Православные новости

Покаяние в обмен на свободу, или как протоиерей одолел Pussy Riot

Протоиерей Всеволод Анатольевич Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ Московского патриархата (ОВЦО МП), член Патриаршего совета по культуре РПЦ МП, член Общественной палаты РФ, настоятель храма святителя Николая на Трех горах в Москве

 

Еще задолго до того, как осенью прошлого года сформировалась панк-группа Pussy Riot, протоиерей Всеволод Чаплин, занимающий важную должность в иерархии православной церкви, превратился в икону консервативных русских ценностей и стал чем-то похож на радиоведущего Раша Лимбо (Rush Limbaugh) и телепроповедника Пэта Робертсона (Pat Robertson). В 2010 году, ведя кампанию за общенациональный «дресс-код», он провозгласил, что женщины в откровенных нарядах сами провоцируют изнасилования. Позднее он выступил за принятие закона, запрещающего классическое произведение Владимира Набокова «Лолита», а также предложил осудить всех российских интеллектуалов за «грех русофобии». Такие заявления всегда вызывали большую шумиху в российской прессе, однако, если не считать крохотную группку сторонников царизма и православных фундаменталистов, на них не обращали особого внимания, считая бурчаньем радикала, находящегося на стыке российских культурных войн. По крайней мере, так было до тех пор, пока дело против Pussy Riot не показало, какой мощный дрейф государство совершило в направлении, указанном Чаплиным.

Подробнее ...

В обителях Духовной Миссии Русской Зарубежной Церкви на Святой Земле совершены постриги

 	Величайшая, воистину, сила и благодать святого и ангельского образа монахов… Радуйтесь, разумные в Господе девы, что удостоились на земле такого ангельского жития. Старец Иосиф Афонский Величайшая, воистину, сила и благодать святого и ангельского образа монахов… Радуйтесь, разумные в Господе девы, что удостоились на земле такого ангельского жития. Старец Иосиф Афонский

 

В среду, 6 апреля, после Всенощного бдения под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в "русской Гефсимании", архиепископ Берлинский и Германский Марк совершил постриг в рясу послушниц Фотинии Обед и Вероники Мисник с именами Феклы и Дарии. Инокиня Фекла несет послушания в Вифанской обители, а инокиня Дария - в русском женском монастыре святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

 

В пятницу, 8 апреля, по окончании заупокойных Вечерни и Утрени в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеоне, архиепископ Марк совершил постриг в рясу послушницы Галины Ломброзо с именем Гликерии. Инокиня Гликерия несет послушания в монастырской книжной лавке на территории этой обители.

 

Все моменты пострига глубоко символичны. По толкованию святых отцов, новопостригаемая уподобляется и евангельской овце, потерявшейся, а потом найденной добрым пастырем (см. Лк. 15, 4–6), и человеку, израненому при дороге жестокими разбойниками (см. Лк. 10, 30–37), и меньшему сыну, расточившему все свое имение с блудницами, а затем возвратившемуся с покаянием к своему милосердному отцу (см. Лк. 15, 11–32). Она посвящает себя Господу, как живую словесную жертву.

Однако самым важным и решающим моментом является, конечно, принесение постригаемой великих монашеских обетов. Согласно чину пострига, схиархимандрит задает ей, смиренно стоящей пред алтарем с распущенными волосами в одном хитоне, несколько решающих вопросов: по своей ли воле приступает она ко Господу? Согласна ли отречься от мира по заповеди Господней? Пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания? Сохранит ли себя в девстве, целомудрии и благоговении даже до смерти? Сохранит ли до смерти послушание к настоятельнице и ко всем во Христе сестрам? Пребудет ли до смерти в нестяжании и вольной Христа ради нищете? Претерпит ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития, Царствия ради Небесного? На все эти вопросы постригаемая, скорее сердцем, нежели устами, отвечает: «Ей, Богу содействующу, честный отче», – и таким образом дает монашеские обеты. «Когда [человек] произнесет такие обеты пред Богом и людьми, – пишет святитель Симеон Фессалоникийский, – …он принимает второе крещение, очищается от грехов и является сыном света, и Господь наш радуется о нем со Своими ангелами, закалая для него тельца упитанного, который есть тело и кровь Его». Произнести такие слова, решиться на подобные обеты, можно, конечно, только имея живую, опытом стяжанную, веру в Божию помощь, из сознания своей полной немощи и вместе – твердого упования на Всемогущего Спасителя…

 

Сестра, немалое время проводившая духовную жизнь, преуспевшая в иноческих добродетелях, а главное – всей душой возлюбившая молитву и приобретшая навык подолгу пребывать в ней, ставшая способной возносить сердечные молитвы не только за себя, но и за ближних, может быть пострижена и в великую схиму, называемую великим ангельским образом. Последование великого ангельского образа очень похоже на последование малой схимы, т.к. в сущности во время этого обряда только повторяются уже данные обеты, однако совершается этот чин с еще большей торжественностью. Великосхимница получает и свои особые одежды, которых нет у мантийной монахини: великий параман и куколь с аналавом, ей опять может быть дано новое имя – в знак начала новой жизни, по сравнению даже с прежней монашеской.