Вера в портфеле



Сегодня "Российская газета" публикует план мероприятий по введению во всех российских школах с 2012/2013 учебного года нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Каждый может ознакомиться со сроками и задачами, которые необходимо выполнить чиновникам и учителям, а также школьникам вместе с родителями до сентября 2012 года. На первый взгляд, этих задач совсем немного - три главы по 1-2 пункта в каждой. Однако уже на первом пункте до сегодняшнего дня можно было "споткнуться". Первым делом правительство обязало министерство образования и науки в январе оформить необходимые для старта нового предмета нормативные документы. Журналисты кинулись искать "нормативку" на министерском сайте и ничего не нашли. Позже стало понятно, почему нет приказа: правительственное распоряжение появилось лишь 28 января, так сказать, "задним числом". Надо отдать должное сотрудникам минобрнауки: по словам главы Департамента общего образования ведомства Елены Низиенко, приказ уже подготовлен и даже подписан министром Андреем Фурсенко.

С января по март школьники и их родители должны определиться с выбором учебного модуля - одного из шести. Кстати, по данным разных опросов, большинство выбирает все-таки нейтральный общий курс по основам мировых религий. или светскую этику. О результатах мониторинга минобрнауки "РГ" писала еще в прошлом ноябре ("Школы возьмут на веру", "РГ" от 8.11.2011). По данным министерства эти курсы в рамках нового предмета выбрали в общей сложности около 60 процентов школьников из регионов, которые участвовали в трехлетнем эксперименте. Почему же тогда не остановиться именно на таком общем курсе? Чиновники на этот вопрос ответили уже давно. Например, нынешний глава московского департамента образования Исаак Калина, будучи еще замминистра образования и науки, в комментарии "РГ" сказал: "Выбор не надо отождествлять с национальной принадлежностью. Важно не то, сколько детей выбрали курс, а тот факт, что они начали знакомство с религиозной культурой" ("На веру не приняли", "РГ" от 31.03.2010). Как пояснил тогда Калина, логика минобрнауки - начать изучение с того, что ближе семье, и деление на модули - единственно верное решение. Но до сих пор непонятно, что делать семьям, которые воспитывают детей в духе протестантизма или католицизма? Новый предмет выделяет лишь одну ветвь христианства - православие. Как быть, если на 10 тысяч детей один выберет основы ислама? И, в конце концов, где то самое воспитание толерантности, которое считается одной из основных целей нового предмета, когда, к примеру, в Чечне 99 процентов школьников выбрали ислам. Откуда они узнают о других религиях? Как поймут традиции другого народа?

А между тем, с февраля по август 2012 года педагогов, которым предстоит преподавать новый предмет, отправят на курсы повышения квалификации. По сути, в каждой школе должно появиться по шесть таких человек. Откуда они появятся - непонятно. Тем более после того, как минобрнауки прислушалось к пожеланиям членов Общественного совета при ведомстве и не стало делить курс на две части. Если раньше начинать изучение планировалось в последней четверти 4-го класса, а заканчивать в пятом, то теперь его полностью уместили в программу 4-го класса. С одной стороны это - большой плюс: предмет будет вести хорошо знакомый учитель. Беда в том, что в "началке" он - один на класс.

Мария Агранович

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"