Стенограмма беседы В. Путина с представителями православия, ислама, иудаизма, буддизма, католицизма и протестантизма

Фото: С. Власов Встреча председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России

8 февраля  2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России.

Талгат Таджуддин - верховный муфтий ЦДУМ: Можно высказаться?

В. Путин: Да, пожалуйста.

Т.Таджуддин: Ваше Святейшество, уважаемый Владимир Владимирович! Я сердечно приветствую Вас от имени Центрального духовного управления мусульман России, объединяющего более 20 региональных духовных управлений и почти 2 тыс. общин. Я сердечно благодарю за те слова, которые сейчас нам сказали. И то, что у нас было, и то, что предстоит…

У нас в Священном писании, в Коране, первое слово "Алхамдулиллах" ("Слава Богу"). Самое главное слово должно быть – "Слава Богу". Его Святейшество замечательно об этом говорил. И то, что у нас в 1990-е гг. было, – и у нас в стране, и затем в ближнем зарубежье; разные события, что сейчас происходят в не совсем дальнем зарубежье, во всем мире, – мы это не должны забывать абсолютно. Да, сегодня 18–20-летние юнцы, может, и не помнят этого, но мы должны об этом напоминать. От развала – слава Всевышнему - страна сохранена. При самом непосредственном вашем участии, всех народов нашей страны. И на международной арене авторитет России день ото дня растёт. Но сегодняшние события нас тревожат, и то, что мы видим (и демонстрации, и митинги) – это хорошо. Они и раньше были, демонстрации и митинги. Но с тревожным беспокойством мы смотрим, и верующие нам говорят в приходах, и народ, чтобы опять нас на 15–20 лет не отбросить.

Сейчас и в экономике серьёзные усилия предпринимаются, и программа, которая принята, национальные программы, по которым трудится руководство нашей страны, предприниматели, чтобы вот это не остановить, не приостановить. И важнейший национальный вопрос здесь – межнациональные отношения, межконфессиональные отношения. Одно дело посмотреть по телевидению или по интернету, а когда уже на улице, когда взаимные обвинения, эту лодку очень сильно можно раскачать. А мир и согласие между нашими народами, последователями традиционных конфессий наши предки веками сохраняли, несмотря на все трудности, всегда в годы беды вместе вставали и защищали нашу Отчизну. И это самый главнейший завет. Когда есть мир и спокойствие, всё можно сделать. И демография, и обучение, и образование, и воспитание на этом зиждутся. У народа глас Божий. Это да. Но Божий, когда у него есть духовно-нравственное содержание. У нас наиглавнейший вопрос сейчас – не просто демография, а тех, которые родились, достойными своей Отчизны людьми воспитать. И в этом самое непосредственное участие, слава Богу, обращение лидеров традиционных конфессий нашей страны принято.

Как эксперимент по стране проводилось преподавание основ традиционных конфессий, сейчас уже и в Вооружённых силах, просто сейчас это нужно ещё усилить. И здесь, когда и в образовании, и в воспитании и религиозные организации будут участвовать… Да, конечно, мы и школы, и детские сады просто сами не можем содержать. В некоторых общинах, особенно в сельской местности, даже за свет, за отопление не могут заплатить. Здесь, несомненно, тот принцип, что религия отделена от государства, или государство от религии, должен оставаться. Но мы – граждане России веками, не эмигранты, не за хлебом просто сюда приехали, и мы участвуем в общественной жизни - в тех же местах заключения, в вооруженных силах, в школах. Но для того чтобы непосредственно вносить достойный вклад в воспитание детей, молодёжи… Это повседневный труд, и для этого предостаточно кадров нужно. И когда уже на законодательной основе межконфессиональные государственные отношения будут урегулированы, участие религиозных организаций традиционных конфессий нашей страны, несомненно, будет массовым. У нас проблема не только просто в воспитании, чтобы молодёжь и от алкоголизма, и от наркомании уберечь, это тысячи, тысячи семей, а сейчас в некоторых школах священнослужителям даже урок нравственности дать не везде позволяется, очень редко. Отделено – и всё. Да, учителя, которые сейчас вот готовятся, чтобы основы традиционных конфессий преподавать в школах: нельзя это просто сухим языком, к этому ещё и уроки нравственности надо сделать. Просто только в мечеть или в церковь их один-два или десяток может приходить, у нас это было уже в практике, и священнослужители традиционных конфессий вместе участвовали именно в 1990-х годах, и это недолго длилось. И участие в благотворительной деятельности в полнейшей координации с органами государственной власти. А вот эти наблюдательные советы при детских домах я полностью поддерживаю, и со стороны мусульман будем участвовать в этом абсолютно, и сейчас мы по мере сил этим занимаемся. Но чтобы это не было разовым, и у нас чтобы было право не только просто помочь в этих детских садах, чтобы от нас люди приходили время от времени и с детьми работу вели. Именно, как сказал Его Святейшество, чтобы эти дети росли не только потребителями, чтобы у них и в душе что-то было, чтобы они придерживались тех традиций, которых придерживались их родители, их бабушки, дедушки веками. Без этой основы, конечно, не только интернет, который у нас в стране, откуда-то тоже могут их душами, их разумом завладеть, и потом они и своим родителям будут врагами, а этого допускать нельзя абсолютно. И мы вчера только, все муфтии, главы региональных духовных управлений, входящие в центральные органы управления мусульман России, собрались на очередном совете и приняли заявление с обращением к верующим, к прихожанам нашим, о том, чтобы не поддаваться ни на какие провокации. Слушать друг друга надо и критиковать, и обращаться нужно, но, несомненно, сохранять межнациональный, межконфессиональный мир и согласие. Мы за демократичное государство, за правовое государство, но сильное, чтобы мир и спокойствие у нас всегда были, и тогда, несомненно, мы достигнем тех результатов, о которых мечтают народы нашей страны. Здесь есть проблемы иммигрантов, но этот вопрос Вы в своей статье по национальному вопросу прекрасно отметили. Они должны уважать, но кто их будет учить? Поэтому в наших мечетях, в некоторых городах почти половина уже прихожане иммигранты, в некоторых меньше, а в некоторых почти по 70–80%. Вот им об этом должны говорить именно наши священнослужители, которые веками здесь живут, чтобы они уважали традиции народов России, но в то же время на них смотреть не просто как на тех, кто пришёл сюда поработать. Ведь сколько веков Россия вбирала в себя эти народы? Может, придёт день, ещё будем вместе, даст Бог, и там стремление есть. Очень замечательно они относятся к России, не поехали ни в Китай, ни в Америку, ни в Европу, а стремятся в Россию. Просто с ними побольше поработать, и здесь религиозные организации, несомненно, должны свою роль выполнить. Сердечно благодарю Вас и добрых успехов, Божьей помощи Вам желаю.

В.В.Путин: Спасибо большое.

Равиль Гайнутдин - муфтий, председатель Совета муфтиев России: Ваше Святейшество! Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники сегодняшней нашей встречи! Я сердечно благодарю всех сегодня выступивших и полностью разделяю ваши мысли и присоединяюсь к тем видениям, которые вы сегодня изложили. Я со своей стороны хотел бы сказать, может быть, другие слова, чтобы не повторять уже сказанные.

Мы в последние дни по телевидению видим фильмы, которые нам напоминают, как жила наша страна в советское время, как жила страна в начале 1990-х и как мы проходили очень трудные 1990-е годы. И, безусловно, после Вашего прихода, вначале как председателя Правительства Российской Федерации, далее как президента Российской Федерации, люди начали чувствовать уважительное отношение к нашей стране, к проводимой Вами политике... Мы, безусловно, помним то, что говорили нам: никак не может быть Россия сильной страной. Если эта страна находится в положении просящего, то как может такая Россия быть равна России с дающей рукой? И эти годы прошли. Мы почувствовали силу нашей страны, мы почувствовали гордость за нашу страну, мы почувствовали гордость наших граждан. Безусловно, кому-то нравится, не нравится, но мы открыто сегодня можем сказать: безусловно, это благодаря Вашим усилиям, уважаемый Владимир Владимирович. Вы проводите политику, направленную на сохранение целостности, единства нашего государства, на укрепление его мощи, стабильности, на сохранение межнационального, межрелигиозного мира и согласия в нашем Отечестве. Хочу отметить: именно в этом здании Вы, уважаемый Владимир Владимирович, являетесь тем человеком, который способствовал духовному сближению Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. И благодаря, безусловно, и этому, Русская православная церковь в нашей стране, и не только в нашей стране, приобрела особое место, приобрела уважение и авторитет как в России, так и за рубежом.

Вы также способствовали, будучи президентом страны, сохранению и укреплению духовного единства мусульман. И мы как единая мусульманская умма России внесли свой вклад в дело сохранения мира между нашими народами, в дело сохранения мира и взаимодействия, сотрудничества между нашими традиционными религиями.

Мы не оставались в стороне, когда шла очень серьёзная война на территории Чеченской Республики. Мы не оставались в стороне, когда мы все вместе с нашим обществом и, безусловно, с властью и религиозными организациями боролись против международного терроризма, распространения радикализма и экстремизма в нашем государстве.

Мы и сегодня наблюдаем, как Россия на международной арене отстаивает свои интересы. Мы вчера видели, как глава МИДа и глава нашей внешней разведки были с визитом в Сирии и довели до высшего руководства Сирийской Арабской Республики позицию нашей страны. Но самое главное – они довели до всего мирового сообщества, что Россия не намерена в этот момент допускать то, что случилось в Ливии. И мы сегодня видим, как страдают в Ливии, мы видим сегодня, как страдает народ Туниса, как сегодня страдают народы Афганистана, Ирака, и то, что сегодня делается в Сирии. И когда нам указывают, когда нам говорят, к сожалению, наши братья, представители исламских мусульманских стран… Мы здесь должны, наверное, мусульманские религиозные деятели, мусульмане нашей страны, показать наше духовное единство, показать нашу поддержку той политике, которая ведётся президентом страны и председателем Правительства Российской Федерации.

Владимир Владимирович, когда Вы уходили с поста президента на должность председателя Правительства, на территории нашей страны действовали на федеральном уровне три централизованных мусульманских объединения. На сегодняшний день в нашем государстве работающих на федеральном уровне… Может быть, даже некоторые абсолютно неизвестные, никто их ни за какой авторитет не считает, но, однако, федеральная власть считает, что их семь. Скоро будет восьмая такая мусульманская централизованная организация, работающая на федеральном уровне. Но я как патриот своей страны хочу, чтобы в нашем государстве мусульмане были едины, были вместе с руководством государства и способствовали укреплению единства и целостности нашего Отечества. Никакой раскол, никакое разделение, искусственное создание религиозных организаций мусульман не будет способствовать объединению и стабильному развитию нашего мусульманского сообщества страны.

Поэтому мы выражаем глубокую уверенность и как кандидату в президенты Российской Федерации, может быть, даём наказ, чтобы Вы, уважаемый Владимир Владимирович, способствовали духовному единству нашей нации, российской нации, а не раздроблению нас по региональному, национальному, религиозному принципам. Мы со своей стороны готовы внести и в дальнейшем свой вклад в сохранение мира, спокойствия, стабильности в нашем государстве. Мы готовы активно взаимодействовать, сотрудничать с нашими традиционными религиями. У нас есть дружба, у нас есть взаимопонимание, у нас есть, хвала Всевышнему, сотрудничество, и в этом и есть залог стабильности в нашем обществе. Если мы сегодня собираемся, нас показывают по телевидению, и главы наших традиционных религий вместе обсуждают государственно важные вопросы с председателем Правительства, с кандидатом в президенты нашей страны. Наши граждане чувствуют, что мы едины, мы вместе, вместе – наша сила. И мы со своей стороны, благословляя Вас, поддерживая Вас, молим Всевышнего даровать Вам здоровье, даровать Вам успех. И Вы, безусловно, можете полагаться на то, что мусульмане Вас знают, мусульмане Вам доверяют и мусульмане Вам желают успеха. Спасибо Вам.

В. Путин: Спасибо Вам большое. Вы упомянули об особой ведущей роли среди наших традиционных конфессий – роли Русской православной церкви. Это, безусловно, так, имея в виду даже этнический состав нашего населения, 80 % – это этнические русские, они так или иначе связаны с христианством, с православием прежде всего. И Вы же сами сказали ещё одну очень важную вещь, которая произошла в предыдущие годы, – объединение Русской православной церкви и зарубежной Русской православной церкви. Это большое событие для нашей страны, безусловно, историческое событие, которое ознаменовало собой завершение противостояния в гражданском обществе фактически времён Гражданской войны, которая уже в невооруженной форме, но всё-таки так или иначе в духовной сфере продолжалась до этого момента, до этого объединения. Мы должны низко поклониться тем иерархам Русской православной церкви - и зарубежной, и нашей, российской, отечественной, - которые прошли этот путь вместе и пришли к такому результату.

Что касается взаимодействия государства и религиозных организаций, я уже сказал: мы должны уйти от примитивного понимания отделения церкви от государства и, наоборот, должны вложить в это совершенно другой смысл – смысл сотрудничества. Мы не намерены и не будем вмешиваться в дела религиозных организаций, государство не будет этого делать ни при каких обстоятельствах, в том числе это касается и самоорганизации внутри наших религиозных общин, имею в виду и мусульманские организации. Мы ни в коем случае не будем подталкивать, влиять на то, как самоорганизуются эти организации, не будем подталкивать к делению, к дроблению, но не будем и навязывать своих решений, связанных с консолидацией. Это всё-таки внутреннее дело самой религиозной общины. А в целом я хочу вас поблагодарить за оценки, за поддержку. Ребе, пожалуйста.

Фото: С. Власов Встреча председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России

Берл Лазар - главный раввин России по версии Федерации еврейских общин России: Многоуважаемый Патриарх Московский и всея Руси! Глубокоуважаемый премьер-министр Владимир Владимирович! Дорогие коллеги!

У нашего народа и, наверное, у каждой религии есть традиция во время праздника, во время любого праздника вспоминать о прошлом, что было, почему мы празднуем, что мы благодарны Богу за всё, что Он сделал. Поэтому я хотел снова, может быть, вспомнить, что мы очень часто говорим, когда собираемся, о том, что произошло в последние 10 лет. Реально обеспечена полная свобода религий, власть оказывает поддержку в отношении религиозных идей в обществе, первые лица посещают религиозные мероприятия, праздники, возвращают религиозным общинам отобранное у них в прошлом веке имущество и то, что уникально в этой стране. Традиционные религии активно сотрудничают между собой: создан Межрелигиозный совет (и мы за это очень благодарны Патриарху), где представители всех основных религий совместно работают над решением многих проблем общества – это экстремизм, наркомания и так далее.

Количество верующих людей увеличивается и увеличивается. Мы это видим постоянно – больше и больше. И мы действительно ощущаем помощь со стороны государства. Религиозные лидеры сегодня сотрудничают с государственными структурами, и у нас сегодня реально открытый диалог, поэтому я позволю себе, может быть, сегодня тоже говорить о проблемах, которые нас волнуют, потому что у нас действительно открытый диалог.

Я сразу хочу короткое предисловие: одна из главных основ Торы, главных основ нашей веры, – признание благодарностей. Если человек когда-то что-то сделал тебе хорошее, ты должен всегда помнить и быть благодарным. Поэтому я хотел прежде всего поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за всё, что Вы сделали для евреев, для верующих не только наших, но и вообще для религии в целом в нашей страны. Мы хорошо помним, как это было раньше, как люди с трудом ходили в синагогу: они боялись, они стеснялись. Последние 10–15 лет реально всё стало по-другому. Мы тоже хорошо помним, как люди стояли в очередях, чтобы купить основные продукты. Мы хорошо помним, какие зарплаты были у людей, не забываем того, что было раньше. И когда снова люди говорят: "Может быть, стоит снова коммунизм?" – я думаю: "Какой коммунизм? Мы всё это прошли, всё это видели". Что, у людей такая короткая память? Они не помнят того, что было раньше? Как они могут снова захотеть те труднейшие условия, которые были раньше? Наверное, у психологов есть какое-то объяснение: человек забывает трудности, старается всегда помнить хорошее. Но для нас очень важна стабильность, чтобы для наших детей, для будущего поколения было действительно спокойствие без хаоса, без переворотов. Я думаю, что наша страна столько видела уже изменений, революций… Достаточно! Нам нужны позитив, стабильность, и мы верим, что дальше будет ещё лучше.

Для нас тоже очень важно, чтобы молодое поколение не уезжало. Сегодня, слава Богу, открыты границы, каждый может уезжать, но мы видим тенденции, мы видим, что молодые люди не уезжают, и они верят, что будущее здесь будет лучше. И жаль потерять всё, что было сделано за последние годы. Я уже сказал, что есть проблемы. И я думаю, что то, что мы видим сегодня на улицах… И правильно Вы говорили, что то, что это в субботу, – это, наверное, знак, что это не еврейское дело. Потому что мы, может быть, шутили в синагоге, говорили: люди должны прийти на молитву. Что такое "идти в субботу заниматься другими делами"? Но у нас есть такая пословица на идиш, это, наверное, Вам будет понятно: если хорошо, то хорошо; разве лучше – это не лучше?

У людей есть такой подход, что если он зарабатывал 100, он хочет 200, 200, хочет 400, так и написано в Талмуде. Я думаю, что у людей сегодня не только в деньгах… Я согласен с Патриархом, что общество сегодня смотрит на экономику как на главный вопрос, но это не главный. Главный вопрос – это ощущение, что я нужен, что для детей есть будущее, что в этой стране можно жить хорошей, справедливой жизнью. И есть несколько вопросов, о которых очень часто говорим и сегодня почти все говорили тоже, но я хотел бы чуть-чуть добавить.

Первый вопрос – о демографии, я думаю, что это не к нам, потому что евреи стараются как можно больше рожать, и я думаю, что наши братья, религиозные лидеры, они как раз это понимают прекрасно. Но нам нужно, чтобы эти идеи пошли дальше, не только в мечети, в церкви, в синагоги. Это люди должны понять, что семья – это действительно главное, что есть в жизни. Иногда человек этого не понимает, когда молодой. Когда уже прошло какое-то время, он смотрит назад и думает: жаль, что я об этом не думал. Богатство-то есть, а семью нужно ценить и делать всё возможное.

Но я хотел поговорить сегодня о воспитании. У нас, как, наверное, у всех религиозных организаций, есть школы, иешивы, где мы обучаем молодых. Сегодня много говорилось о преподавании основ религии, но, к сожалению, если мы говорим об образовании в целом, я думаю, что очень многое надо делать вперёд. Если мы говорим о вузах, здесь, к сожалению, нужно делать намного-намного больше, чем было сделано раньше. Я не знаю, как этот вопрос можно решить, может быть, какие-то кредиты студентам, чтобы образование было платным, но на высочайшем уровне. Это и есть самый важный вклад на будущее. Образованный человек, он реально вернёт потом стране, обществу во много раз больше, чем вкладывали. И мы готовы участвовать, делать всё возможное, чтобы и вузы, и всё было на самом высоком уровне. Нужно подготовить кадры, нужно вложить в это усилия. Я думаю, что все мы, религиозные лидеры, понимаем, что образованный молодой человек – это не только тот, который ходит к нам в религиозные школы. Люди должны получить право на образование, и тогда много вопросов уже решено. И воспитание тоже через телевидение…

Правильно было сказано: может быть, сегодня и интернет, и телевидение воспитывают молодых ещё больше, чем школа, но в это нужно вложить огромные усилия. Я не специалист по бюджету, не знаю, сколько процентов идёт на образование, но тратить на это нужно правильно, целесообразно и намного больше, потому что, к сожалению, видно, что результат ещё недостаточный.

Социальные вопросы и медицина. У нас у всех, наверное, есть много благотворительных программ, и мы стараемся делать всё возможное, но своими усилиями мы реально не можем сегодня решать все вопросы. У нас есть медицинский центр, например. Я думаю, что возможностей у религиозных организаций намного больше, чем мы имеем из-за отсутствия средств. Я просто возьму пример: в Америке, в Европе у религиозных общин есть много госпиталей, и я знаю, что в Америке каждый третий, наверное, госпиталь – это какой-то еврейский госпиталь, еврейский центр. У православных христиан, у мусульман, я уверен, в мире есть очень много того, что было сделано, и жаль не использовать силы врачей. Верующие – они уже… Половина дел уже сделано, потому что они верят, что нужно помочь человеку. Использовать эти возможности и помочь людям – это самый простой подход, и я думаю, что мало, к сожалению, было сделано в этой области. И мы видим, как люди ходят к нам в медицинский центр в уверенности, что мы обеспечим им хорошее лечение, что мы реально думаем о них, заботимся.

И последнее – это вопрос культуры. Как вам очень хорошо известно, мы в ближайшее время планируем открыть музей – музей толерантности. Межнациональные отношения, к сожалению, тоже нуждаются в огромной-огромной работе. То, что у нас есть такой хороший опыт… Все, кто сидит здесь за столом, реально дружат между собой, и я могу говорить, что никогда не было проблем, которые мы не могли бы решать совместно. Я вспоминаю раньше межрелигиозный совет – это реальная платформа, которая очень хорошо сработала. И, может быть, использовать наш опыт, подумать, как идти дальше, как можно объединять людей, как можно объединять народы, может быть, за столом… Возможности бесконечны. И мы готовы участвовать в этом, мы готовы делать всё возможное, потому что мы понимаем, что это самый опасный сегодня вопрос. Если, не дай Бог, какая-то спичка между народами – это уже, к сожалению, не остановить. И эта дружба для нас важнейший вопрос.

Я думаю, что сигнал, который мы сегодня все услышим, это вопрос к нам: я думаю, что люди говорят нам, что нам нужно делать больше. Да, очень много было сделано, – нужно делать намного больше. И снова для нас есть уверенность, что завтра будет лучше, но мы понимаем, что мы не можем просто сидеть спокойно и сами не принимать участия. Поэтому спасибо за эту встречу и спасибо за всё, что Вы делаете. Мы оптимисты.

В. Путин: Благодарю вас.

Дамба Аюшеев - Пандито-хамбо-лама, глава Буддийской традиционной сангхи России: Ваше Святейшество, уважаемый Владимир Владимирович!

Я, пользуясь таким случаем, от буддистов хотел бы поблагодарить Вас за то, что я могу вместе со своими братьями высказать, что думаю, что мы делаем. Но я хочу Вас поблагодарить за то, что… С 2000 года Вы как встали во главе нашей страны, мы, буддисты, почувствовали себя уверенными в себе, нас перестали трогать лишний раз по многим вопросам, потому что остаточные коммунистические идеологи у нас были в республике и в регионах, но когда почувствовали, что пришёл президент, хозяин, они немного присмирели. И нам дали возможность в течение 10 лет, сколько Вы были президентом, и мы буквально за 12 лет подняли все свои храмы – дацаны, восстановили все свои традиции, которые у нас были. Самое главное, когда в государстве порядок, когда власть сильна, руководство уважает, тогда мы, буддисты, чувствуем себя гораздо увереннее. Потому что есть такая, будем говорить, легенда, со времён Будды идущая к нам в основе, когда ученики у Будды спросили: "Что мы будем делать после ухода вас, Будда, наш учитель?" Будда ответил своим ученикам: "Вы будете жить со своим Раджой. Будет государство, будет наша религия, будет в государстве спокойно, и будет наша религия спокойной". И поэтому мы, следуя той традиции Будды, всегда уважаем руководство нашей страны и мы всегда за спокойствие. И то, что Вы нам дали, подарили это спокойствие, и мы воспользовались этим, и хотелось бы, чтобы дальше так было. А 2002 год, Вы знаете, для нас очень прекрасный год был, он войдёт в историю нашего буддизма. Через 200 лет мы, буддисты, будем вспоминать, во времена какого президента России к нам пришла наша святыня, это нам подарок, и я вот за это хочу Вас поблагодарить.

Ну а то, что Вы предлагаете, что мы можем быть партнёрами с государственными чиновниками, я думаю, что это очень хороший наказ нам. Я, приезжая к себе, буду нашим чиновникам говорить, что мы теперь партнёры, оказывается. И будем работать сообща, вместе. Но наша деятельность какого смысла? Мы, например (буддистская религия в этом отношении), вовлечены во всю социальную жизнь нашего народа. Почему? Потому что основа нашего дацана – это всё-таки сельская местность, это глубинка. И мы первые, кто не заинтересован в том, чтобы люди уезжали, покидали свои сёла, улусы, потому что там же и демографический фактор. Если человек живёт в селе, у него детей всегда будет больше, чем в городе. Если человек в селе хорошо живёт, значит, ему не надо уезжать в города, и не будет вынужденной миграции (или как мы называем?), учитывая, что Забайкалье, Бурятия, вот эти наши места.

Люди выезжают в центральные районы. Я вот стараюсь делать всё, чтобы люди не уезжали со своего места жительства. Когда уходят от нас, покидают нашу республику или Забайкалье люди (независимо от вероисповедания, независимо от этого), – это ослабляет нашу позицию, поэтому мы делаем всё, что... Вот в последнее время мы начали восстанавливать наше хозяйство: мы возвращаем наших баранов, образно говоря, мы возвращаем своих коров, мы возвращаем своих коней. Почему? Потому что в своё время, во время коммунистов, привезли из Голландии коров, откуда-то баранов привезли, которые в наших условиях вообще не могли жить. Люди в колхозах работали на них больше, а получали меньше. А сегодня мы создаём хозяйства такого порядка, чтобы скот нас кормил, а не наоборот. И вот таким образом, если жизнь на земле у нас будет лучше, люди не будут уходить. Я говорю своим руководителям, ну нашим чиновникам, что мы даём людям хлеб с горем и грехом пополам. Но дайте, пожалуйста, людям зрелища, чтобы человек, живя в сельской местности, чувствовал себя не ущербным. Поэтому мы для таких мероприятий проводим свои национальные виды спорта (борьба, стрельба из лука, скачки), – это, как бы сказать, под нашим патронажем находится. Мы проводим в год по 30 таких мероприятий. Мы собираем сотни и тысячи людей. Я шучу, что "Единая Россия" так не собирает, как мы там собираем. Они жалуются, правда, но я говорю правду. Мы можем собрать без ничего и выделяем огромные деньги и берёмся за воспитание наших детей с малолетства, со школьной скамьи, с детского сада. Почему? Потому что – например, тот же вид борьба – мы заинтересованы, чтобы люди были здоровыми. А когда мы видим, что человек в 9–10-м классе учится и нет среди них нормального парня, который больше 60 кг весит (независимо – бурят или русский, в сельской местности), я говорю: "Это что такое? Это же вымирание нации, это генофонд". От чего зависит? От питания. У нас 50% питания привозят. У нас кур привозят откуда-то из-за границы, мясо привозят из Бразилии, Австралии, ещё откуда-то. Откуда будут давать нам? На чём будут держаться потенциал моего народа, потенция, возможности и другие качества? И поэтому мы боремся таким образом, что мы должны кушать то, что есть у нас.

Мы должны жить там, где живём, потому что для моего народа другого места нет, Владимир Владимирович. Мы к татарам не приедем, под Рязань не приедем. Мы будем жить там, и Вы не дождётесь нас. Да, мы живём и будем жить. Мы будем делать всё возможное, чтобы эти места – берега Байкала и Забайкалье – были заселены, чтобы люди были, чтобы из космоса видели, что мы живём там. А то один раз увидят с космоса, что людей нет, все выехали за Урал, и тогда это будет наше бедствие. Поэтому, Владимир Владимирович, та поддержка, которую Вы нам предлагаете, это очень мне нравится, например. Я могу сейчас взять на вооружение, завтра сказать своим чиновникам: "Всё, теперь будете работать, как Владимир Владимирович сказал". И думаю, что все деяния, которые мы делаем, Вы можете, Владимир Владимирович… Как бы сказать? Приедете к нам, я Вам лично покажу, что мы делаем, покажу, что мы делаем для народа, потому что мы прекрасно знаем, что, если мы не будем этому народу помогать, то какого чёрта строить дацаны? Кто туда будет ходить ко мне? У меня храмы же не в городах, не в посёлках – у меня храмы в сельской местности.

Если вокруг, например, 10 деревень стояло, если они разъедутся, то как бы мне государство ни помогало, я откуда верующих-то найду? С Китая же я не буду приглашать! Поэтому, исходя из этого все эти проблемы, что дошкольного воспитания, что в военных образованиях и тому подобное у нас, всё это правильно и мы с удовольствием будем это поддерживать. И я ещё раз хочу сказать Вам, Владимир Владимирович, благодарность за то, что Вы нам спокойствие дали. Это дороже даже, чем деньги, чем материальные средства. Вот это спокойствие, которое Вы, будучи президентом, премьер-министром… И люди верили в Вас: сильный лидер – значит, крепкое государство. Если будет так продолжаться у нас, значит, будет спокойствие и мы, буддисты, будем Вас поддерживать, радоваться, что есть человек, который может управлять этим огромным государством. Огромность государства я только понимаю, потому что я прилетаю издалека. Некоторые здесь у нас сидят в Москве, они же не понимают, что Россия очень огромная. Я шесть часов оттуда лечу и пять часов обратно.

В. Путин: Почему именно на Раби? Мы здесь все в Москве сидим.

Д. Аюшеев: Так он не москвич.

Б. Лазар: Я вообще из Биробиджана.

В. Путин: Да, он в Биробиджане ещё бывает. Спасибо вам большое.

Сергей Васильевич, пожалуйста.

Сергей Ряховский - епископ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников): Спасибо огромное! Я очень благодарен святейшему Патриарху за приглашение, Владимир Владимирович, Вам и всем нашим коллегам. Спасибо за те выступления.

Не хочется повторяться, но Ваши предложения, Владимир Владимирович, и вот то, что говорил святейший Патриарх, ложатся просто на сердце. Более того, мы, как вот сказал мой коллега-буддист, мы это уже, вернувшись каждый в свои, так сказать, епархии, будем чиновникам предлагать то, что Вы сказали.

Я согласен со святейшим Патриархом: мы связываем бОльшую часть русской протестантской общественности, евангельских церквей, наше будущее, ну не хочу лукавить, с Вами. Вы знаете, когда в Украине была "оранжевая революция"… Я вспоминаю эти события, когда очень много на Майдан вышло украинских протестантов, я написал специально письмо моим братьям – епископам, пастырям, где сказал о том, что всё это плохо кончится, потому что любая революция первое, что делает, пожирает собственных детей. Тогда реакция была жёсткая по отношению к нам, русским протестантам, но сейчас мы, наверное, самые дорогие гости в протестантских церквях Украины, потому что как бы вот так вот оно случилось с революциями.

Мне хотелось поблагодарить Вас за статьи, Владимир Владимирович, потому что каждая из них… Вот их вышло уже четыре, внимательно изучали, смотрели, и я могу как христианин, как протестант… Вы хорошо знаете протестантский мир, работали на Западе, Вы знаете наши ценности, наши этические принципы и наши трудолюбие, работоспособность, деторождаемость. Это особенность русских протестантов в отличие от западных. Я полностью поддерживаю то, что Вы сказали о демографии. Могу сказать только одно, что здесь на самом деле нужно колоссальный комплекс вопросов решить. И вот то, что святейший Патриарх связал демографию с абортированием нации, те цифры, которые привёл святейший Патриарх, – страшные цифры на самом деле. Я сам из очень большой семьи: у родителей – 10, у меня – шесть. Я, конечно, ещё пока не догнал моего друга Берл Лазара, но мы на пути ещё. Тем не менее я верю, что мы можем возродить нацию, возродить культуру, тот культурный код, о котором говорит святейший постоянно. В наших семьях – протестантских, русских, – огромное количество детей. Есть позитивное отношение власти, пример приведу: 17 детей в Воронеже – мэр города, губернатор помогли построить дом, дали машины. Московская область, где-то под Щербинкой, 13 детей – местная власть относится так: нарожали, вот и сами стройте. Мне кажется, что это недостойно, наверное, человека, который управляет определённым муниципалитетом или городским поселением. Могу сказать, что мы полностью поддерживаем те инициативы, которые предложил Патриарх в этой сфере. Более того, в рамках ХМКК – владыка Илларион сопредседатель, – мы будем, наверное, активно участвовать вместе с Русской православной церковью, потому что понимаем, что там, где Русская православная церковь не работает, там, мягко говоря, делать нечего, потому что они – мощный паровоз. Если они там работают, значит, там будет успех.

Я могу просто попросить Вас вот о чём. Верю, что слово "благосостояние" – то, что прозвучало в Вашем экономическом послании, – оно очень верно подмечено, и без благосостояния нашего народа не будет ни демографии… Я согласен, что потребительство не имеет отношения к благосостоянию. Благосостояние – это комплекс нравственной духовности, высоких принципов, ценностей, который был предложен Русской православной церковью, с которым мы не просто согласились, мы реализуем эти вещи. С Вашего позволения я подготовлю уже прямо, наверное, сегодня-завтра письма к стране (то, что Вы сказали, и то, что сказал Его святейшество), чтобы наши пастыри, служители уже реализовывали, не дожидаясь.

У меня буквально пара-тройка предложений. Владимир Владимирович, у нас есть большой проект. Сначала мы его опробовали в Украине. Примерно из 130 тыс. сирот из детских домов около 80 тыс. за пять лет разобрали христианские семьи. В Украине там другие конфессии, может быть, меньше. Мы начинаем в апреле огромный проект "Россия без сирот". В апреле уже пройдёт учредительный съезд. Мы не связываем это исключительно с нашей христианской конфессией, мы открыты для всех. Мне кажется, вот этот проект… Я опять прошу, Ваше святейшество… Без Русской православной церкви, мягко говоря, просто не получится, поэтому прошу разрешить благословить нам контакты с Вашими помощниками, чтобы нам порешать эти вопросы. Вот Вы сказали о социальном служении церкви, НКО, общественных организаций… Вы знаете, я не так давно написал статью, в октябре в "МК" вышла: не революция, а реформация, преображение общества – это наше убеждение, и вот в данном случае предложенный Вами термин "стабильность" мы расшифровываем не как время застоя (помните, там какие-то времена были), а как динамичное, чёткое продвижение вперёд, и вот этот термин мы тоже взяли на вооружение. Я хочу, чтоб Вы это понимали, что вот в этом есть для нас определённые базовые ценности.

В социальной проблематике у нас возникает ряд проблем. Например, скажем, в Кузбассе, где, к сожалению, построены нами мощнейшие социальные объекты реабилитации наркозависимых, у нас более 500 центров реабилитации нарко- и алкозависимых. Мы вдруг встретили совершенное непонимание: пытаются отобрать то, что мы построили, и так далее. Мы не можем понять, то ли не слышат они премьер-министра, то ли не слышат высшее руководство страны, то ли играют свою игру, непонятно, то ли это чёрное рейдерство по-прежнему ещё имеет место. Это не только по отношению к нашей конфессии. Вопрос строительства, получения земли – огромное спасибо, что возвращается всё, это огромная заслуга в Вашем правлении была. Но вот мы получаем где-то землю, выигрываем тендер, потом смотрим – уже перепродали на торгово-развлекательный комплекс. Я понимаю, что там больше заплатили. Тогда нам говорят – на окраине. Ну как, я понимаю, что для буддистов это нормально в сельской местности, но мы – городская конфессия в большей степени, наверное. Поэтому, с Вашего позволения, я потом, может быть, подготовлю письма Вам как кандидату в президенты, чтобы показать, что, наверное, могли бы сделать больше, ещё больше, если бы была смена парадигмы, нравственной парадигмы. То, о чём не устают говорить святейшие, – парадигма семейных ценностей, потому что и воспитание, и образование, да, школы, институты, преподавание – всё это важно, но всё начинается в семье. Я лично это всё воспринял в семье исключительно, и, наверное, мы можем сделать намного больше.

И последнее. Вы упомянули о том, чтобы церковь могла работать и с ФСКН, и с ФСИН, и с ФМС – стараемся. Мы открываем сами различные центры и по иммигрантам, и по разной тематике, чтобы показать людям, которые приезжают в нашу страну на длительное время, нашу культуру, наши традиции, нашу веру, наши обычаи. Но с другой стороны, у нас почти миллион людей находится в местах лишения свободы, они нуждаются в ресоциализации. У нас сейчас появился большой проект, Ваши сторонники его поддержали, и в рамках Общероссийского народного фронта мы нашли понимание, есть поддержка, мы уже передали туда все документы, он называется "Тюрьма или воля. Письмо отца". Это очень сильный проект. С Вашего позволения, Ваше святейшество, мы хотим тоже на Ваше имя это написать. Владимир Владимирович, это проект шикарный. Почему? Это ресоциализация, скажем, и, может быть… Каким словом сказать, я не знаю?.. Наверное, некая, скажем, подростковая преступность… Потому что подростки дают потом большую преступность, именно для них вот этот большой-большой проект. Потому что мы понимаем, что можно строить и центры, и это все делают, мы тоже уже в ряде субъектов Федерации это всё сделали (за свои деньги, естественно), потому что мы понимаем, что если не будет рецидивов среди подростков, среди молодёжи, то мы сохраним будущее, потому что в России и так тюрьма, сума и прочее. Мне кажется, что это должен быть основной удар сегодня – наше будущее, молодёжь, следующее поколение. Поэтому мы – с Вами, мы поддерживаем. Если что-то будет возникать, с Вашего позволения будем писать Вам письма. Огромное спасибо за Министерство обороны, Владимир Владимирович. На прежней нашей встрече я Вам написал письмо: Вы сломили министра обороны, он несколько лет сопротивлялся.

В. Путин: Он добровольно это сделал.

С. Ряховский: Добровольно сломили. Он передал всё, что… Мы там уже 16 лет находимся…

В. Путин: Нет, он сделал добровольно.

С. Ряховский: Но написал "На пять лет". Когда Вы станете президентом, я попрошу, чтоб этот срок увеличили. Спасибо.

В. Путин: Спасибо большое. Вы говорили о стабильности, но мне кажется очень странным, что противопоставляют стабильность развитию. Кто-то противопоставляет. Потому что без стабильности не может быть развития: хаос не способствует развитию – он мешает развитию. Стабильность – безусловное и необходимое условие для развития. Стабильности недостаточно для развития, но это необходимое условие для развития.

Что касается вашей работы по поддержке тех, кто хочет избавиться от наркозависимости, поддержке людей, которые находятся в местах лишения свободы, то это очень важное направление для всех организаций религиозных и, конечно, для вашей тоже. Безусловно, будем поддерживать, я уже об этом говорил.

С. Ряховский: Спасибо.

В. Путин: В советское время был известный лозунг, во всех местах лишения свободы он был начертан на плакатах: "На волю с чистой совестью". Для того, чтобы выйти на волю с чистой совестью, совесть надо иметь. А без поддержки (сегодня во всяком случае) религиозных организаций обрести базовые морально-этические ценности очень сложно самому человеку. Очень сложно. И поэтому так востребовано ваше присутствие в местах лишения свободы. Статистика об этом говорит: люди сами хотят. Хотят, они ждут этой поддержки! И, кстати говоря, здесь так же, как в некоторых других сферах деятельности, поддержка религиозных организаций незаменима. Вот что бы ни говорили, как бы государство ни хотело себя показать с лучшей стороны, всё-таки в данном случае государство выступает как инструмент принуждения, кары, наказания. Государство противостоит гражданину, а церковь, религиозные организации в этом процессе наказания не участвуют, они только помогают, поддерживают человека, причём поддерживают как жертву преступления, так и тех, кто совершил преступления. И в этом смысле их значение, возможности несопоставимы ни с чем. Так, пожалуйста, уважаемые друзья.

И. Файзов - муфтий, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан: Ваше Святейшество! Уважаемый Владимир Владимирович! Спасибо, что пригласили сюда, очень хороший разговор, тут собрались, можно сказать, великие мужи, то есть представители всех конфессий, которые действительно жаждут патриотизма от своего руководителя, потому что если в стране будет руководитель-патриот, то каждый гражданин общества по цепочке тоже будет патриотом. Если этого не будет, если люди увидят, что их руководители, будь то руководители конфессий, будь-то какой-нибудь простой руководитель где-то в маленькой организации, не патриоты, то и простые люди не будут патриотами.

Насчёт стабильности я хочу, к слову сказать, что сегодня религия развивается очень быстрыми темпами. Мы видим, что ислам очень сильно развивается. И здесь я бы попросил обратить внимание на то, что это не должно быть хаотичное развитие религии, это должно быть управляемое развитие. Если это будет хаотичное развитие религии, я просто хочу обратить ваше внимание на то, что было 100 лет тому назад – лжедемократия, то есть хаос, который привёл в конце концов к тому, что мы пережили, что пережила наша страна. И наконец-то, слава Всевышнему, мы благодаря общим усилиям и благодаря прежде всего Вам сейчас спокойно живём, живём и радуемся и чувствуем себя действительно полноправными гражданами. Не надо, наверное, возвращаться к тому, что один раз уже Россия пережила. Может быть, в начале каждого века (будь то 1800-й, будь то 1700-й, 1600-й), в начале каждого века был какой-то хаос, сумятица или приближение к этому хаосу. По-моему, уже всё-таки нужно как-то сконсолидироваться и учитывать то, что тогда было. И самое-то основное: чтобы сохранить стабильность, нужно обратить внимание, чтобы это не было хаотичным развитием любой религиозной конфессии – то, что привело, как сказал шейх Равиль Гайнутдин, к этому в Ливии, то, что у нас сейчас творится в Египте и Тунисе. Но мы как мусульмане этого не хотим, мы боимся этого – этого хаотичного развития религий, и я думаю, что мы… Я представляю Татарстан, мусульман Татарстана, наши мусульмане – только за Вас. При каждой встрече (мы каждый день встречаемся с народом) мы ждём, что будет действительно тот человек в Вашем лице, который нас объединит, и страна действительно воспитает патриотов и будет цвести.

В. Путин: Спасибо большое, благодарю вас, уже дважды здесь вспомнили события, происходившие и происходящие до сих пор в некоторых арабских странах, на Ближнем Востоке. Я в первый раз отмолчался, сейчас всё-таки выскажусь по этому поводу. Мы должны, безусловно, дать возможность народам этих стран самостоятельно решать свою судьбу. И наша задача – помочь им это сделать без всякого внешнего вмешательства. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, какого качества был режим в Ливии, и много об этом говорили. Но сегодня почему-то никто не показывает и не рассказывает, что происходит в городе Сирт и других городах, которые поддерживали бывшего руководителя Ливии Каддафи, а там же происходят страшные преступления! Вот об этом никто не говорит, как-то забыли почему-то. Потому что это ужасные последствия внешнего вмешательства, прежде всего вооружённого. То же самое касается и Сирии. Мы, конечно, осуждаем каждое насилие, с какой бы стороны это насилие ни исходило. Но нельзя вести себя, как слон в посудной лавке. Нужно дать людям самостоятельно решить свою судьбу, помогать, подсказывать, где-то ограничивать в чём-то, например, в том, чтобы противоборствующие стороны имели возможности применять оружие и так далее, но не вмешиваться ни в коем случае. В предыдущее десятилетие, к сожалению, в мире культ насилия выходит на первый план в международных делах, вот это не может не беспокоить. И мне очень приятно, что вы сами обращаете на это внимание, и во всяком случае мы ничего не должны допустить подобного в нашей стране.

Фото: С. Власов Встреча председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России

Иларион - митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата: Уважаемый Владимир Владимирович, я хотел бы две темы затронуть. Прежде всего хотел бы поблагодарить Вас за то внимание, которое Вы оказываете нашим соотечественникам как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и к приходам Русской православной церкви за рубежом, которые являются не просто центрами, где совершаются богослужения, но и прежде всего местами встречи соотечественников, а также людей, принадлежащих к разным народам, поскольку Русская церковь является многонациональной церковью, объединяет разные народы, объединяет людей, говорящих на разных языках. Я имел честь, будучи епископом в Вене и Будапеште, в обоих этих городах, принимать Вас в наших храмах. И я помню, что когда Вы приехали в Будапешт, этого пункта не было в Вашей программе, а наш приход тогда был в трудном положении, потому что Константинопольский патриархат инициировал судебный процесс, люди были напуганы, деморализованы и боялись, что потеряют свой храм. И вот я Вам об этом сказал. И Вы сказали: "Я к Вам приду через час". И через час Вы были у нас в храме и, конечно, это было огромной поддержкой для народа.

Сегодня одной из основных задач нашей церкви является то, что святейший Патриарх называет "собиранием Святой Руси". И неслучайно святейший Патриарх столько внимания уделяет поездкам в Украину и другие страны ближнего зарубежья. Вы со своей стороны очень много делаете для того, чтобы центробежные силы на постсоветском пространстве сменились центростремительными силами, чтобы возрос и укрепился авторитет России. И конечно, мы понимаем, что чем сильнее будет Россия, тем она будет привлекательнее для своих соседей, и мы с особой радостью воспринимаем любые успехи в деле сближения России со странами ближнего зарубежья и надеемся, что вот это будет одним из основных векторов внешней политики при Вашем президентстве.

И хотел бы ещё сказать о той теме, которая уже отчасти прозвучала, – о положении на Ближнем Востоке и в других странах, там, где проживает христианское меньшинство. И вот мы видим на примере Ирака, Египта, тех стран, где при помощи внешней силы был свергнут существовавший там режим, что положение христиан в этих странах резко и катастрофически ухудшилось. При Саддаме Хусейне в Ираке проживало 1,5 млн христиан, сейчас их осталось около 150 тыс. В Египте мы слышим о нападениях на христианские храмы, пожарах, поджогах. Есть такая статистика, что каждые пять минут в мире погибает христианин за веру, и это прежде всего касается стран ближнего Востока, это опять же Египет, Ирак, Пакистан, Афганистан, сейчас в Индии складывается тяжёлая ситуация. Христиан убивают, христианских женщин насилуют, христианские храмы сжигают, и происходит массовый исход христиан из тех земель, где они на протяжении веков существовали мирно и гармонично с мусульманами и представителями других религий. Мне хотелось бы пожелать, чтобы при Вашем президентстве одним из направлений нашей российской внешней политики была систематическая защита христиан, проживающих в тех землях, где они сейчас подвергаются гонениям. Сильная Россия – это та Россия, которая защищает христианские меньшинства в этих странах, в том числе требуя гарантий соблюдения их прав в обмен на политическую поддержку или экономическую помощь. Спасибо.

В. Путин: Спасибо большое. Не сомневайтесь, что так оно и будет. Сомнений никаких нет. В этой связи хотел бы сказать, что другим важным направлением решения этой острой проблемы, с которой мы сталкиваемся в различных регионах мира, является продолжение работы между конфессиями на международной арене. И это, конечно, не в последнюю, а, может быть, даже в первую очередь касается ближайших наших соседей. Мы знаем, какие добрые отношения, скажем, у представителей мусульманского духовенства в Азербайджане сложились со святейшим Патриархом. Личные, просто дружеские отношения. И с Алексием были хорошие, и с действующим Патриархом замечательные. Влияние местных, скажем, мусульманских авторитетов на людей, на мусульман, воспитание людей в соответствующем духе имеет первостепенное значение. И в этой связи мы тоже с вами должны объединять усилия как внутри страны, так и на международной арене. Если мы будем так консолидировано работать, безусловно, нас ждёт успех. Пожалуйста.

М. Рахимов - муфтий, председатель Российской ассоциации исламского согласия, председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Патриарх, дорогие коллеги! Для нас, мусульман, самые важные сейчас две вещи. Первое – это мощное государство, второе – это сильный президент. Остальное всё приложится.

В. Путин: Спасибо большое. Прошу вас.

В. Столяр - старший пастор, вице-президент Евро-Азиатского отделения Церкви христиан-адвентистов седьмого дня: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Патриарх. Я хочу поблагодарить за встречу с основными лидерами религиозных организаций, а также с представителями не самых больших религиозных организаций.

Я представляю Церковь христиан-адвентистов седьмого дня. В совете при президенте больше 10 лет я представляю нашу церковь и хочу сказать, что с тех пор, Владимир Владимирович, с 2000 года, когда мы познакомились с Вами, я всё больше и больше наблюдаю, как Россия становится сильным, влиятельным, действительно большим, с большой буквы, великим государством. Она получает признание во всем мире. И истинное величие государства заключается в том, что оно признаёт основные культурные ценности, особую роль Русской православной церкви и других религий, которые образуют российское государство. Мы это очень высоко ценим, и я могу подписаться под всем, что было сказано предыдущими ораторами и Патриархом Кириллом. Но истинное величие заключается также и в том, как оно относится к меньшим братьям своим: к детям, старикам и к другим религиям, потому что Россия многонациональная, многоконфессиональная страна. К другим религиям, которые соблюдают закон, которые уважают культурные ценности, традиции Российской Федерации, любят Россию и всё делают для созидания и процветания этой страны. Именно об этом мы говорим нашим прихожанам, и уже более 150 лет наша церковь находит нишу в служении этому обществу. Именно поэтому, я думаю, я могу, как представитель не самой большой религиозной организации, представлять в совете при президенте эту религиозную организацию.

Я при этом говорю моим друзьям на пространстве бывшего Советского Союза: здесь, в Москве, находится центр. Распался Советский Союз, но мы сохранили центр в Москве, который осуществляет деятельность на пространстве бывшего Советского Союза. Встречаясь с представителями международных религиозных организаций, с лидерами наших религиозных организаций в США, Европе, я говорю об этом: мы благодарим Бога за свободу, которую мы имеем. Я мог бы очень много примеров привести, но вот один из них - не могу не сказать. Владимир Владимирович, я вернулся совсем недавно из Санкт-Петербурга. Мои единоверцы из Санкт-Петербурга напомнили мне: "Василий Дмитриевич, мы молимся о России и молимся о Владимире Владимировиче Путине, потому что мы помним, когда он работал в администрации вместе с господином Собчаком, он собственноручно поставил подпись за выделение земли для строительства храма, социального центра и благотворительной столовой". Я сейчас хочу, Владимир Владимирович, поблагодарить Вас за это, потому что там стоят красивый храм, социальный центр и благотворительная столовая, и единоверцы наши из Санкт-Петербурга благодарят Вас за это.

Мы верим, что Россия будет ещё более великим государством, если мы будем учить наших единоверцев соблюдать закон, шесть дней работать, как говорит заповедь Господня. Мы, кстати, вместе с иудеями проводим в субботу богослужения. Для чего? Для того, чтобы шесть дней работать. Человек приходит на встречу с Богом, он получает новое вдохновение и силы для того, чтобы шесть дней работать. Если мы все будем честно работать, если мы все будем соблюдать закон и уважать традиции и культуру страны, в которой мы живём, мы имеем великое будущее. Хочу Вас поблагодарить за то, что Вы обеспечиваете это настоящее, и мы связываем с Вами великое будущее. Мы молимся, потому что мы верим, что всякая власть – от Бога. Да благословит Вас Господь. Спасибо Вам большое!

В. Путин: Спасибо большое. Ну, Петербург вообще очень терпимый город, очень толерантный, и там испокон веков, прямо при создании его основателем этого города, представители многих конфессий жили в мире и дружбе, и если вы обратили внимание, там и в историческом центре очень много религиозных учреждений самого разного направления. Пожалуйста.

Священник Игорь Ковалевский - генеральный секретарь Конференции католических епископов России: Позвольте, Ваше святейшество, уважаемый Владимир Владимирович! Позвольте от другой немногочисленной конфессии Вас поприветствовать – от католической общины в России.

Мы – община немногочисленная на территории Российской Федерации, однако традиционная. Так сложились исторические судьбы нашей Родины, что на её территории ещё в царские времена проживали народы, традиционно исповедующие католичество. Большинство наших прихожан, несмотря на все свои корни, тем не менее, являются гражданами Российской Федерации, их родной язык – русский, они молятся по-русски, думают по-русски и являются патриотами России. И для нас очень важно укрепление авторитета нашей Родины.

Надо сказать, что государственно-церковные отношения в последнее время имеют стабильный характер, мы этим очень удовлетворены. Владимир Владимирович, Вы наверняка знаете, что Российская Федерация и Святой Престол Ватикана имеют общую позицию по многим международным вопросам, социально значимым (некоторые из них здесь уже затрагивались), даже в отличие от стран Западной Европы или США. Святой Престол остро реагировал на некоторые вещи, связанные, например, с авантюрой в Ираке. Для нас очень важно укрепление авторитета религиозных объединений, прежде всего религиозных объединений, которые представляют здесь большинство: Русской православной церкви в первую очередь – как наиболее близкой нам конфессии и по вероучению, и по духу, и по культуре, но и как государствообразующей конфессии, что ни для кого секретом не является, и мы это можем с чистой совестью говорить.

Те вопросы, которые Вы затронули, как раз именно по ним католическая церковь ещё в царские времена активно участвовала в жизни общества. Это и проблемы образования, воспитания, и проблемы благотворительного служения. Хотелось бы, чтобы государство реально стимулировало и создавало реальные механизмы поощрения благотворительной деятельности религиозных организаций и в дальнейшем, а также реально поощряло образовательную и просветительскую деятельность религиозных организаций. Здесь были приведены цифры, говорящие о том, что даже страны, в которых церковь строго отделена от государства, тем не менее получают государственную поддержку в области благотворительности, также и в области образовательной деятельности. Конечно, нам, как и любой другой конфессии, приходится сталкиваться с нашими российскими проблемами – коррупцией, бюрократией, запутанностью законодательства, разным интерпретированием законов в разных субъектах Федерации. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что нелегко управлять столь большой страной.

Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что восстановление исторической справедливости, на которое пошло российское государство по отношению к религиозным объединениям, не должно привести к ещё большему злу и беспорядку, чем то зло, которое когда-то было совершено. И поэтому вспоминаем эти лихие 90-е годы как то время, в котором совершались многие, пусть даже с точки зрения морали неверные и абсолютно аморальные поступки, но тем не менее в которых следует некое статус-кво уже сохранить. В частности, приватизация некоторых сакральных объектов, например, нашего католического храма Петра и Павла в Москве. Мы прекрасно отдаем себе отчёт в том, что мы не изменим ситуацию, поскольку не желаем вводить беспорядок в наш устрой. Реституция не должна приводить к ещё большему беспорядку, чем то зло, которое необходимо исправить. Позволю себе, конечно, это напомнить. Мы, конечно, тоже понимаем, что, с одной стороны, мы движемся в русле демократических преобразований, но ещё античные философы прекрасно напоминали и отдавали отчёт о том, что у демократии есть такое очень важное, серьёзное искушение, а именно – превратиться в охлократию. Среди наших прихожан есть люди разных политических убеждений, однако никто не заинтересован в том, чтобы в нашей стране была охлократия, то есть власть сиюминутных интересов толпы, ибо это путь в никуда. Для нас важно, чтобы была истинная демократия, власть демоса, народа. И это мы всей душой желаем и будущему Президенту РФ, и Правительству, и всем властям. Благодарю.

В. Путин: Как у вас храм в Питере? Вы сейчас про Питер говорили…

И. Ковалевский: На Невском проспекте. Да, Святой Екатерины. И также были задействованы проектные средства на реставрацию этого храма, в том числе и католического храма. Разные конфессии участвовали в этом проекте. Мы за это тоже благодарим.

В. Путин: Слава Богу. Я помню один из разговоров, который у нас был со святейшим Патриархом не так давно. Я думаю, что Вы на меня не рассердитесь... Я ведь знаю, и все мы знаем: непростые отношения между Русской православной церковью и Престолом – исторически, особенно в те же самые 90-е годы, особенно связанные с Украиной, когда вокруг католической церкви начались всякие движения и, прямо скажем, нападки. Мы с глазу на глаз разговаривали, мне было неожиданно несколько, что внутренне святейший Патриарх встал на вашу защиту и сказал: конечно, там много проблем, они присущи всему обществу, и католической церкви в частности, но то, что я вот вижу (он мне сказал), это выглядит как целенаправленная атака на наши общие духовные ценности.

Патриарх Кирилл: Так было, да.

В. Путин: Да.

Патриарх Кирилл: Речь шла о трудностях, которые переживает сегодня в мире католическая церковь.

В. Путин: И это вселяет уверенность в том, что то, что нас объединяет, – это гораздо больше, чем проблемы, которые возникают. Прошу вас.

Езрас - епископ Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви: Ваше святейшество, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники собрания! Прежде всего позвольте поблагодарить за предоставленную возможность на таком высоком уровне поделиться с вами мыслями и соображениями о нашей действительности. Поддерживая и разделяя мнение, высказанное нашими коллегами, хочу отметить, что Российская Федерация – это уникальное государственное образование, где мирно живут и созидают представители сотен народов, представители различных религиозных конфессий, связанные едиными идеалами и целями во имя будущего своего Отечества. Как ни старались центробежные силы исказить наше стремление к этому будущему, нашу любовь к Отечеству, как ни стремились развязать междоусобицы и рознь, причинившие нам много горя и боли, однако последние 15 лет наглядно показали всю их несостоятельность. И сегодня в ответственное для нас всех время я как глава Российской епархии Армянской апостольской церкви от имени миллионов наших прихожан выражаю полное доверие курсу руководства Российской Федерации, которое в непростых внешних и внутренних условиях продолжает поднимать страну.

Россия – наше Отечество. Россия и Армения – едины. Взаимовлияние двух стран несомненно, а наши взаимоотношения развиваются в духе братства, братского единства. Уникальным символом этого духовного единства и веками скреплённого братства станет храмовый комплекс нашей епархии, который мы строим в Москве, ощущая постоянную заботу и поддержку российского руководства. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство обновленной Российской Федерации и лично Вас, Владимир Владимирович, за создание условий духовного возрождения страны, успешное развитие деятельности нашей епархии, которая распростёрта от Калининграда до Владивостока. Хочу также выразить сердечную благодарность Его Святейшеству Патриарху Кириллу, чьи усилия во многом способствуют укреплению не только межцерковных, но и гуманитарных отношений между народами и странами. Это очень важно сегодня для всего человечества.

В России самая многочисленная армянская диаспора в мире. Это говорит о том, что армяне Россию воспринимают как родину равнозначную своей исторической родине. Дела российских армян, дела их дедов и предков свидетельствуют о том, что они никогда не были сторонними наблюдателями российской действительности. Вместе со всеми независимо от национальности и конфессиональной принадлежности они как верные сыновья и достойные граждане России плечом к плечу ковали сильную страну и берегли её святыни. Они прекрасно понимали, что в единстве слабые сильнее, а в разобщённости сильные слабее. Отвергая любые проявления эгоизма, когда дело касалось судеб Отечества, они объединили свои усилия, руководствуясь и поныне актуальным и созвучным нашей действительности заветом святых отцов нашей церкви: единство – в главном, свобода – во второстепенном, и во всём – любовь.

Строя Россию, укрепляя её, они всегда побеждали именно благодаря своему единству. Невозможно говорить о любви к Отечеству и в то же время, продвигая собственные корыстные интересы, разрушать единство и стабильность страны. Есть исторические периоды, когда эгоизм превращается в синоним зла. Любовь к Родине исключает зло. Родина дана Богом, в котором нет зла.

В завершение хочу озвучить ещё одну мудрость, охватывающую в себе все Вами сказанные и предложенные направления воспитания, социальной деятельности. Сказано: "Посеешь случай, пожнёшь привычки. Посеешь привычки, пожнёшь характер. Посеешь характер, пожнёшь судьбу". Я желаю, чтобы случаи, которые станут привычками, характерами, были благословлёнными, достойными нашей Родины. Спасибо Вам.

В. Путин: Спасибо большое.

Фото: С. Власов Встреча председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России

В.Р. Легойда - председатель Синодального информационного отдела РПЦ МП: Ваше святейшество! Уважаемый Владимир Владимирович! Прежде всего большое спасибо за формат конкретики, который сегодня предложен. Владимир Владимирович, Вы говорили сегодня о телевидении, и святейший Патриарх обратил внимание на проект создания общественного телевидения. Совершенно очевидно, что очень многое зависит от того, какова будет концепция этого общественного телевидения. И Русской православной церкви, и, уверен, другим присутствующим здесь религиозным традициям есть что предложить и в интеллектуальном плане, и в творческом на профессиональном языке. Очевидно, эта концепция будет создаваться, может быть, уже создается. Как Вы смотрите на то, чтобы наш голос был услышан и мы приняли участие в подготовке? Это не значит, что надо принимать все наши предложения, но чтобы было принято участие, исходя из всего того, что сегодня говорилось о роли религии в России?

В. Путин: Исключительно положительно. Я сегодня вам привёл цифры статистики. 70 % с лишним граждан вообще выступают за религиозный канал, поэтому участие религиозных организаций, и прежде всего Русской православной церкви, в создании общественного телевидения абсолютно востребовано, конечно.

Протоиерей Всеволод Чаплин - председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата: Ваше святейшество! Достоуважаемый Владимир Владимирович! Сегодня очень повышается взаимосвязанность общественных процессов и религиозной жизни. Есть такой американский социолог, великий, как я считаю, социолог Питер Бергер, уже пожилой человек. Мы с ним много спорили в своё время. Он вплоть до 1990-х годов говорил, что роль религии в обществе стремится к нулю, а потом, будучи достаточно пожилым человеком, пересмотрел свою позицию, что является смелостью для учёного.

8 февраля  2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России.