Торжественное богослужение Митрополита Волоколамского Илариона в Гефсиманском женском монастыре

 

В воскресенье 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в русском монастыре святой Марии Магдалины в Гефсимании (Иерусалим).

Митрополиту Илариону сослужили епископ Сиэттлийский Феодосий (Русская Зарубежная Церковь), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев), начальник Духовной миссии Зарубежной Церкви архимандрит Тихон (Амельченя), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и сонм духовенства из пределов Московского Патриархата и дальнего зарубежья.

После службы на амвоне Владыку приветствовал епископ Феодосий:

«Ваше Высокопреосвященство!

Мы благодарны Господу и Его Пречистой Матери, что в праздник Успения Вы смогли возглавить богослужение в нашей обители. Эта обитель – ближайшая к месту временного упокоения Пречистой Девы Марии. Мы рады, что можем помолиться с Вами в эти праздничные дни. Праздник Успения на Святой Земле именуется Пасхой Богородичной, поэтому много паломников посещают Святую Землю в эти дни, и те, кто не смог посетить ее в дни Святой Пасхи, Воскресения Господа, предстоят престолу упокоения Божией Матери, молятся в тех местах, которые связаны с Ее жизнью и с переходом в вечность».

От духовенства, насельниц обители и благочестивых мирян владыка Феодосий преподнес митрополиту Илариону памятный дар – Плащаницу Пресвятой Богородицы.

Председатель ОВЦС поблагодарил архипастыря за теплые слова и обратился к собравшимся с ответной речью:

«Ваше Преосвященство дорогой владыка Феодосий!
Ваши Высокопреподобия  отец Тихон и архимандрит Исидор,
дорогая матушка игумения с сестрами обители сия,
дорогие братья и сестры!

Большая радость для нас, паломников из Русской Православной Церкви, совершать Божественную литургию в Гефсимании – в местах, где Господь наш Иисус Христос перед Своим крестным страданием возносил молитву Небесному Отцу и где Пресвятая Владычица наша Богородица нашла место упокоения для Своего тела, пусть и совсем ненадолго перед тем, как была вознесена вместе с телом на Небеса Своим Божественным Сыном, как верует Святая Православная Церковь.


В эти дни, когда празднуется Успение Пресвятой Богородицы, мы думаем о том, какой святости может достичь человек, живущий с Богом. Мы думаем о том, как сильно может приблизиться к Богу человек, если всю свою жизнь он посвящает служению Господу, если все его помыслы пронизаны Божественным, вся жизнь его является молитвой, предстоянием Богу и хождением пред Ним. Пресвятая Богородица от начала до конца прошла путь человеческой святости до самой ее вершины – до такой вершины, которой не достигал ни один земной человек, так что даже и ангелы Божии не могут сравниться своей святостью с Пресвятой Богородицей.

Когда мы думаем о Ее кончине, то сердца наши преисполняются радостью и благодарностью Богу, потому что Успение Пресвятой Богородицы не было обычной человеческой смертью – той смертью, которую люди страшатся, о которой не любят говорить, о которой не хотят думать, которую хотели бы изгнать из своей жизни, если б это было возможно. Успение Матери Божией  было увенчанием всей Ее жизни. Это было именно успение: Она уснула телом, но душа Ее перешла в Небесные обители. И на пороге смерти Пресвятую Богородицу встретил Сам Господь Иисус Христос, который душу Ее взял в Свои руки, подобно новорожденному младенцу.

Этот удивительный образ Успения Божией Матери, который мы видим на многочисленных иконах праздника, напоминает нам о том, что может и должно произойти с нами, если мы будем жить по заповедям Божиим и жизнь свою посвящать Богу, если мы будем не ослабевать в молитве и станем идти по пути ко спасению и к Царствию Небесному. Ведь каждого из нас Господь ждет за порогом смерти и для каждого из нас смерть должна стать таким же успением, каким стала для Пресвятой Богородицы. И душу каждого из нас, если только мы будем верны Богу, если будем работать над собой, самоотверженно трудиться во славу Божию и во благо наших ближних, Господь так же примет в Свои объятья, встретит в Царствии Небесном и поселит в ту обитель, которая для каждого из нас уготована от начала мира. Таково Божественное промышление о каждом из нас: Господь никогда не оставляет человека и никогда не хочет его погибели. Человек сам может удалиться от Бога – Бог никогда не удаляется от человека. Только человек может не любить Бога, Бог же всегда будет любить человека.

Об этом напоминает преподобный Исаак Сирин в своих писаниях, говоря, что Господь равно любит и праведников, и грешников, как и дождь Он посылает и на правых, и на виноватых, и солнце светит тем, кто делает добро, и тем, кто причиняет зло. Господь никогда не изменяется в Своей любви, никогда не отвращает лицо Свое от человека. Только грех человеческий противен Богу, но грешника Господь продолжает любить.

Мы должны помнить об этой любви Божией: Господь всегда, в любой момент нашей жизни готов принять нас в Свои объятия, – только бы мы обратились к Нему, воззвали покаянными словами и покаянными слезами, только бы обратился человек от пути греха на путь праведности и сердце его обратилось к Богу.

Господь любит каждого из нас, Он любит всех людей, которых создал. Все люди – Его дети. Никого их них Он не может забыть или разлюбить, ни одного человека Он по Своей Божественной воле не захочет послать в место мучения – геенну огненную. Только сам человек своими делами, своим противлением воле Божией, своей греховной жизнью и греховным образом мыслей может ввергнуть себя в геенну огненную, Господь же уготовал для каждого человека обитель в Царствии Небесном. Этих обителей столько, сколько людей существовало, существует и будет существовать на свете. В Царствии Небесном достаточно места для каждого – только бы люди возжелали этой Небесной обители, только бы они возжелали всегда быть с Богом.

Кончина Пресвятой Богородицы, Ее Успение напоминает нам о том, что человек создан для жизни вечной. Все люди воскреснут после смерти, только одни – для жизни вечной и вечного наслаждения, а другие – для мучения, но не потому, что Бог так захотел, не потому, что Он одних предназначил ко спасению, а других к погибели, как думают некоторые протестантские и иные богословы. Бог предназначил ко спасению всех. Об этом нам напоминают святые отцы – святитель Иоанн Златоуст, преподобный Исаак Сирин и многие другие.


Бог всех и каждого предназначил ко спасению, для всех и каждого Господь уготовал в Царствии Небесном Свою обитель. И теперь только от каждого из нас зависит, откликнемся ли мы на этот зов Божий, последуем ли мы Божественному призыву к добродетельной жизни, захотим ли мы быть с Богом.

Будем же просить Пресвятую Богородицу, чтобы Она, прошедшая путем человеческой жизни и человеческой святости, восшедшая сим путем на самую вершину, в Своей жизни превосшедшая в святости ангелов, помогла и нам следовать по пути ко спасению,была нашей Небесной Матерью и Заступницей. Будем просить, чтобы Господь давал нам силы каждый день и каждый час чувствовать близость Божию, как мы ее чувствуем здесь, в Святой Земле.

Особая радость – жить и подвизаться здесь, но Господь каждого из нас поставил там, где мы живем и трудимся. И даже если мы далеко от Иерусалима, Голгофа и Гефсимания, Вифлеем и Елеон, Фавор и Ермон и все святые места, вместе взятые, могут пребывать у нас в сердце. Ведь  если Господь с нами и мы чувствуем эту близость Божию через Литургию, богослужение и молитву, то Иерусалим пребывает в нашем сердце, а мы пребываем в Иерусалиме.

Хотел бы поблагодарить матушку игумению Елисавету с сестрами святыя обители сия за гостеприимство, за возможность совершить в день Успения Пресвятой Богородицы Божественную литургию в священной Гефсиманской обители, где покоятся мощи двух великих и всенародно почитаемых святых – святой преподобномученицы Елисаветы и святой преподобномученицы Варвары.Благодарю  отца Тихона, начальника Русской духовной миссии Зарубежной Церкви, и отца Исидора, начальника Русской духовной миссии, за оказанное гостеприимство. Прошу у всех вас молитв о нас, подвизающихся вдали от Иерусалима».

 

Источник

Русская Православная Церковь Заграницей