В Храме Гроба Господня патриарх Феофил III почтил защитников Православия



В первое воскресенье Великого поста, 21 февраля, когда Церковь празднует Торжество Православия, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил по традиции возглавил Божественную литургию в храме Гроба Господня. Его Блаженству сослужили иерархи и клирики Иерусалимского Патриархата, а также начальник и клирики Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. По окончании Литургии напротив Кувуклии был совершен чин Торжества Православия с возглашением «Вечной памяти» всем исповедникам православия и благоверным императорам первых столетий христианской истории и традиционной анафемы ересиархам и приверженцам их лжеучений.

 

 В день Торжества Православия особо воспоминается последний в чреде Вселенских соборов, Седьмой, собравшийся в 787 году в Никее и утвердивший иконопочитание. История защиты православных икон имеет для Святой Земли особое значение. Дело не только в том, что среди ревностных защитников иконопочитания был подвизавшиеся в Палестине преподобный Иоанн Дамаскин, исповедники Феодор и Феофан Начертанные и пресвитер Иерусалимской Церкви Михаил Синкелл.

 Не менее важно и то, что святые отцы, которые отстаивали иконопочитание, в то же время защищали и почитание святых мест Палестины. Наиболее известный пример тому – преподобный Иоанн Дамаскин, который утверждал в своем сочинении «Точное изложение православной веры»: «… должно поклоняться досточтимому и поистине драгоценному древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас как освященному прикосновением Его святого Тела и Крови, и точно также – гвоздям, копью, одеждам и священным Его обиталищам, каковы ясли, вертеп, Голгофа, спасительный животворящий гроб, Сион – твердыня Церквей и прочее …Если вожделенны для нас дом, ложе и одежда любимых нами, то насколько более вожделенным должно быть то, что принадлежит Богу и Спасителю и через посредство чего мы спасены?» (4, 11).