоговение к Благодатной Заступнице Своей посвящением Ей храмов и даже самых городов. Таким образом Ей были посвящены храмы: Влахернский (в Константинополе), называемый по имени места одной из корабельных пристаней, носящий это название, и Ефесский, в котором собирался собор, названный этим именем, в 431 году); Божией Матери был посвящен и Ея покровительству поручен и город Константинополь.

     К распространенно славы святого имени Ея в недрах христианскаго Mиpa содействовали, как многие венценосцы наприм. Константин Великий, Юстиниан и пр., так и вселенские соборы святителей, наприм. Ефесский и другие.

     И вообще слава и благоговейное почитание Пресвятой Богородицы были так велики и распространены между верующими, что пророческия слова, произнесенныя Ею Самой Елисавете, «се бо отныне ублажатъ Тя ecи роди»— сбылись во всей их силе, как во время земнаго Ея поприща, так и по святом Ея успении.

     Высокий жребий, дарованный Благодатной Деве волею Божественнаго Промысла, являет нам всю жизнь Ея как бы непрерывным чудом, а безукоризненная чистота, смирение и святость этого избраннаго сосуда, вместившего в себе— невместимаго Бога, ясно объясняют и ту высшую силу Eя, которою действовала Она на мир видимый, и чрез которую имела ближайший доступ к тайнам небеснаго откровения. Оставленная на земле, как бы наместницею Христа, вознесшегося на нёбо, Она определением Его предвечной воли должна была стяжать и собственную славу и возрадоваться последующей славе учения Его и успехам насажденной Им церкви. Дух святый, снисшедший, по обетованию Спасителя, на Нее и апостолов,— в большом изобилии, в сравнении с ними — почил на Пресвятой Деве, и знаки превосходствующей благодати Его видимо отразились в Ней, как силою того покорно—сыновняго послушания, которое св. апостолы имели к Ней по делам проповеди и устройства церкви, так и силою молитв Ея о них и о церкви, которыя при всех случаях остальной жизни Ея Господь исполнял чудотворно, торжественно и безотлагательно. В лице Своей Пречистой Матери, Он оставил мать и руководительницу Своей святой церкви, и потому из этого благоуханного кадила, изведшего в мир чистейший фимиам виры, вознесийся потом на небо по услаждении земли,—не переставал до конца жизни истекать аромат всего благодатнаго для церкви Христовой и возноситься за нее Богоугодными молитвами к престолу Божию.

     Не задолго до преславнаго успения Своего. Пресвятая Дева, однажды,  коленопреклоненно молилась на том самом месте, где некогда молил о чаше Божественный Сын, Ея, и с слезами  пламенной  любви к Нему, просила скорейшего отрешения  Своего от земли и радостнаго соединения с Ним   в пределах горних, — тогда внезапно предстал пред Нею Архангел Гавриил, постоянный хранитель Ея с детства и благодатный вестник воплощения Христова, и, вручая Ей знамение победы над телесною смертью, ветвь от райского финиковаго дерева — возвестил Ей о скором Ея преставлении, долженствующем совершиться через три дня.

     Обрадовав Благодатную этой желанной вестью. Он добавил, что смерть Ея будет, как тихий сон, на самое короткое время, после котораго, отряхнув с очей, как бы легши сон,—Она узритъ бессмертную жизнь и славу во свете лица Господа и, радуясь и ликуя, при виде Сына Своего, перейдет с Ним в горняя. Неизъяснимо обрадованная, Пречистая Дева от всей души благодарила Создателя, повергшись пред Ним до земли со слезами умиления. С этой минуты окрест Нея начали совершаться чудеса: масличный деревья, во время молитвы Ея, как бы одушевленные и благоговеющие перед Ней, вместе с Нею преклоняли до земли вершины свои и подымались; когда же Благодатная, по совершении молитвы возвратилась домой, то весь дом при входов Ея поколебался, от невидимой, окружавшей Ее, Божественной силы.

     Пречистая стала приготовляться к своей кончине. Прежде всего известила Она возлюбленного и усыновленного Ей Иоанна, и показав ему принесенную ангелом светозарную ветвь, завещала нести ее, в день погребения Своего, пред гробом.

     Потом, уведомив всех родственников и домашних, о Своей предстоящей кончине, велела украсить покой и ложе Свое; воскурить фимиам; зажечь свечи и приготовить все нужное для погребения.

     Иоанн же и Иаков брать Божий (первый патриарх Иерусалимский, новоставленный самим Иисусом Христом) известили, о приближающейся кончине Богоматери, с обозначением дня Ея, всех верных, бывших не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях.

     Во время этого спокойнаго и радостного приготовления к отшествию, одно лишь смущало душу Пречистой Девы, что апостолы, — эти избранные ученики возлюбленнаго Сына Ея, ревностные исполнители Его святой воли и преданные сотрудники и почитатели Ея,— будучи рассеяны, по деламъ своего благовествования в разных далеких странах Mиpa, не могли с Нею проститься и присутствовать при Ея кончине и погребении. Она пламенно желала, чтобы Бог благоволил доставить Ей радость— послъдняго на земли съ ними свидания и втайне молила о том Господа.

     Собравшимся отовсюду родственникам и множеству христиан обоего пола. Благодатная рассказывала о явлении Ей Архангела и о его благовестии, показывала райскую финиковую ветвь, снявшую необычайным светом славы небесной, и на плач и стенания их— отвечала утешением Богомудраго истолкования своей радости при вести о кончине.

     Обещала им быть всегда ходатаицею за них у Престола Божия, и посещать и охранять мир, помогая бедствующим. При них же Она повелела отдать одежды Свои двум бедным вдовицам, бывшим доселе на Ея попечении и с любовию и усердием служившим Ей; завещала, чтобы тело Ея погребли въ Гефсимании, близ долины Иосафатовой, где покоились родители Ея: Иоакимъ и Анна, и обручник Ея Иосифъ.

     В то время, когда Матерь Божия утишала верных, рыдавших о близкой разлуке с Нею, — вдруг все услышали шум, подобный грому, и увидели множество облаков, внезапно окруживших дом.

     То были облака, на которых, по повелению Божию, апостолы, разсеянные по вселенной для проповеди, были принесены ангелами в Иepyсалим, и поставлены в Сионе, пред дверями дома Пресвятой Богородицы.

     Увидев друг друга и взаимно обрадовавшись свиданию, они недоумевали, спрашивая один у другого, для чего Господь собрал их. Но вышедший к ним на встречу св. Иоанн, приветствуя их, возвестил о скорой кончине Богоматери, и этим самым дал ясно уразуметь им, что они собраны по воле Господней для присутствования при честном погребении Ея.

     Войдя с стесненным сердцем в покой Богородицы, они увидали Ее смиренно сидящую на ложъ и исполненную радости. На вопрос Ея, каким образом они явились здесъ, апостолы разсказали Ей, как божественной силой каждый из них был восхищен из той страны, где проповедывал, и принесен отсюда на облаке. Пресвятая Дева прославила Бога и передала апостолам все, слышанное другими, и благодатно утешив их, повелела возвратиться им, после Ея погребения, на служение благовествования Слова Божия.

     Во время этой беседы подоспел и апостол Павел. Он припал к ногам Богоматери и возопил: — Радуйся, Матерь жизни! Хотя я и не насладился лицезрением во плоти бывшаго на земле- Господа моего Иисуса Христа, до Его вознесения на небо, но ныне увидев Тебя, кажется вижу Его!

     С апостолом Павлом явились и ученики его: Дионисий, Ареопагит, Иерофей, Тимофей и другие апостолы из числа семидесяти, все собранные здесь Духом Святым. Пресвятая Богородица призывала к себе каждаго из них по имени, благословляла и хвалила виру и труды их в благовествии; каждому желала вечнаго блаженства и с каждым молилась о благосостоянии  всего Mиpa.

     Настало пятнадцатое августа,— последний из трех дней, предвозвещенных Архангелом, — день Успения.
     Свечи пылали в комнате; апостолы, славя в песнопениях Бога, окружали Пречистую Деву, возлежавшую на благолепно украшенном ложе в ожидании кончины Своей и пришествии Сына и Господа.

     Как вдруг, в покой, возсиялъ лучезарный свет, пред которым померкли пылающия свечи. Все в трепете упали на колени и увидали, чрез открывштйся потолок дома, сходящаго с небес Царя славы Христа, окруженнаго безчисленным сонмом ангелов и прочих небесных сил, и душами святых праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве, и приближавшегося к Пречистой Матери Своей, Святая Мария, увидав Сына Своего,—возгласила обычную и радостную песнь свою:

     — Величит   душа моя Господа и возрадовался   дух  мой   о Бозе, Спасители  моем,    что призрел Он на смирение рабы Своей! Она поклонилась сошедшему к Ней Спасителю, радостно приветствуя Его взором и словами:
     — Готово  сердце мое, Боже, готово сердце мое! Буди мне по глаголу Твоему!
     Она возлегла на ложе и без малейшаго телеснаго страдания, как бы сладко засыпая, предала душу в руки Сына Своего.
     В это мгновение раздалось радостное ангельское пение повторявшее слова Гавриилова благовествования:
     — Радуйся, Благодатная, Господь с  Тобою!   Благословенна   Ты   въ женах!—и силы небесныя,  сопровождаюшия душу Богоматери, несомую   Самим   Спасителем,   стали возноситься в горняя!

     Апостолы следили очами за этим славным видением, и когда оно более уже не было доступно их взорам, они пали во прах, славя Бога. Потом для поклонения окружив со слезами одр Богоматери, они увидели, что лицо Ея сияло как солнце, и от тела разливался аромат чуднаго благоухания. Облобызав эту святыню, они исполнялись духовной благодати и радости. И множество больных, глухих, немых, слепых, хромых и бесноватых, при лобзании святаго тела Богородицы, получили совершенное исцеление.

     После этого приступили к погребению Святой Петр, Павел и св. Иаков (брат Божий) с прочими апостолами понесли тело, возложив  гроб  на плечи  свои. Св. Иоанн шел впереди, неся райскую светозарную ветвь; прочие же святые и множество народа, со свечами ми, кадилами и обычным погребальным пением,—сопровождали их, и в таком порядке процессия направилась, чрез Иерусалим, в селение Гефсиманию. Все время раздавалось сладостное ангельское пение, слышимое всеми.

     Достигнув Гефсимании, они с плачем и стенанием поставили гроб в пещеру и закрыли вход в нее большим камнем. Но привязанные любовно к Богоматери апостолы пробили там еще три дня, совершая непрестанныя молитвы и псалмопения.

     Во все этого время слышалось в воздухе ангельское пение, ублажавшее Пренепорочную Деву.

     Из апостолов один только Фома, по особому смотрению Божию, не был при торжестве  успения и погребения Пресвятой Богородицы. Придя уже на третий день в Геесиманию, он с воплем и отчаянием повергся пред  пещерою гроба  и  умолял апостолов  дозволить ему хотя взглянуть и облобызать Пречистое тело Богоматери. Апостолы исполняли его просьбу, но как ужаснулись они, когда открыв гроб, увидели его пустым! В нем уже не было тела Богородицы,  а лежали только погребальныя пелены Ея.

     Апостолы поняли тогда, что Господь благоволил воскресить и взять на небо Пречистую Матерь Свою, и что ап. Фома был орудием утверждения Ея воскресении я, как и воскресения Самого Спасителя.

     В тот же вечер апостолы, собравшись для трапезы, молили Господа просветить и утвердить их в вере этого воскресения.
Во время молитвы они снова услышали в вышине ангельское пениe, и, подняв глаза, увидали Пречистую Диву, стоящую в воздухе живую, окруженную небесными силами и сияющую неизреченнею славою.

Она, благословляя их, сказала:
     — Радуйтеся! Я с вами во все дни!
Хотя телесное вознесете на небо Матери Божией и не вошло в состав Символа Веры, но вся церковь согласно верит, что Она по смерти Своей воскрешена Господом и восхищена на небо, где и пребывает телом и душею.