Влияние армянской общины на статус Иерусалима




По оценке архитекторов "мирного процесса" от армянской общины может зависить окончательный статус Святого города. Но ею мало кто интересуется, за исключением отдельных сотрудников компетентных органов, причем не столько в Израиле, сколько в Греции, Турции, Иране и Сирии.

 


В следующем месяце председатель фракции МЕРЕЦ Хаим Орон в очередной раз собирается вынести на обсуждение Кнессета вопрос о признании геноцида армян в Османской Турции. С 90-х данная проблематика  ежегодно становится темой жарких дебатов парламентариев. Но на сей раз к событиям, происходящим в этой связи, проявляют все более пристальное внимание представители госструктур, как в самом Израиле, так и в ряде соседних стран. По целому ряду причин этот вопрос перестает рассматриваться только в контексте отношений двух государств или двух народов, и всё очевиднее приобретает геополитический характер. Во-первых, на это влияет растущая напряженность между Иерусалимом и Анкарой. Играют свою роль и другие региональные процессы: смена внешнеполитического курса Анкары - от тесных связей с Западом на сближение с мусульманским миром; наметившаяся в прошлом году нормализация в отношениях армян и турок; укрепление стратегического партнерства Армении с Ираном; активизация сотрудничества Азербайджана с Израилем. И кроме того, стремление Вашингтона любыми способами добиться возобновления израильско-палестинских переговоров заставило некоторых чиновников вспомнить об "армянском факторе" в контексте определения окончательного статуса Иерусалима. Дело в том, что Армянская Апостольская Церковь контролирует полностью или частично многие христианские святыни в этом городе (включая часть Храма Гроба Господня). К тому же армянский квартал находится в самом сердце Старого города, и поэтому, по мнению ряда западных архитекторов "переговорного процесса", от позиции армян может в определенной мере зависеть будущий передел Иерусалима.

Армяне Святой земли и евреи Армении




Первые армяне стали селиться на Святой земле в I веке до н.э, во времена правления царя Тиграна Великого, но активную роль начали играть лишь несколько сот лет спустя, что было связано с распространением христианства у них на родине. В период арабского владычества в Иерусалиме вели свою деятельность армянские епископы. В XVII столетии на средства диаспоры здесь появился отдельный армянский квартал (в настоящее время его население составляет около 2,500 человек). Во время Первой мировой войны к его обитателям примкнули несколько сот семей, бежавших от резни в Турции. Как и в предыдущие века, жизнь местной армянской общины до сих пор тесно связана с церковью, и христианскими святынями, расположенными в самом центре израильской столицы. Молодые армяне, живущие в Иерусалиме, имеют израильские паспорта, люди более старшего поколения сохраняют иорданское подданство. Сотни армян живут в Палестинской автономии, в основном в Бэйт-Лехеме (Вифлееме) - около 350 человек. Из-за преследований со стороны исламских фанатиков в других палестинских городах армян почти не осталось. Многие тамошние армяне утратили язык предков и связь с исторической родиной. Лишь в последнее время Армянская Апостольская Церковь предпринимает попытки возродить национальную культуру на палестинских территориях. При этом с начала "Большой алии" из бывшего СССР в Израиле появилась община этнических армян, говорящих на русском языке. "Коренные" представители на Святой земле этого кавказского этноса и новоприбывшие поддерживают друг с другом постоянную связь, совместно отмечают национальные праздники, устраивают общественно-политические мероприятия (в основном антитурецкой направленности).

В отличие от Грузии и Азербайджана, в Армении было очень мало евреев, но, сколько их там осталось, и сколько уехало в Израиль, никто точно сказать не может. Общинные активисты в Израиле говорят примерно о 6000 репатриантов, в то время как Сохнут предоставил порталу IzRus "официальные данные" о 2,250 репатриантов (1989-2009 гг.). Почетный консул Республики Армения в Израиле Цолак Момджян оценивает общую численность армян на Святой земле в 15,000. Согласно другим источникам, речь идет о 9-10 тысячах человек. Бывший депутат Кнессета Алекс Цинкер, в прошлом – глава межпарламентской ассоциации "Израиль-Армения" называет цифру в 20,000. Не менее запутанным представляется вопрос о численности оставшихся в Армении евреев: по приблизительным оценкам их там около 1,000 человек, причем большинство подвержено высокой степени ассимиляции. В то же время сотрудники Сохнута отмечают, что лишь не более 200 человек, живущих в Армении, подпадают под действие израильского Закона о возвращении. Однако ветераны Еврейского агентства шутят по этому поводу: это число не меняется никогда, вне зависимости от того, сколько человек уже репатриировались в Израиль.


Арарат и Наири




Первая общественная организация "Союз армян Израиля Арарат" была создана в 2004 году в центре страны. По словам одного из ее учредителей, режиссера Эдуарда Эдлиса-Мартиросяна, в Гуш-Дане (центре Израиля) проживают около 3,000 его дважды соотечественников, то есть - около половины всех выходцев из Армении 90-х годов. Целями "Арарата" были заявлены сохранение и развитие культурно-исторических традиций армянской общины, как неотъемлемой части израильского общества; укрепление взаимопонимания и дружбы между армянами, евреями и представителями других народов, населяющих Государство Израиль; содействие упрочению связей общины с Арменией, Армянской церковью и диаспорой в других странах.

Год спустя была зарегистрирована еще одна организация - "Союз израильских армян города Петах-Тиква". Она также получила название "Наири" в честь одного из древних племен, населявших в древности Южный Кавказ. "В нашем городе проживает около тысячи выходцев из Армении. Это, наверное, самая большая армянская община в Израиле, - отметил 33-летний журналист Артем Чернаморян, один из основателей "Наири". - Мы наладили сотрудничество с небольшими землячествами в других городах, вместе празднуем Новый год, отмечаем важные события. Для нас важно отмечать еврейские праздники, знакомить репатриантов из Армении с еврейскими традициями. Разумеется, 24 апреля, в день памяти жертв армянского геноцида, мы проводим совместные акции протеста возле турецкого посольства в Тель-Авиве, и возле консульства в Иерусалиме". Чернаморян отмечает, что в этот день все армянские организации, включая церковные, объединяются, и действуют сообща.

Тесные связи налажены и с Армянской церковью. "Среди выходцев из Армении очень много смешанных семей, и поэтому есть крепкая связь с духовенством, - пояснил Чернаморян. - В Иерусалиме и Вифлееме осталось около 20 церквей, есть по одной в Рамле, Хайфе, Яффо. В VII веке здесь было около 70 армянских церквей, каждый аристократ королевской крови держал на Святой земле собственный храм".

Связь с Ереваном и диаспорой




Хотя Израиль и Армения имеют дипотношения, выходцам из этой республики непросто поддерживать связь с родиной. В Израиле нет армянского посольства, в Армении - израильского. Между двумя странами нет прямого авиасообщения. Не раз предпринимавшиеся попытки запустить прямые рейсы оканчивались неудачей по пречине коммерческой нерентабельности. В Израиле слишком мало желающих летать в Армению. В свою очередь, тяжелое экономическое положение в этой республике препятствует развитию массового религиозного
Артем Чернаморян
туризма на Святую землю. Поэтому до сих пор, тем кто хотел навестить родственников или друзей приходилось летать через Тбилиси или Вену. 28 марта компания "Армавиа" вновь начнет осуществлять прямые рейсы между Тель-Авивом и Ереваном, рассчитывая, что эта попытка окажется более удачной.

При этом израильские армяне лишены возможности поддерживать нормальную связь с соплеменниками в соседних Сирии и Ливане, где численность национальных общин составляет от 300 до 350 тысяч человек. Поездки в эти страны запрещены законом, общаться по телефону небезопасно – ведь наверняка подобные звонки прослушиваются органами безопасности с обеих сторон. Израильские армяне, имеющие родственников и друзей в арабских странах, вынуждены встречаться с ними на нейтральной территории. Хорошим "поводом" для таких встреч с 1999 года служат Пан-Армянские игры (PanArmenian Games), организованные бывшим советским дипломатом Ашотом Мелик-Шахназаряном. На них съзежаются молодые спортсмены более чем из 30 стран. Израильские армяне сравнивают эти игры с "Маккабиадой", и для них это - уникальная возможность увидеться с соплеменниками из Армении, арабских стран и Ирана (естественно, подобный "канал общения" всячески пытаются использовать и секретные службы ключевых игроков ближневосточной политики).

Кроме того, все семеро членов управления израильской организации "Арарат" состоят во "Всемирном армянском конгрессе" (ВАК), созданном в России в 2003 году под руководством бизнесмена Ара Абрамяна. Однако ни "Наири", ни "Арарат" не получают, по словам их активистов, финансовой поддержки из-за рубежа, и не работают напрямую с официальными структурами Еревана. "Наша задача – не получать деньги Армении, а наладить хорошие отношения и мост между двумя многострадальными народами", - отмечают общинные деятели.

Маленькая община в дебрях большой политики




Артем Черноморян - корреспондент Radio Free Europe / Radio Liberty в Израиле. Будучи наполовину евреем, он  репатриировался в Израиль в 2003 году. С одной стороны его семья пережила Холокост, с другой – резню армян 1915 года в Турции. "Кто, кроме евреев, может понять боль армянского народа? - вопрошает этот общинный деятель. - Именно поэтому главной целью организации "Наири" является сближение двух народов. Я хочу, чтобы Израиль признал геноцид армян, потому что оба народа очень много страдали на протяжении своей истории".

Депутат Кнессета (1999-2003) от партий "Исраэль ба-алия" и "Демократический выбор" был и остается единственным выходцев из Армении, сумевшим войти в израильский парламент. Он же одним из первых, наравне с ныне покойным депутатом Юрием Штерном, начал продвигать в Кнессете вопрос о признании геноцида армян в Османской Турции. Эстафету в этом переняли действующий председатель блока МЕРЕЦ Хаим Орон и председатель парламентской коалиции Зеэв Элькин ("Ликуд"). Однако представители армянской общины не возлагают на них особых надежд. МЕРЕЦ является фактически маргинальной фракцией, лишенной всякого веса в Кнессете, а Элькин слишком занят делами коалиции, чтобы методично заниматься лоббированием армянских интересов. Тем более признание геноцида армян Израилем будет означать для него чуть ли ни окончательный разрыв с Турцией, и поставит под угрозу стремительно развивающееся стратегическое партнерство с Азербайджаном.

Между тем выходцы из Армении, как и большая часть международной армянской диаспоры, занимают все более радикальную позицию в том что касается острых геополитических вопросов, связанных с их исторической родиной. Несмотря на то, что на последних президентских выборах в 2008 году израильские армяне практически не принимали участия в голосовании, в приватных беседах они все больше поддерживают "воинственного" Роберта Кочаряна (президент Армении в 1998-2008 гг.). "Не стыдно было иметь такого президента, - заявил один из ключевых представителей общины. - Большая часть выходцев из Армении не слишком жалует действующего президента Сержа Саргсяна и министра иностранных дел Эдварда Налбандяна. Причина тому – уступчивость и слабость нынешнего правител
ьства".


Справка


В период османского владычества серьезные изменения произошли также в укреплении позиций армянской общины. Используя свои связи с турецкими властями, армяне укрепили статус общины и именно с этого периода окончательно сформировали Армянский квартал Иерусалима.
Существуют интересные сведения об армянских королевах, правящих в Иерусалиме в период крестоносцев. В истории Святого города было несколько королев армянского происхождения, и одна из них, Мелисента, была причислена к ряду великих королев. Мелисента по матери приходилась внучкой армянского князя Малатии Габриэла. Ее отец, король Иерусалима Балдуин II (1118–1131гг.), будучи постоянно втянутым в войны, подолгу отсутствовал, и воспитанием дочери занималась мать, Морфия. В 1129г. Мелисента стала супругой будущего королевой Иерусалима, французского князя Фулькера Анжуйского. По свидетельству историка Гийома Тюренского, король правил страной, следуя советам, увещеваниям и желаниям своей супруги, и даже простейшие приемы не проводил без ее присутствия. С 1143г., после смерти Фулькера Анжуйского, до 1155г. Мелисента единолично правила Иерусалимским королевством. 
При латинском дворе Иерусалима было также множество армянских князей, а некоторые из них даже стали королями. А в армиях крестоносцев служили армянские военачальники.     Любопытные сведения содержатся также об армянских кварталах того периода, один из которых назывался «Ruga Armenorum» и просуществовал до 1222г. В настоящее время армянский квартал занимает один из четырех районов Старого Иерусалима, с территорией около 150.000 м2  и  населением более двух тысяч человек, большая часть которых до сих пор не имеет израильского гражданства. В связи с урегулированием вопроса о статусе города и арабо-израильского конфликта армянская община на сегодня оказалась в невыгодном положении, Армянской патриархии веками принадлежала роль хранителя гробницы Спасителя. Кроме того, конгрегация обители Св.Иакова пользуется большим авторитетом не только в Иерусалиме, но и во всем христианском мире. Захват земель армянской патриархии со стороны Израиля не первая попытка оказать давление на тамошнее армянское население. Израильские власти при малейшей возможности мешают проведению ремонтных или строительных работ на территории армянской патриархии или армянского квартала. Цель этого очевидна: вынудить армян продать принадлежащие им земли. Вследствие этой политики постепенно увеличится еврейский квартал Иерусалима и обеспечится безопасность проживающих здесь евреев. Израильские власти умело играют на внутрихристианских (между православными греками и армянами) противоречиях, и на  в процессе распутывания «иерусалимского клубка» используют конфликт между этими религиозными общинами как средство для решения тактических и стратегических задач.
Будут ли противоборствующие стороны (евреи и арабы), мировая общественность и многонациональное и многоконфессиональное население Иерусалима готовы прийти к некому компромиссному варианту относительно статуса Иерусалима, или Святой город опять станет ареной  новых геополитических столкновений, – предсказать сложно. Однако ясно одно – в распутывание этого клубка свою лепту на разных уровнях обязательно должна внести и армянская сторона. Мы убеждены, что для признания армянской стороны полноценным актором этого процесса необходима методичная и непрекращающаяся работа Диаспоры и дипломатического корпуса РА, исходящая из геополитических интересов армянского народа и армянского государства.