Василий Великий. Третье каноническое послание к Амфилохию Иконийскому



Каноническое Послание Третье.

51. О состоящих в клире правила положены безразлично. Они повелевают определять падшим одно наказание: извержение от служения, находятся ли они в степени священства, или проходят служение, не имеющее рукоположения священства.

Это правило надо понимать в связи с 32 пр. Василия Вел.

52. Пренебрегшая рожденное на пути, если пренебрегла, имея возможность сохранить, или думая тем сокрыть грех свой, или последовав совсем звериному и бесчеловечному помыслу, да судится за смертоубийство. Если же не могла соблюсти, и рожденное умерло от пустоты места и от недостатка потребного, то матерь достойна снисхождения.

Ср. Василия Вел. 33.

53. Рабыня овдовевшая, может быть, не много согрешила, согласясь на второй брак, под видом похищения. Поэтому отнюдь не подобает обвинять ее за это. Ибо не наружные виды судятся, но намерение. Явно же есть, что она подлежит епитимий двоебрачия.

Правило имеет в виду частный случай. Одна рабыня, овдовев, боялась препятствий ко второму браку со стороны родных и сделала вид, что ее похитил ее второй муж. Не видя в этом греха, Св. Василий ее не осуждает.

54. О невольных убийствах прежде, как памятую, писал к твоему благочестию, по силе моей, и более того ничего сказать не могу. Твоего благоразумия делом будет, по особенности случая, продолжить наказание или облегчить.

55. Разбойников взаимно поражающие, если не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Тайн; если же клирики — да низложатся со своего степени. Ибо сказано: всякий, взявший меч, мечом погибнет (Мф. 26:52).

Убийство в самообороне от разбойников приравнивается к невольному. Однако клирики в этом случае признаются подлежащими извержению. Ср. Василия Вел. 8, 11, 43, 56 и 57.

56. Волею убивший, и потом покаявшийся, двадцать лет да будет без причастия Святых Тайн. На сии двадцать лет дастся ему следующее распределение: четыре года должен он плакать, стоя вне дверей молитвенного храма и прося входящих в оный верных сотворить о нем молитву, исповедуя, притом, свое преступление. По четырех годах да будет принят в число слушающих Писание и с ними да исходит в продолжение пяти лет. Семь лет с припадающими да молится и да исходит. Четыре года да стоит только с верными, но да не сподобится причастия. По исполнении сих да причастится Святых Тайн.

Ср. Ап. 66; Анк. 22; Василия Вел. 8 и 43.

57. Неволею убивший десять лет да не причастится Святых Тайн. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два года да плачет, три года да совершит между слушающими, четыре — между припадающими и год да стоит только с верными, — и потом приимет Святое Причастие.

См. правила, указанные в примечании к пр. 55.

58. Прелюбодействовавший пятнадцать лет да не приобщается Святых Тайн. Распределение же на сии пятнадцать лет для него следующее; четыре года да будет он плачущим, пять — слушающим Писания, четыре — припадающим, два да стоит с верными без приобщения.

Ср. 6 Всел. 87; Анк. 20; Василия Вел. 9, 34, 37, 39 и 77; Григория Нисск. 4.

59. Блудник семь лет да не причастится Святых Тайн: два года да плачет, два да слушает, два да припадает и один год да стоит только с верными, в восьмой допущен будет до Святого Причастия.

Ср. Василия Вел. 21, 22 и 26.

60. Обещавшаяся пребыть в девстве, и от обещания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния с распределением, смотря по ее жизни. То же и для восприявших обет жития монашеского, но падших.

См. 4 Всел. 16; 6 Всел. 4 и 44; Анк. 19; Василия Вел. 6, 18, 19 и 44.

61. Укравший, если, сам по себе раскаясь, обвинит себя, на год да будет удален от причастия только Святых Тайн; если же обличен будет, то на два года. Время же это да разделится для него на припадание и стояние с верными, потом да удостоится причащения.

Ср. Григория Неокес. 3, 4 и 5; Григория Нисск. 6.

62. Явившему неистовство в мужеложестве время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием.

Ср. Василия Вел. 7; Григория Нисск. 4.

63. На скотах показавший свое нечестие, исповедавшись, такое же время да будет в запрещении.

Ср. Анк. 16 и 17; Василия Вел. 7; Григория Нисск. 4.

64. Клятвопреступник десять лет да не приобщается: два года находясь между плачущими, три — между: слушающими Писания, четыре — между припадающими, один — стоя с верными, — и тогда сподобится причастия.

Ср. Ап. 25; Василия Вел. 10, 17, 29 и 82.

65. Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением, сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе.

Ср. 6 Всел. 61 и 65; Лаод. 36; Василия Вел. 72 и 83; Григория Нисск. 3.

66. Раскапывающий гробы для хищения да не причастится Святых Тайн десять лет: два да плачет, три да слушает, четыре да припадает, один год да стоит с верными, — и тогда уже да приимется.

Ср. Григория Нисск. 7.

67. Кровосмешение брата и сестры требует времени покаяния, положенного для убийцы.

Ср. Василия Вел. 75.

68. Совокупление браком людей, состоящих в возбраненном для оного родстве, если усмотрено будет случившееся, как грех человеческий подлежит епитимий прелюбодеев.

О родстве как препятствии к браку подробнее говорится в 54 пр. 6 Всел. Собора.

69. Чтец, если прежде брака смесится с своею обручницею, по отлучении на один год от служения приимется в чтеца, но да пребудет без производства в высшие степени. Если же без обручения тайно смесится, да перестанет служить. Так же и иподиакон.

“Чтеца, имевшего половое общение со своею невестою, при том с ее согласия, нельзя считать блудником в строгом смысле слова”, пишет в толковании этого правила Еп. Никодим. Однако то, что этот чтец не мог дождаться венчания, показывает недостаточную твердость его нравственных принципов. Вследствие этого, после годичной епитимии он может быть возвращен к своему служению, но лишается производства в высшие степени. То же относится к иподиаконам. Однако, подробнее, 6 пр. 6 Всел. Собора запретило иподиаконам вступать в брак после вступления в иподиаконский чин. Следовательно к ним это правило теперь не относится.

70. Диакону, осквернившемуся устами, и исповедавшему, что грех его далее не простерся, да будет запрещено священнослужение, но причащаться Святых Тайн с диаконами да сподобится. Так точно и пресвитер. Если же что более сего согрешившим кто-либо усмотрен будет, то в котором бы ни был степени, да будет извержен.

По толкованию Зонары, принятому и другими толкователями кроме Вальсамона, правило имеет в виду страстный поцелуй и не больше. Срок запрещения совершать богослужение согрешившего против этого правила клирика не указан. Следовательно, он зависит от решения его епископа.

71. Прикосновенный к которому либо из вышереченных грехов и не исповедавший, но обличенный, да будет под епитимиею столько же времени, на сколько подвергается епитимии делатель зла.

Правило имеет в виду соучастников грехов указанных в правилах 51-70. Еп. Никодим определяет соучастника, как лицо, которое сознательно содействует и помогает главному виновнику преступления. Он подвергается епитимии, если скрывает свое участие в грехе, не исповедуя его.

72. Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца.

Ср. 6 Всел. 61; Анкир. 24; Лаод. 36; Василия Вел. 65 и 83; Григория Нисск. 3.

73. Отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения все время жизни своей должен быть в числе плачущих, и обязан исповедаться, а при конце жизни удостоиться причастия Святынь, по вере в Божие человеколюбие.

Правила Анкирского Собора и Петра Александрийского менее строги, чем настоящее правило Василия Великого, как замечает Еп. Никодим. Однако, его правило общего характера, а те правила касаются разных случаев, происходивших в период гонений.

74. Если кто бы то ни был из падших в вышеписанные грехи, исповедавшись, соделается ревностным в исправлении, то принявший от человеколюбия Божия власть разрешать и связывать, не будет достоин осуждения, когда, видя крайне усердное исповедание согрешившего, сделается милостивее и сократит епитимию. Поскольку повествования Священного Писания показывают нам, что с большим подвигом исповедающиеся скорее получают Божие милосердие.

Ср. 1 Всел. 12; 4 Всел. 16; 6 Всел. 102; Анкир. 5.

75. Осквернившемуся с своею сестрою по отцу или по матери да не будет позволено входить в дом молитвенный, доколе не отступит от беззаконного и гнусного действия. Прийдя же в сознание страшного греха, три года да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен только до слушания Писаний, по слушании же Писаний и поучений да изгоняется из церкви и да не удостаивается общения в молитве. Потом, если со слезами будет просить оные и припадать ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три года на припадание. И таким образом, когда покажет плоды достойные покаяния, в десятый год да будет принят к молению с верными, без причащения: два года стоя во время молитвы с верными, наконец да удостоится приобщения Святынь.

76. Тот же устав и о совокупившемся с невесткою своею.

Ср. Василия Вел. 67; Григория Неокес. 11.

77. Оставивший жену, законно с ним сочетавшуюся, и взявший другую, по изречению Господню, подлежит вине прелюбодеяния (Мф. 19:9). Правилами же Отцов наших положено, чтобы таковые один год плакали, два года слушали, три — припадали, седьмой же год стояли с верными, — и так удостоятся Святого Причастия, если со слезами покаются.

“Правила отцов”, на которые ссылается Св. Василий, — это 48 Апостольское правило. Ср. 6 Всел. 87 и 93; Анкир. 20; Карф. 115; Василия Вел. 9, 21, 35 и 58; Тимофея Алекс. 15.

78. Тот же устав да соблюдается и о взявших в сожитие две сестры, хотя бы то было и в разные времена.

79. Вознеистовствовавший на свою мачеху подлежит тому же правилу, как и неистовствовавший на свою сестру.

80. О многобрачии Отцы умолчали, как о деле скотском и совершенно чуждом роду человеческому. Нам же сей грех представляется тягчайшим блуда. Поэтому благорассудно будет подвергать таковых епитимий по правилам, то есть да будут один год плачущими, три года — припадающими, и потом могут быть приняты.

Под многобрачием разумеется не только, когда кто-нибудь имеет много жен, но и когда он много раз женится.

Ср. Неокес. 3; Василия Вел. 4 и 50.

81. Поскольку во время нашествия варваров многие соделали преступления против веры в Бога, клявшись языческими клятвами и вкусив некоторых оскверненных снедей, с волхвованием принесенных в жертву идолам, то с таковыми да будет поступаемо по изданным уже Отцами законам и правилам. Те, которые претерпев тяжкое изнурение мучениями и не вытерпев страдания, доведены были до отречения от Христа, три года да будут непринятыми в Церковь, по истечении коих два года да слушают Писания, три да припадают, и тогда могут приняты быть к общению. Без великой же нужды веру в Бога предавшие и коснувшиеся трапезы бесовской, и клявшиеся языческими клятвами три года да будут изверженными из Церкви, два — слушающими Писания, три года да молятся в припадании, другие три да стоят во время молитвы с верными, и тогда уже могут быть приняты к приобщению Святых Тайн.

Ср. Ап. 62; 1 Всел. 10, 11 и 12; Анкир. 1-9; Петра Алекс. 2 и след.; Василия Вел. 73 и 82.

82. Что касается до преступивших клятву, если по насилию и по нужде преступили оную, подлежат менее тяжким наказаниям, и по шести годах могут быть совершенно приняты. Без нужды же предавшие веру свою два года да будут плачущими и два — слушающими, в пятый да молятся с припадающими, и еще на два года да будут приняты к общению в молитве, без причащения, — и так показав достойное покаяние, наконец, возведутся к приобщению Тела Господня.

Поскольку вторая половина правила говорит о предавших веру без насилия, можно подумать, что правило относится к преступившим клятву верности Христу, данную при крещении. Однако, на самом деле здесь речь идет вообще о нарушении клятвы, за которое Св. Василий в 64 пр. полагает десятилетнюю епитимию, а в настоящем правиле говорит о тех, кто нарушил клятву по принуждению и поэтому заслуживает снисхождения.

83. Волхвующие и последующие обычаям языческим или вводящие неких в дома свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: год да будут плачущими, год — слушающими, три года — припадающими, и один да стоят с верными, — и так да приимутся.

В 65 правиле Св. Василий говорил о тех, кто занимался волшебством во вред людям и приравнивал их епитимью к убийцам. В настоящем правиле речь о верящих чародеям, не замышляя зла другим, и повторяет 24 пр. Анкирского Собора. Ср. 6 Всел. 61.

84. Все же это пишем ради того, да испытуются плоды покаяния. Ибо мы не по одному времени судим о сем, но взираем на образ покаяния. Если же которые непреодолимо держатся своих нравов, и лучше хотят служить удовольствиям плоти, нежели Господу, и не приемлют жития по Евангелию, то нет у нас с ними ничего общего. Ибо мы, в народе непокоривом и пререкающем, научены слышать это: спасая, спасай свою душу (Быт. 19:17).

74 пр. Св. Василия говорит о возможности снисхождения к кающемся, а в настоящем правиле говорится о строгости к нераскаянным. Ср.1 Всел. 12; 6 Всел. 102; Григория Нисского 4 и 5.

85. Итак, да не попустим себе погибнуть с таковыми, но убоявшись тяжкого суда и имея пред очами страшный день воздаяния Господня, да не восхотим погибнуть вместе с чужими грехами. Ибо если не научили нас страшные судьбы Господни, и столькие удары не привели нас в чувство того, что за беззаконие наше оставил нас Господь и предал в руки варваров, и что народ отведен в плен неприятелями и предан рассеянию, потому что на таковые дела дерзали носящие имя Христово, если не познали и не уразумели, что за это пришел на нас гнев Божий, — то что нам общего с ними? Но и днем и ночью, и всенародно и наедине мы должны засвидетельствовать им истину, но да не попустим себе увлеченным быть их беззакониями, наипаче же да молимся, дабы приобрести их и извлечь из сети лукавого. Если же сего не возможем, то потщимся, по крайней мере, свои души спасти от вечного осуждения.

Этим правилом заканчивается третье каноническое послание Св. Василия к Амфилохию. Призывая епископов заботиться о спасении грешников, он указывает, что в случае неуспеха, должно по крайней мере стараться самому не заразиться грехом.