В Великоустюжский музей вернули похищенные 28 лет назад иконы



Дело о похищении десяти икон из Великоустюжского музея-заповедника можно отправлять в архив. Спустя 28 лет после кражи сотрудникам уголовного розыска удалось обнаружить их в одном из частных столичных музеев. Целый год эксперты Академии художеств вели тщательную искусствоведческую экспертизу произведений XVI – XVII веков, принадлежащих русской северной школе иконописи. Сегодня в Москве прошла официальная передача реликвий представителям Великого Устюга. Рассказывают «Новости культуры».

В этой детективной истории наконец поставлена финальная точка. Десять икон праздничного чина иконостаса церкви святого Дмитрия Солунского в Дымковской слободе были украдены из музея в 1984 году.

«Люди, которые совершили это преступление, были довольно оперативно установлены и осуждены. Вместе с тем, иконы они успели сбыть, и они начали свое путешествие по миру. Засветились в Европе и в конечном итоге были приобретены там одним из коллекционеров предметов древнерусской живописи, перевезены в Москву», – говорит старший оперуполномоченный Отдела по борьбе с посягательствами на культурные ценности ГУУР МВД России Илья Рясной.

Собиратель добровольно отдал иконы следователям. А дальше началась тщательная экспертиза. Проверяя подлинность, искусствоведы сравнивали эти реликвии с двадцатью иконами, хранящимися в фондах Великоустюжского музея. Исследовали буквально все: вид древесины, оборотную сторону икон, сопоставляли их по колориту, композиции, особенностям письма.

«Ножки Иоанна Предтечи, они в сандалиях. Но так как русский человек, тем более из Великого Устюга, не знал, что такое сандалии, то подметки-то у них нет. Он рисует то, что видел на иконах. Вот перекрещивающиеся ремешки», – поясняет ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств Ирина Бусева-Давыдова.

Преступники шли на ухищрения, которые позволяли прибавлять иконам возраст и продавать их за границей по более высоким ценам.

«Вы видите фон голубой на великоустюжской иконе. Здесь фон белый. Он просто был смыт за рубежом, потому что там покупателям нравятся больше белые фоны. Но здесь сохранились микрочастицы голубой краски», – показывает Ирина Бусева-Давыдова.

Материальная и культурная ценность найденных реликвий очевидна. Эти иконы сегодня имеют особое значение. Они принадлежат русской северной школе, многие образцы которой фактически утрачены.


Источник: Телеканал "Культура"

СПРАВКА

 

Дымково. Церковь Димитрия Солунского в Дымковской слободе

Дымково, Церковь Димитрия Солунского в Дымковской слободе

Cчитается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были выстроены и освящены в 1383 году.
Каменная церковь Дмитрия Солунского построена в 1700-1708 г.г. рядом со старой деревянной церковью. В 1709 г. после завершения внутренних работ состоялось ее освящение. Храм пятиглавый. С западной стороны примыкает трапеза, завершенная шатровой колокольней. Ранее на колокольне размещалось восемь колоколов. Стены основного объема завершены двумя рядами закомар. Углы сглажены спаренными полуколоннами, ширинчатыми вставками. Над окнами стреловидные наличники. Северная сторона лишена декоративных украшений. На южной и западной стене порталы из керамики. На южной стене портал закрывает живописное крыльцо с витыми столбами. На восточном фасаде, обращенном к Сухоне, под килевидным козырьком сохранился большой, пятиметровый, живописный Образ Спаса Вседержителя.
Храм Святого великомученика Димитрия холодный (неотапливаемый), поэтому служили в нем только летом. А в холодное время переходили в теплую церковь Сергия Радонежского.
В 1859 году на пожертвования купцов Ильи Грибанова и Павла Жилина вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.
В 1930г. храм закрыли. Позднее он был передан Великоустюгскому музею. В 1983 –1986 гг. в церкви проводились реставрационные работы под руководством Э.Наседкина: перекрыта кровля, проведена починка стен, отмостка, побелка стен внутри и снаружи, расчистка изразцового пояса. Шатер колокольни из-за большой посадки одной грани был разобран и выложен вновь.

Источники:
Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976
http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum