Спустя 44 года Вифавара стала доступной для паломников

 

Израильские власти во вторник открыли для свободного доступа туристов и паломников участок реки Иордан в местечке Каср аль – Яхуд, священное место для христиан всего мира, где согласно Евангелию был крещен Иисус Христа. Теперь для посещения места крещения Христа не требуется специальных разрешений и согласований с военными ведомствами, как это требовалось ранее.


«Начиная с сегодняшнего дня туристический центр открыт для свободного посещения желающих круглогодично. Это результат более 10-летнего согласования и непрерывной координационной работы. Мы рассчитываем, что это существенно увеличит поток туристов в Израиль», – сказал Амнон Либерман, советник министра туризма Израиля.


 

Место крещение, называемое Касир аль-Яхуд, расположено на полосе отчуждения иордано-израильской границы в районе пограничного перехода Алленби. В 60-е годы XX века из-за строительства дамб и каналов в Израиле, Иордании и Сирии южная часть реки сильно обмелела.

 

Вифавара? [греч. Βηθαβαρ?, Βηθααβαρ?, Βηθαβαρ?; евр.    - дом, место переправы], вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча (Ин 1. 28); здесь же произошло призвание Иисусом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин 10. 39-42). Большинство ранних греч. рукописей НЗ, в т. ч. папирусы (в т. ч. ¸ 66, до 200 г.), называют место Крещения Вифанией Заиорданской (Βηθαν?α π?ραν το? ?Ιορδ?νου). Этому же чтению следует лат. перевод и рус. перевод еп. Кассиана (Безобразова). Вариант В., по-видимому, впервые был предложен Оригеном. Признавая, что «почти все списки» содержат чтение «Вифания», он считал его ошибочным, поскольку города с таким названием в районе Иордана ему обнаружить не удалось, а известное ему предание свидетельствовало, что св. Иоанн крестил в местечке В. «на высоком берегу Иордана» (παρ? τ? ?χθ? το? ?Ιορδ?νου). В подтверждение Ориген приводит этимологию названия В.- «дом уготовления» (ο?κον κατασκευ?ς), соотнося его с пророчеством Исаии (Ис 40. 3; Мф 3. 3; Мк 1. 3; Лк 3. 3) (Orig. Comm. ad Joh. VI 40). В пользу историчности сообщения о Крещении в В. говорит то, что здесь во времена земной жизни Иисуса Христа находилась переправа через Иордан, к-рой пользовались паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход Самарии.

 

Повествования евангелистов-синоптиков вообще обходят описание и название местности, где происходило Крещение Христа. Только св. апостол Иоанн Богослов четко указал название местности: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). Подлинное место Крещения Христа Спасителя, о котором было известно ещё на заре христианства, длительное время оставалось неизученным из-за объявления иорданской стороной в этом районе закрытой военной зоны, т.к. по Иордану после Шестидневной войны 1967 г. проходила «линия прекращения огня» с Израилем. Только после заключения мира в 1994 г. здесь начались археологические исследования, в ходе которых были обнаружены уникальные находки: гончарные изделия, монеты и развалины древней базилики. Кстати, в этом регионе археологами также была обнаружена постройка III в. с великолепной мозаикой. Ученые предполагают, что это один из древнейших храмов в мире.



Совокупная информация евангельского повествования и записей паломников византийского и более поздних периодов позволила определить место Крещения Господня в Вади Харрар (араб. «Вади» – высохшее русло; «Харрар» – гремящее).

Паломнический маршрут в древности пролегал из Иерусалима в Иерихон и затем через Вади Харрар к холму св. пророка Илии и далее на гору Моисея (гора Нево). Большая часть маршрута шла по римской дороге, построенной императором Адрианом в 129 г. по Рождестве Христовом. Стоявшие на ней через определенное расстояние столбы до сих пор археологи находят вдоль этой некогда оживленной магистрали.

Сегодня почти нет сомнения, что Вади Харрар – это тот самый «Вифавар при Иордане» (Ин. 1:28), где и был крещен Господь Иисус Христос. Другая традиция именует это же место «Вифания за Иорданом», т.е. с четким указанием на Восточный берег, т.к. «за» несомненно, означает «на другом от Иерусалима (берегу Иордана)». Это уточнение фактически присутствует в евангельском повествовании св. Иоанна Богослова: «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн» (Ин. 10:40).

Название «Вифавар» происходит от «Бет Абара», что в переводе с древнееврейского языка означает «дом на переправе». «Вифания» может быть производным от ивритского «Бет Анния» («дом лодки»). Скорее всего, так могли назвать поселок рыбаков, в известной близости от которого проповедовал, совершая крещение, святой Иоанн Предтеча. Можно предложить ещё один вариант происхождения названия «Вифания» от древнееврейского «Бет Айнон, Бет Айнаим» («дом источника»). Современное название Вифании – «Аль-Махтас», что в переводе с арабского языка означает «место Крещения».

На уникальной мозаичной карте VI в. по Р.Х., которая находится в храме св. Георгия Победоносца в Мадабе (Хашимитское Королевство Иордания), место Крещения названо «Айнон, который ныне Сафсафас». «Сафсафас» в переводе с арамейского языка означает «ива». И сегодня ива самое распространенное растение в этой местности.

Примечательно, что «Вифавар» на этой же мозаичной карте изображен с западного берега реки Иордан, то есть со стороны Иерусалима. Скорее всего, название «Бет Абара» – «дом на переправе» эта местность получила ещё при Иисусе Навине. Именно здесь израильтяне воспользовались древней переправой через Иордан при вступлении в Обетованную Землю.

Судя по всему, эта переправа сохранялась и в более поздние времена: «Гедеон же послал послов на гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне, и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан» (Суд. 7:24-25). 

 

Православный паломнический центр в Иордании

В феврале 2007 года в рамках официального визита в Иорданию Президента России В.В. Путина, состоялось историческое событие: правительство Хашемитского Королевства Иордании передало Российской Федерации в бессрочное и безвозмездное пользование участок земли у реки Иордан для устройства русского паломнического подворья. Земля, которая перешла России, располагается в евангельской Вифаваре, рядом с историческим местом Крещения Господня.

В марте 2008 года на русском участке у реки Иордан состоялся чин освящения места под строительство будущего паломнического центра, а также закладка первого камня будущего комплекса. Участниками этого события стали высокопоставленные лица с иорданской и российской стороны, представители ОАО «Стройтрансгаз», при финансовой поддержке которого осуществляется строительство, представители посольств Болгарии и Греции в королевстве Иордания. Чин освящения совершил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев).

И вот после 4 лет строительства паломническое подворье готовится к открытию. Сейчас ведется заключительный этап отделочных работ и закупка необходимого оборудования. Ожидается, что церемония открытия Паломнического центра в Иордании состоится осенью 2011 года.

Можно утверждать, что с древних времен в данном месте существовала удобная и стратегически важная переправа через Иордан.    

Известная паломница Егерия, чьи записи помогли идентифицировать место Крещения Христа-Спасителя, утверждала в 385 г., что и она в этом месте «пересекла Иордан, идя от Иерихона».

Позднее, по свидетельству летописца Феодосия (ок. 530 г.) при византийском императоре Анастасии (491-518 гг.), на участке, которое предание отождествляло с местом Крещения Господня, прямо на берегу реки построили базилику. Руины этого храма были обнаружены археологами в 1996 году. Уникальность базилики императора Анастасия заключалась в том, что при традиционной трехнефной планировке в алтарной части располагался большой баптистерий, который находился предположительно на том месте, где был крещен Спаситель мира Иисус Христос.

К воде из базилики вели мраморные ступени, которые также были найдены учеными во время археологических работ. С обнаружением ступеней подтвердилось сообщение паломника Антонина из Пьченцы, который в 570 г. посетил эти места: «Рядом с Иорданом…. Где Господь был крещен, в месте, где вода возвратилась в свое русло…. Мраморные ступени сходят в воду». Обнаруженные археологами ступени, как оказалось, хранили память не только о благочестивых паломниках, которые, переоблачившись в «крещальные рубахи», босыми спускались для погружения на протяжении нескольких веков. Ступени сохраняли «эпиграфическую» память и о рыцарях Готфрида Бульонского, которые, как и в Храме Гроба Господня, оставляли изображения крестов остриями своих мечей, а также о доблестных воинах Салах-ад-Дина, которые также не стыдились оставить свои «автографы».

По прошествии ещё ста лет (670 г.) Аркулфий из Франции также оставил важные сведения: «…На излучине реки стоит небольшая квадратная церковь, построенная, как утверждают, на том месте, где покоились снятые Господом одежды, в то время как Он крестился. Туда нельзя ступить, т.к. она (церковь) опирается на четыре каменных свода, возвышающихся над протекающей внизу водой».

В результате пристального изучения археологами руин древнего храма на месте Крещения было заключено, что базилика перестраивалась не менее пяти раз – в V и VI веках – так как её постоянно разрушали разливы реки и землетрясения.

Дело в том, что живописная рифтовая долина реки Иордан является северной частью Сирийско-Африканского разлома, самой длинной (6440 км) и самой глубокой (416 м ниже уровня моря) трещины на поверхности Земли, протянувшейся от юго-востока Турции, через Сирию к северной части Африканского континента. Именно этим обусловлены периодические землетрясения до сегодняшнего дня. В результате частых землетрясений русло Иордана даже становилось безводным на некоторое время. Такие случаи были зафиксированы в 1266 году (один день), в 1546-м (два дня), а в 1927 году сдвиг земной коры в Иорданской долине стал причиной не только осушения Иордана на 21,5 час, но и причиной больших разрушений окрестных городов, в том числе и Аммана, столицы Иордании. Сейсмическая нестабильность этого региона послужила причиной того, что в древности, во время очередного землетрясения, река Иордан поменяла своё русло, отступив от недавно обнаруженных руин базилики так далеко, что сегодня необходимо пройти несколько сотен метров, чтобы приблизиться к берегу реки. Только мраморные ступени, когда-то спускавшиеся к реке, и сам баптистерий напоминают о том, что здесь когда-то плескались воды священной реки.