Суррогатная цитадель добра

 

Комментируя новость о рождении двойни от замороженных яйцеклеток Пугачевой и Галкина, точнее – о покупке звездной парой младенцев у суррогатной матери, «использованной в качестве инкубатора» — Русская Православная Церковь (в лице протодиакона Андрея Кураева) решила выступить в защиту «традиционного» биологического материнства. Поразительно, что именно на таких вот сюжетах из «ток-шоу» и раскрывается глубинная двойственность института Церкви, который никак не может решить – в каком именно качестве себя позиционировать: то ли как Обитель Зла, карающую за грехи, то ли как Цитадель Добра.

О. Андрей напомнил всем нам об эмоциональной стороне вопроса, о чувствах вынашивающей матери, «когда по ходу беременности в ней реально просыпаются материнские чувства и она ведет диалог с малышом, которого носит в себе». Мы уже привыкли к тому, что именно целибатные священнослужители публично трактуют тонкости зачатия и психофизиологические аспекты вынашивания плода, хотя, признаться, неубедительность такого рода описаний всякий раз бросается в глаза тем, кто соответствующий опыт имеет…

Однако, протодиакон идет дальше: от лица самой Церкви он в очередной раз предпринимает попытку автотроллинга, провоцируя Патриарха на патриаршие меры. О. Андрей убежден, что со своей стороны РПЦ должна отказаться крестить этих суррогатных младенцев, появившихся "в результате греха". А. Кураев надеется, что все московские священники следят за новостями и не пропустят тот момент, когда Пугачева и Галкин придут к ним с просьбой окрестить младенцев: "Если пара с огромным возрастным разрывом (а часто такие пары — лишь прикрытие гомосексуальности одного из супругов), приобретшая через "суррогатное материнство" дитя, придет вдруг его крестить, я считаю, что такое недопустимо.... Эти очень неприятные истории часто прикрывают гомосексуальные шашни наших эстрадных "звезд". Обычно "суррогатных детей" берут гомосексуальные пары, а среди "звездюков" нашей эстрады такая парность часто в порядке вещей. ...Если же их суррогатные дети будут легко крещены, это будет означать, что они встретились с очередным бессовестным священником, который крайне небрежно относится к исполнению своего пастырского долга. И на мой взгляд, на это должна будет последовать реакция Патриарха"

Прежде всего интересна техническая сторона вопроса: как отследить и предупредить акт «бессовестного батюшки»? Поставить камеры на всех московских храмах? Уже стоят, я полагаю. Спустить сверху резолюцию? Это обычная практика, но где гарантии исполнения? Неужели упомянутый недобросовестный пастырь не найдет способа обойти патриаршью резолюцию без потерей для своей репутации? Московские батюшки, следящие за новостями, имеют богатый опыт такого рода симуляции – по сути, этому их научил весь период патриаршествования нынешнего предстоятеля.

Остается посоветовать Алле Борисовне специально подготовленного "отца N" – он, мол, поддерживает гомосексуальные пары и потому не откажет — а там-то и взять всех с поличным! Это наиболее разумный сценарий – если говорить о московском регионе. Потому как опять же есть риск, что «звездюки» заедут со своим греховным желанием окрестить двойняшек в какое-нибудь захолустье, где патриаршие валидаторы, давно не знавшие модернизации оборудования, просто не отождествят их…

Вобщем, технически исполнение предания проблематично. Однако, и "догматически" все непросто.

Протодиакон неслучайно оговаривает, что догматическими аргументами в данном вопросе Церковь не располагает – только эмоционально-психологическими. Действительно, древняя традиция Церкви, на которой – как подразумевается — основывается легитимация гомофобии, не знала сентиментальности протодиакона. Чувства плодоносящей, роженицы – да и вообще империя чувств, возникающая в Европе в начале XVIII-го столетия, лежащая в основании современного «эмоционального капитализма» и бизнеса на «традиционных семейных ценностях», в котором ведущие позиции занимают активы РПЦ – совершенно неведомы архаическому, средневековому, традиционному миру.

Более того: с догматической точки зрения – и у св. отцов мы найдем множество подтверждений последнему – предпочтительной является именно «суррогатная» модель. Само по себе рождение ребенка – сколько бы их ни было и какие бы страдания ни перенесла роженица и кормилица — также не является в рамках церковного предания какой-то особой заслугой. Несомненной материнской добродетелью выступает лишь воспитание последнего в духе истинной веры – и, прежде всего, разумеется, крещение в православие.

Выношенное дитя по традиции нередко в младенчестве передавалось на воспитание в храм, в монастырь – и никто не был озабочен чувствами биологической матери и разрывом эмоциональной связи с ребенком. Этой проблемы просто не существовало – как и не было соответствующего «словаря» – он будет создан лишь французскими «воспитателями чувств» тысячелетие спустя.

В свое время светлой памяти о. Димитрий Познанский – сам отец четверых детей — не раз указывал в публичных диспутах многодетных и «чайлдфри», что сама по себе многодетность и материнство как таковое, с православной точки зрения, не являются добродетелью. Если им не сопутствует воспитание детей в православной традиции.

Но именно в этом – в возможности воспитать Гарри и Лизу в духе святого православия – начиная со святого Крещения – и хочет теперь отказать Пугачевой РПЦ. Как, впрочем, и многим родителям, не прошедшим должным образом катехизацию, введенную Патриархом Кириллом – что в разы сократило число крещений в православных храмах.

Хотя – напомним – именно в виду «воспитания детей в христианском благочестии» приняла в 2007-м году из рук митрополита Кирилла патриарший Знак материнства I степени "за чадолюбие и жертвенное материнское служение" экс-супруга Абрамовича. (Ирина Абрамович – мать пятерых детей, чьим главным увлечением, по ее собственному признанию, является шоппинг – в тот момент была плотно задействована в бракоразводном процессе и всех сопутствующих финансовых манипуляциях.)

При известной фантазии даже историю рождества и сыновства Господа нашего Иисуса Христа гораздо проще представить в рамках «суррогатной» риторики, чем как традиционное «биологическое родство». В известном смысле Богородица также «была использована в качестве инкубатора», после чего фактически была лишена и «эмоциональной связи с сыном», и «материнских прав» и – в конце концов – самого Сына. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Мф.12.46-50)

Есть лишь два пути, способные избавить от этого ложного сознания – когда семейные ценности, выработанные буржуа и протестантским предпринимателем Нового времени – выдаются за «православные семейные нормы», «традиционные морально-нравственные ценности», «закон самой природы», «естественный биологический порядок», «божественные устои бытия» и т.д. (Заметим, что в своих оценках представители Церкви не задумываясь употребляют эти словосочетания как синонимы).

Первый был безапелляционно озвучен В.В. Розановым: «Родила – значит оправдана!»

Непонятно, каким образом о. Димитрий Смирнов, вчера еще призывавший лишить родительских прав молодых матерей из «Pussy Riot» (не приобретавших своих детей, но в муках рожавших – как и заповедано Господом) — сегодня обвиняет А. Пугачеву в «нарушении Божественного закона» — в отлучении младенца от родившей его?!

Медийная раскрутка Пугачевой и Галкина – мол, как хорошо, что талантливые люди вложили свои правильные гены в будущее нашей страны! – и в самом деле непристойна. Но гораздо раньше прозвучали непристойные и не менее геббельсовские заявления Дм. Смирнова о том, что детям Н. Толоконниковой и М. Алехиной «полезно будет остаться без таких матерей». Придется вернуть назад заявления священников, что Алехина и Толоконникова не достойны воспитывать своих детей, хоть они их и родили. Потому как раз родили – выносили, выкормили – значит, неприкосновенны! И никого не должно волновать, как именно они воспитывают своих детей: почему сын М. Алехиной совмещает обучение в воскресной школе с участием в экологических протестах, организованных его матерью, и чем именно занималась Н. Толоконникова с «ребенком под сердцем», какие «диалоги» при этом она вела с будущей дочерью, поддерживая «эмоциональную связь» с ней. Родили – значит благословенны. Иной путь ведет к побиванию младенцев и матерей, о чем и предупреждал Розанов.


Другой путь – отбросить эмоционально-психологические причуды европейских просветителей, не имеющих никакого отношения к православной догматике и преданию – и стать, наконец,"традиционной Церковью". Принциальной, автономной, готовой, подобно русскому Ватикану, всерьез бороться с греховными "звездюками", отстаивая "божественный биологический Закон". В этом случае имеет смысл расстаться с "психологическими аргументами" и ощупать все вручную — чем не брезговали исторические предшественники-экзекуторы из далекого прошлого «Церкви – сестры». РПЦ должна запустить инквизицию. Необходимо точно установить как факты биологического родства, так и факты сохранности девства, гермафродитизма и проч. Инквизиторы были более последовательны в отстаивании прав биологических отцов и матерей, чем современные батюшки, руководствующиеся документами и сомнительной катехизацией приходящих к ним родителей с детьми. Кто может подтвердить, что мать, приносящая ребенка в храм для совершения Крещения и располагающая исправными документами на него — рожала его на самом деле, а не приобрела у «инкубаторши»?

Во избежание пропаганды сомнительных семейных и нравственных ценностей необходимо пальпировать паству – и политические элиты, и «звездюков», и самих себя — из принципа.

Ведь худшим этическим уроком является тот, который ревностно преподается не исполняющими его. И никогда никакие морально-нравственные нормы не «устанавливаются» теми, кто защищает их, а не воспроизводит.

Интересно, каким же будет «ответ Патриарха», на который рассчитывает А. Кураев? Розановским или инквизиторским?

 

http://www.pravaya.ru