Всеправославный собор может быть понижен до совещания

Константинопольский Патриархат намерен провести «Всеправославный собор» любой ценой Константинопольский Патриархат намерен провести «Всеправославный собор» любой ценой

 

Вчера Сербская православная церковь присоединилась к числу поместных церквей, которые считают преждевременным проведение Всеправославного собора, который должен пройти с 16 по 26 июня на острове Крит. По мнению иерархов, нужно доработать документы, прежде чем созывать собор. Эксперты убеждены, что собор теперь превратится во Всеправославное совещание.

 


"Наша церковь видит препятствие к участию в Святом и Великом соборе и предлагает его отложить на некоторое время",— говорится в письме патриарха Сербского Иринея патриарху Константинопольскому Варфоломею, организатору собора. По мнению сербского предстоятеля, "перед созывом этого исторического форума необходимо устранить разногласия поместных церквей, достичь консенсуса и доработать проекты документов, которые предполагалось принять на соборе". Патриарх Сербский пояснил, что их сторону смущает критика некоторыми поместными церквями ряда документов, подготовленных к собору, а также решения Антиохийской и Болгарской церкви воздержаться от участия в соборе. Патриарх Ириней предложил провести в июне на Крите не собор, а предсоборное совещание, с тем чтобы доработать документы.

 


Напомним, 1 июня о своем отказе от участия в соборе заявил синод Болгарской православной церкви: иерархов также смутило содержание подготовленных текстов и невозможность их редактировать в ходе работы собора согласно его регламенту. Еще в апреле болгарский синод, рассматривая документ "Отношения Православной церкви с остальным христианским миром" постановил, что "кроме Святой православной церкви нет других церквей, а есть только еретики и раскольники, которых называть "церковью" теологически, догматически и канонически неправильно". Кроме того, болгар не устраивает предполагаемая рассадка предстоятелей поместных церквей, а также расходы на участие. Болгарский синод также предложил перенести дату собора до разрешения противоречий.

 


Выход из ситуации попытался найти Священный синод Русской православной церкви, который предложил провести экстренное Всеправославное предсоборное совещание. Но Вселенский патриарх и синод Константинопольской церкви, по сути, отклонил предложение иерархов РПЦ, заявив, что собор состоится, несмотря на нежелание ряда церквей участвовать в нем. "Пересмотр уже запланированного соборного процесса выходит за пределы всех институциональных рамок,— говорится в заявлении генерального секретариата Вселенского патриарха.— Как церковь, несущая основную ответственность за поддержание единства православия, Вселенский патриархат призывает всех оказаться на высоте обстоятельств и в установленные ранее сроки принять участие в работе Святого и Великого собора".

 

В РПЦ сочли неуместным участие своего представителя митрополита Волоколамского Илариона в составлении послания  Всеправославного собора. Таким образом он не поехал на Крит, сообщил источник. Ранее сообщалось, что ряд поместных православных Церквей мира высказались за то, чтобы отложить проведение намеченного на 16-26 июня собора до разрешения возникших при его подготовке проблем.

 


"Причина цепной реакции отказов от участия в соборе ряда православных церквей, скорее всего, в реальной потребности согласовать интересы разных церквей и развеять их страхи — прежде всего, по поводу "модернизма" и "экуменизма" Константинопольского патриархата, главного и не очень умелого организатора собора,— убежден президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.— Уже сейчас ясно, что собор, по-видимому, станет межправославным совещанием".

 

Официально подготовка к нынешнему Всеправославному собору началась более 50 лет назад, с Первого предсоборного совещания на острове Родос в 1963 году, в котором Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) приняла живейшее участие. Ее делегацию тогда возглавлял легендарный митрополит Никодим (Ротов) — духовный отец нынешнего патриарха и активный экуменист (сторонник учения о единстве христиан поверх конфессиональных границ). Но на самом деле предсоборный процесс начался еще раньше — практически сразу после падения Российской империи, которая была главным спонсором мирового православия. Уже в 1923 году в Константинополе под эгидой британской оккупационной администрации и под председательством патриарха Мелетия (Метаксакиса) собирается Всеправославный конгресс и принимает радикальную программу реформ православия: календарь меняется со старого (юлианского) на новый (григорианский), провозглашается политика экуменизма — сближения с католиками и протестантами с целью объединения в будущем в единую церковь. Тогдашняя Российская церковь во главе со святым патриархом Тихоном не признала этого конгресса, зато его горячо приветствовали обновленцы: созданное ОГПУ квазицерковное течение, провозгласившее коммунизм царством Божиим на земле.

 

Если католическая церковь более или менее регулярно проводит свои Вселенские соборы (последний из них — Второй Ватиканский — состоялся в 1960-х), то православные не собирались вместе аж с VIII века, когда прошел Седьмой Вселенский собор. За эти столетия успело накопиться как множество нерешенных проблем, так и апокалиптические пророчества о том, что «Восьмой собор» приведет к власти антихриста и ознаменует собой конец света. В ходе драматичной истории православия противоречия как-то разрешались — то путем расколов, то путем компромиссов, — но ХХ век настолько радикально «переструктурировал» систему мирового православия, что без общего собора уже не обойтись. Например, появился так называемый календарный вопрос: большинство поместных церквей в 1920—1930-е годы перешло на новый стиль и стало праздновать, скажем, Рождество Христово не 7 января, а 25 декабря, вместе с западными христианами. Помимо Русской старого стиля придерживаются лишь Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Эта реформа породила не только масштабный раскол (не принявшие новый календарь общины образовали многочисленные «старостильные» церкви), но и привела к некоторой литургической шизофрении. Тот же митрополит Никодим да и патриарх Кирилл в бытность свою митрополитом часто праздновали Рождество дважды: сначала 25 декабря, посещая зарубежные приходы РПЦ МП, а потом 7 января на родине.

 

Другая ключевая проблема православия ХХ века — спор за первенство между Московским и Константинопольским патриархатами. Невозможность его разрешения собственно и привела практически к срыву нынешнего Всеправославного собора. Как известно, православию (в отличие от католицизма) присущ «цезарепапизм»: не имея единого всемирного центра, православные церкви, устраивая свое земное благополучие, опираются на государственную власть. Более тысячи лет таковой была власть византийских императоров, потом покровителями православия стали московские цари, а когда не стало и их, центр православия вновь переместился в Константинополь (Стамбул), но уже с опорой на Запад: сначала на Великобританию, а после Второй мировой войны — США. Неожиданно для Константинополя в ходе войны Сталин решил возродить Московскую патриархию, казалось бы, полностью уничтоженную в 1930-е. Вождь связывал со своей карманной церковной организацией большие геополитические планы по захвату христианского Востока и приказал сразу после войны созвать в Москве Вселенский собор и сделать Московского патриарха, полностью подчиненного Кремлю, Вселенским — своеобразным православным папой. Но Константинополь оказал ожесточенное сопротивление этим планам, смог мобилизовать греческие церкви, и вместо Вселенского собора в Москве в 1948 году удалось собрать лишь Всеправославное совещание. Оно продемонстрировало новый передел мирового православия: церкви славянских стран, Балкан и Ближнего Востока отныне подчинялись Москве, а Греческие и Западные — Константинополю. Но Москва не смирилась и продолжала бросать Константинополю разные вызовы: в основном в форме «дарования автокефалий» (Польской, Чехословацкой и Американской церквам). Вообще-то «автокефалия» означает полную независимость, но на деле эти новые церкви полностью зависели от Москвы, и, умножая их число, она рассчитывала получить перевес голосов на будущем Вселенском соборе…

 

Хоть Советский Союз и был атеистическим государством, но его падение сильно ударило по международному положению РПЦ МП. Устами того же митрополита Никодима (Ротова) еще в 60-е годы она провозгласила «большую близость к православию» советского атеизма, нежели западного протестантизма. Находясь под полным контролем КГБ, на международной арене эта церковь выступала не как религиозная, а как политическая организация.

 

В 1990-е годы началось новое усиление Константинопольского патриархата, основная паства которого теперь проживает в США, и новый передел православного мира — не в пользу Москвы. Константинополь «переучредил» автокефальные церкви в Албании, Польше, Чехии и Словакии, а также сделал своими союзниками большие церкви Румынии и стран Ближнего Востока. В новой геополитической реальности камнем преткновения стала Украина, где православие разделилось на несколько юрисдикций, самой динамичной из которых является непризнанный Киевский патриархат. Его возглавляет бывший местоблюститель Московского патриаршего престола РПЦ МП Филарет (Денисенко). И от того, кто будет контролировать Украину, зависит расстановка сил в мировом православии…

 

 

Конфликт вокруг Всеправославного собора — часть имперско-реваншистской политики Кремля и, в частности, его идеологической войны с Западом. С точки зрения кремлевско-патриотического мировоззрения, первенство Константинополя в православном мире означает сдачу этого мира Западу. А Кремль еще со времен Сталина рассматривает православие как важный инструмент своей геополитики, и сама РПЦ охотно готова таким инструментом служить. С другой стороны, с точки зрения узких корпоративно-клерикальных интересов, новый передел православного мира грозит потерей больших кусков собственности и в конце концов переносом процесса на территорию России (ведь если Константинопольский и Московский патриархаты перестанут признавать друг друга, ничто не будет мешать первому создавать свои структуры не только на Украине, но и в РФ). Поэтому для приходского батюшки или епископа лучше худой компромиссный мир, чем священная война.

 

Внезапное, но очень показное неприятие Всеправославного собора нужно лично патриарху Кириллу еще и для того, чтобы как-то загасить мощное протестное движение, возникшее в РПЦ после его встречи с папой Франциском 12 февраля. Консервативная церковная общественность трактует эту встречу и подписанную на ней декларацию как предательство православия. На Украине уже два епископа перестали из-за этого поминать Кирилла, то же самое сделали десятки монастырей и приходов в России, Беларуси, Молдове. Кирилл хочет послать этой общественности какой-то понятный сигнал, что он переходит на консервативные позиции и больше православия предавать не будет.