В последний путь мой православный друг......(часть I)



Последние часы умирающего

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего - сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир - вот главнейшая обязанность родственников.
Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь. Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела Хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим. В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна закончиться Таинствами Покаяния, Елеосвящения (Соборования) и Святого Причащения, для чего необходимо пригласить к умирающему священника.


В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати*. Он читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.
Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет**. Большие страдания умирающего пробуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у Церкви земной и Небесной. Канон завершается двумя священническими молитвами.
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

 



По исходе души от тела

После того, как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются.
Сразу же после омовения тела усопшего и облачения его в погребальные одежды над усопшим читается Последование по исходе души от тела*, а затем, по возможности непрерывно, по особому чину читается Псалтирь.
Последование по исходе души от тела значительно короче обычной панихиды. Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий и физических трудов. И Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно.
Молитву, которой завершается Последование, можно читать и отдельно:
"Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Если Последование по исходе души почему-либо не может быть совершено священником, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири прежде начала чтения самой Псалтири (так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего).
Канон за преставльшагося, входящий в состав Последования по исходе души от тела, желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. (В некоторых молитвословах Канон за преставльшагося именуется "Каноном о усопшем едином".) Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.
Последование на исход души от тела является лишь началом целого ряда молитвословий и песнопений, продолжающегося около гроба усопшего почти непрерывно до самого погребения. Непосредственно по окончании Последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания: при гробе священника - Святого Евангелия, при гробе мирянина - Псалтири.



Чтение Псалтири по усопшему

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.
Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.
Чтение Псалтири начинается по окончании "Последования по исходе души". Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.
Положение читающего Псалтирь - это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.
При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.
В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.
Ниже приводится отрывок из главы "Чтение Псалтири за умерших" из книги епископа Афанасия (Сахарова) "О поминовении усопших по уставу православной Церкви".
Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего*, причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.



Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.
По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.
Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово "панихида" означает "всенощное пение". Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.
Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.
Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.



Отпевание и погребение

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах - войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — допускается погребение и раньше третьего дня.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.
Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. (Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)
Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону - Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.
Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается "Последование по исходе души от тела". Гроб выносят из дома ногами вперед с пением "Трисвятого". Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.
По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.
Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Отпевание
В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется "Последование мертвенное мирских тел". Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.
После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога..." происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется "Трисвятое" - пение ангельской песни "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас"; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест - символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

Об отпевании в морге
Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти. Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

 

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении

Неусыпаемая псалтирь