Священники РПЦ рассказали о сущности и традициях празднования Богоявления



«Отрадно, что люди все больше интересуются содержанием праздника Крещения, а не только внешней его стороной», — такими наблюдениями поделился с журналистами заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Георгий Рощин. На пресс-конференции в Издательском доме «Комсомольская правда», которая состоялась 18 января, в Крещенский сочельник, он, а также протоиерей Игорь Фомин, обращаясь к журналистам светских изданий, подробно рассказали о сущности, происхождении и традициях празднования Богоявления.

О. Георгий обратился к «смысловым аллюзиям с древней практикой», пояснив, что в дохристианские времена покупающий раба господин ритуально омывал его и нарекал новым именем. «Церковь наполнила эту традицию новым смыслом: через таинство Крещения она вводит человека в новую жизнь, человек обретает святое имя и становится принадлежащим Богу».

О. Игорь напомнил евангельский рассказ о том, как Иисус из Назарета вместе с другими иудеями пришел на Иордан, чтобы принять омовение от Иоанна Крестителя. По словам священника, люди, которые тогда проделали неблизкий и опасный путь от Иерусалима до Иордана, «шли не за утешением, а за исправлением жизни», и об этом стоит помнить тем, кто сегодня погружается в крещенские купели.

Только в Москве столичное правительство обустроило более 40 «иорданей», в которых могут окунуться «не только верующие, но и все желающие», отметил о. Георгий.

Этот элемент праздника не имеет собственно канонических оснований и является не церковной, но народной русской традицией, продолжил о. Игорь. Он напомнил, что, например, в Греческой Православной Церкви есть на Богоявление другой обряд: епископ с молитвой бросает крест в море, а отважные юноши ныряют за ним и тот, кто найдет крест, особо уважаем. Чтобы обрести благодать, погружаясь в российские освященные студеные воды, необходимо прийти со смиренным сердцем. «Нельзя прийти к «иордани» с острыми локтями, с фляжечкой в кармане, с обидами в сердце», — напутствовал священник.

Священнослужителям пришлось опровергать расхожие предрассудки, связанные с крещенской водой. Так, о. Георгий рассказал, что Великое освящение воды совершается 18 и 19 января и заверил, что никакой разницы в «качестве» воды нет: вода, освященная в сочельник, не менее святая, что и освященная на Крещение. «Воды хватит всем», — сказал зампред ОВЦО, заметив, что за святой водой в храмы приходят не только православные, но даже некоторые мусульмане и люди других исповеданий. Выступавший оценивает это положительно: «Мы никому не отказываем, это приятно, что люди интересуются».

Отвечая на вопрос «Благовест-инфо», священники согласились, что длинные очереди за святой водой на Крещение — это особое миссионерское поле. По словам о. Георгия, прихожане храма, где он служит, в этот день отвечают на вопросы, раздают брошюры, листочки, разъясняющие суть праздника. «С каждым годом Церковь расширяет свои миссионерские возможности», — отметил он.

О. Игорь, который является клириком Казанского собора на Красной площади и настоятелем храма св. блгв. князя Александра Невского при МГИМО, полагает, что самая главная проповедь — не в словах, а в делах. Так, люди, приходящие в храм редко, в том числе — за крещенской водой, должны встретить доброжелательное отношение, доброе слово, чтобы «оттаять душой, чтобы им было комфортно». О. Георгий добавил, что церковные традиции празднования двунадесятых праздников помогают людям не только прикоснуться к сути церковной жизни, но и «растопить лед мегаполисного одиночества».

Юлия Зайцева